Порядок производства по делам об административных правонарушениях

В качестве основания классификации видов производств об административных правонарушениях учеными административистами, как правило, используются объем и сложность процессуальной деятельности.

Замечание 1

Единства мнений в отношении определения видов производств по административным правонарушениям и их количества, в настоящее время нет.

Так, В.В. Волкова выделяет четыре вида производств:

  1. обычное,
  2. ускоренное,
  3. упрощенное,
  4. усложненное.

Этой же точки зрения придерживается и М.А. Штатина. С.Н. Братановским выделено лишь общее и упрощенное виды производства.

Некоторыми учеными (В.Я. Кикоть, В.С. Четвериков) отдельные виды производства об административных правонарушениях вообще не выделяются. Однако, большинство исследователей придерживается точки зрения о существовании трех видов производства по административным правонарушениям:

  • обычного,
  • упрощенного,
  • усложненного.

Обычное производство по делам об административных правонарушениях

Порядок производства по делам об административных правонарушениях

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Обычным называется производство по делам об административных правонарушениях, включающее все стадии производства, являющиеся обязательными.

Другими словами – это совокупность процессуальных действий, которые осуществляют наделенные специальными полномочиями должностные лица, судьи, по отношению к лицам, которые совершили административные правонарушения. В структуру этих процессуальных включены четыре стадии:

  • возбуждение административного дела;
  • рассмотрение административного дела.
  • апелляционная стадия или стадия пересмотра вынесенных по делу постановлений;
  • стадия исполнительного производства.

Значительная часть дел об административных правонарушениях рассматривается именно в порядке обычного производства.

Упрощенное производство

Определение 2

Упрощенным называется порядок производства по делу об административном правонарушении при котором, относящиеся к различным стадиям, процессуальные действия совершаются одномоментно и без составления протокола об административном правонарушении.

Упрощенный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен статьей 28.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Упрощенное производство может иметь место, если за совершенное физическим лицом правонарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа.

Уполномоченное должностное лицо, не составляя протокол, выносит постановление о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

Если лицо, совершившее правонарушение, оспаривает данный факт, или не согласно с назначенным наказанием, то протокол об административном правонарушении должен быть составлен и производство по делу приобретает характер обычного.

Усложненное, или особое производство

Определение 3

Усложненное или особое производство по делу об административных правонарушениях предполагает наличие дополнительных стадий или особый порядок возбуждения.

При соблюдении хотя бы одного из следующих условий производство по делу об административном правонарушении относится к усложненному или особому:

  • наличие стадии административного расследования в порядке, определенном статьей 28.7 КоАП РФ;
  • если вынесенное по делу постановление или решение будет обжаловано либо опротестовано в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ;
  • если дело об административном правонарушении возбуждается прокурором;
  • дело об административном правонарушении возбуждается в отношении специальных субъектов, например, юридических лиц, некоторых должностных лиц (прокуроры, судьи, депутаты и тому подобное).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_administrativnoe_pravo/vidy_proizvodstva_ob_administrativnyh_pravonarusheniyah/

Производство по делам об административных правонарушениях

  • Производство по делам об административных
    правонарушениях
  • Производство по делам об административных
    правонарушениях
    — совокупность
    административно-процессуальных норм
    и основанная на них деятельность
    уполномоченных органов и должностных
    лиц по применению мер административного
    наказания.
  • Задачи производства по делам об
    административных правонарушениях:
  • — всестороннее, полное, объективное и
    своевременное выяснение каждого дела;
  • — разрешение дела об административном
    правонарушении в соответствии с законом;
  • — обеспечение исполнения вынесенного
    по делу об административном правонарушении
    постановления;
  • — выявление причин и условий, способствующих
    совершению административных правонарушений.
  • Производство по делам об административных
    правонарушениях не может быть начато,
    а начатое подлежит прекращению при
    наличии хотя бы одного из следующих
    обстоятельств:
  • — отсутствие события административного
    правонарушения;
  • — отсутствие состава административного
    правонарушения, в том числе недостижение
    физическим лицом на момент совершения
    противоправных действий (бездействия)
    возраста, предусмотренного КоАП для
    привлечения к административной
    ответственности, или невменяемость
    физического лица, совершившего
    противоправные действия (бездействие);
  • — действие лица в состоянии крайней
    необходимости;
  • — издание акта амнистии, если такой акт
    устраняет применение административного
    наказания;
  • — отмена закона, устанавливающего
    административную ответственность;
  • — истечение сроков давности привлечения
    к административной ответственности;
  • — наличие по одному и тому же факту
    совершения противоправных действий
    (бездействия) лицом, в отношении которого
    ведется производство по делу об
    административном правонарушении,
    постановления о назначении административного
    наказания либо постановления о прекращении
    производства по делу об административном
    правонарушении, либо постановления о
    возбуждении уголовного дела;
  • — смерть физического лица, в отношении
    которого ведется производство по делу
    об административном правонарушении.
  • Стадии производства по делам об
    административных правонарушениях

    относительно самостоятельная часть
    производства, которой присущи конкретные
    задачи, состав участников, процессуальное
    оформление результатов.
  • Стадии производства по делам об
    административных правонарушениях.
  • — возбуждение дела об административном
    правонарушении и административное
    расследование;
  • — рассмотрение дела об административном
    правонарушении;
  • — пересмотр постановлений и решений по
    делам об административных правонарушениях;
  • — исполнение постановлений по делам об
    административных правонарушениях.
  • Субъект производства по делам об
    административных правонарушениях

    участник производства по делам об
    административных правонарушениях,
    обладающий необходимой
    административно-процессуальной
    правосубъектностью, решающий процессуальные
    задачи.
  • Виды субъектов производства по делам
    об административных правонарушениях:
  • — управомоченные органы и должностные
    лица, наделенные правом принимать
    юридические акты, документы, разрешающие
    процессуальные задачи и определяющие
    движение дела об административном
    правонарушении;
  • — субъекты, имеющие личный интерес в
    деле об административном правонарушении;
  • — субъекты, содействующие отправлению
    производства по делам об административных
    правонарушениях;
  • — иные субъекты производства по делам
    об административных правонарушениях.
  • Управомоченные органы и должностные
    лица
    , наделенные правом принимать
    юридические акты, документы, разрешающие
    процессуальные задачи и определяющие
    движение дела об административном
    правонарушении:
  • — субъекты, правомочные в пределах
    компетенции, установленной КоАП,
    рассматривать дела об административных
    правонарушениях:
  • а) судьи (мировые судьи);
  • б) комиссии по делам несовершеннолетних
    и защите их прав;
  • в) федеральные органы исполнительной
    власти, их учреждения, структурные
    подразделения и территориальные органы;
  • г) уполномоченные органы и учреждения
    органов исполнительной власти субъектов
    РФ;
  • д) административные комиссии, иные
    коллегиальные органы, создаваемые в
    соответствии с законами субъектов РФ
    (глава 23 КоАП);

— должностные лица, уполномоченные
составлять протоколы об административных
правонарушениях (ст. 28.3 КоАП);

  1. — должностные лица и иные субъекты,
    полномочные применять меры обеспечения
    производства по делам об административных
    правонарушениях;
  2. — субъекты, полномочные пересматривать
    постановления и решения по делам об
    административных правонарушениях:
  3. а) районные судьи по месту рассмотрения
    дела;
  4. б) районные суды по месту нахождения
    коллегиального органа, чье постановление
    (решение) обжалуется;
  5. в) вышестоящий орган (должностное лицо);

г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП);

— прокурор вправе: возбуждать производство
по делу об административном правонарушении;
участвовать в рассмотрении дела об
административном правонарушении,
представлять доказательства, заявлять
ходатайства, давать заключения по
вопросам, возникающим во время рассмотрения
дела; приносить протест на постановление
по делу об административном правонарушении
независимо от участия в деле, а также
совершать иные предусмотренные
федеральным законом действия (ст. 25.11
КоАП);

  • — субъекты, контролирующие и обеспечивающие
    исполнение постановлений по делам об
    административных правонарушениях
    (глава 32 КоАП).
  • Субъекты, имеющие личный интерес в
    деле об административном правонарушении
    :
    лицо, в отношении которого ведется
    производство по делу об административном
    правонарушении, потерпевший, законный
    представитель физического лица, законный
    представитель юридического лица,
    защитник, представитель.
  • Лицо, в отношении которого ведется
    производство по делу об административном
    правонарушении, вправе:
  • — знакомиться со всеми материалами дела;
  • — давать объяснения;
  • — представлять доказательства;
  • — заявлять ходатайства и отводы;
  • — пользоваться юридической помощью
    защитника;
  • — присутствовать при рассмотрении дела;
  • — обжаловать постановления (решения) по
    делу.
  • Потерпевший — физическое или
    юридическое лицо, которым административным
    правонарушением причинен физический,
    имущественный или моральный вред.
  • Потерпевший вправе:
  • — знакомиться со всеми материалами дела;
  • — давать объяснения;
  • — представлять доказательства;
  • — заявлять ходатайства и отводы;
  • — пользоваться юридической помощью
    представителя;
  • — обжаловать постановления по делу и
    др.
  • Законные представители физического
    лица
    – субъекты (родители, усыновители,
    опекуны или попечители), осуществляющие
    защиту прав и законных интересов
    физического лица, в отношении которого
    ведется производство по делу об
    административном правонарушении, или
    потерпевшего, являющегося несовершеннолетним
    либо по своему физическому или психическому
    состоянию лишенного возможности
    самостоятельно реализовывать свои
    права.
  • Законные представители юридического
    лица
    — субъекты (руководитель, иное
    лицо в соответствии с законом или
    учредительными документами юридического
    лица), осуществляющие защиту прав и
    законных интересов юридического лица,
    в отношении которого ведется производство
    по делу об административном производстве,
    или юридического лица, являющегося
    потерпевшим.
  • Защитником выступает адвокат
    или иное лицо, оказывающее юридическую
    помощь лицу, в отношении которого ведется
    производство по делу об административном
    правонарушении.
  • Представителем выступает адвокат
    или иное лицо, оказывающее юридическую
    помощь потерпевшему.

Защитник и представитель допускаются
к участию в производстве по делу об
административном правонарушении с
момента составления протокола об
административном правонарушении.

В
случае административного задержания
физического лица в связи с административным
правонарушением защитник допускается
к участию в производстве по делу об
административном правонарушении с
момента административного задержания.

  1. Свидетель — лицо, которому могут
    быть известны обстоятельства дела об
    административном правонарушении,
    подлежащие установлению.
  2. Свидетель вправе:
  3. — не свидетельствовать против себя
    самого, своего супруга и близких
    родственников;
  4. — давать показания на родном языке или
    на языке, которым владеет;
  5. — пользоваться бесплатной помощью
    переводчика;
  6. — делать замечания по поводу правильности
    занесения его показаний в протокол.
  7. Свидетель обязан:
  8. — явиться по вызову судьи, органа,
    должностного лица, в производстве
    которых находится дело об административном
    правонарушении;
  9. — дать правдивые показания, сообщить
    все известное ему по делу, ответить на
    поставленные вопросы и удостоверить
    своей подписью в соответствующем
    протоколе правильность занесения его
    показаний.
  10. Понятой — любое не заинтересованное
    в исходе дела об административном
    правонарушении лицо, которое выполняет
    удостоверительную функцию при применении
    мер обеспечения производства по делу.
  11. Специалист — любое совершеннолетнее
    лицо, привлекаемое к участию в производстве
    по делу об административном правонарушении,
    не заинтересованное в исходе дела,
    обладающее познаниями, необходимыми
    для оказания содействия в обнаружении,
    закреплении и изъятии доказательств,
    а также в применении технических средств.
  12. Специалист вправе:
  13. — знакомиться с материалами дела об
    административном правонарушении,
    относящимися к предмету действий с его
    участием;
  14. — с разрешения судьи, должностного лица,
    лица, председательствующего в заседании
    коллегиального органа, в производстве
    которых находится дело об административном
    правонарушении, задавать вопросы,
    относящиеся к предмету соответствующих
    действий, лицу, в отношении которого
    ведется производство по делу об
    административном правонарушении,
    потерпевшему и свидетелям.
  15. Специалист обязан:
  16. — явиться по вызову судьи, органа,
    должностного лица, в производстве
    которых находится дело об административном
    правонарушении;
  17. — участвовать в проведении действий,
    требующих специальных познаний в целях
    обнаружения, закрепления и изъятия
    доказательств, давать пояснения по
    поводу совершаемых им действий;
  18. — удостоверить своей подписью факт
    совершения указанных действий, их
    содержание и результаты.
  19. Эксперт — любое не заинтересованное
    в исходе дела лицо, обладающее специальными
    познаниями в науке, технике, искусстве
    или ремесле, достаточными для проведения
    экспертизы и дачи экспертного заключения.
  20. Эксперт вправе:
  21. — знакомиться с материалами дела об
    административном правонарушении,
    относящимися к предмету экспертизы,
    заявлять ходатайства о представлении
    ему дополнительных материалов, необходимых
    для дачи заключения;
  22. — с разрешения судьи, должностного лица,
    председательствующего в заседании
    коллегиального органа, в производстве
    которых находится производство по делу
    об административном правонарушении,
    задавать вопросы, относящиеся к предмету
    экспертизы, лицу, в отношении которого
    ведется производство по делу, потерпевшему
    и свидетелям;
  23. — указывать в своем заключении имеющие
    значения для дела обстоятельства,
    которые установлены при проведении
    экспертизы и по поводу которых ему не
    были поставлены вопросы.
  24. Эксперт обязан:
  25. — явиться по вызову судьи, органа,
    должностного лица, в производстве
    которых находится дело об административном
    правонарушении;
  26. — дать объективное заключение по
    поставленным перед ним вопросам, а также
    требуемые объяснения в связи с содержанием
    заключения.
  27. Переводчик — любое не заинтересованное
    в исходе дела совершеннолетнее лицо,
    владеющее языками или навыками
    сурдоперевода (понимающее знаки немого
    или глухого), необходимыми для перевода
    или сурдоперевода при производстве по
    делу об административном правонарушении.
  28. Переводчик обязан:
  29. — явиться по вызову судьи, органа,
    должностного лица, в производстве
    которых находится дело об административном
    правонарушении;
  30. — выполнить полно и точно порученный
    ему перевод;
  31. — удостоверить верность перевода своей
    подписью.
Читайте также:  Написать жалобу на мегафон: как это сделать, куда написать, образец претензии

Источник: https://studfile.net/preview/1628549/

Производство по делам об административных правонарушениях

  • Производство по делам об административных правонарушениях
  • Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом РК «Об административных правонарушениях» (далее — КоАП).
  • Основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:
  1. своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с КоАП; 2) обеспечение реализации прав и обязанностей участников производства;

    3) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;

4) обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Производство по делам об административных правонарушениях в Республике Казахстан ведется на государственном языке, а при необходимости в производстве наравне с государственным употребляются русский язык или другие языки.

Участники производства по делам об административных правонарушениях извещаются о времени и месте рассмотрения дела или совершения отдельных процессуальных действий и вызываются в суд, орган (к должностному лицу) уведомлениями (извещениями).

Уведомление (извещение) направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении, телефонограммой или телеграммой, текстовым сообщением по абонентскому номеру сотовой связи или по электронному адресу либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию извещения или вызова.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться с протоколом и другими материалами дела, давать объяснения, делать замечания по содержанию и оформлению протокола, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, при рассмотрении дела выступать на родном языке или языке, которым владеет, и безвозмездно пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, протокол об административном правонарушении и постановление по делу, делать выписки из него и снимать копии с имеющихся в деле документов, а также пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными ему КоАП.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения;

  1. материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления;
  2. сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
  3. показания специальных автоматизированных измерительных средств, а также сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов наблюдения, работающих в автоматическом режиме и фиксирующих совершение административного правонарушения в сфере автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения посредством фото-, видеосъемки дорожной ситуации, определения скорости и направления движения транспортного средства, действий других участников дорожного движения.

Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, если факт правонарушения обнаружен должностным лицом на месте его совершения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде штрафа согласно абзацу первому части первой статьи 44, установлено совершившее его физическое лицо, которое признает свою вину и соглашается с размером налагаемого штрафа.
      Сокращенное производство по делу об административном правонарушении не применяется в случаях:

  1. когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания;
  2. совершения правонарушения несовершеннолетним;
  3. совершения правонарушения лицами, обладающими привилегиями и иммунитетом;
  4. совершения административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами государственных доходов;
  5. если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме.
  1. При обнаружении административного правонарушения и установлении совершившего его лица должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении на месте его совершения и разъясняет лицу право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток.
  2. Должностное лицо вручает лицу копию протокола об административном правонарушении с квитанцией установленного образца.
  3. В случае оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток дело считается рассмотренным по существу.
  4. Управление Костанайского
  5. района Д.Хусаинова

Источник: http://www.kst.adilet.gov.kz/ru/node/89197

Производство по делам об административных правонарушениях в суде

Производство по делам об административных правонарушениях в суде принципы, стадии, сроки. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются судьями, органами, должностными лицами в пределах их компетенции, установленной гл. 23 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению судей гарнизонных военных судов, судей районных судов, судей арбитражных судов, а также мировых судей, определены ст. 23.1 КоАП РФ.

ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (разд. IV — V КоАП РФ).

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, определенным гл.

14 — 21 АПК РФ, с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ и разд. IV — V КоАП РФ (ч. 1 ст. 202 АПК РФ и п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»). Согласно п.

18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ в случаях, когда гл.

25 АПК РФ установлены конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено ст. 29.9 КоАП РФ).

Принцип законности предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

Принцип гласности (прозрачности) означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.

Принцип равенства перед законом, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип презумпции невиновности, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.

1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

  • Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
  • 1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
  • 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей;
  • 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  • 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  • 6) имеются ли ходатайства и отводы.
Читайте также:  Иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения: образец заявления

Ходатайства на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении являются одной из гарантий всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. По общему правилу на данном этапе процесса ходатайства могут быть заявлены только в письменной форме.

Ходатайства рассматриваются немедленно. По результатам их рассмотрения судьей выносится определение. О результатах рассмотрения ходатайства сообщается лицу, их заявившему (ст. 24.4 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в ст. 25.1 — 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу о назначении экспертизы;

  1. 3) об отложении рассмотрения дела;
  2. 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
  3. 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.

15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ).

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело (при единоличном рассмотрении — должность, фамилия, при коллегиальном рассмотрении — наименование органа, фамилии председательствующего в заседании и членов данного органа), какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении), кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) и на основании какого закона (статья КоАП РФ или закона субъекта РФ) привлекается к административной ответственности.

Далее необходимо установить факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Факт присутствия лиц подтверждается удостоверением личности, служебным удостоверением, доверенностью либо иными документами.

Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела.

Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

  • Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
  • По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
  • Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.

В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела.

Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела.

Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений. Это, во-первых, постановление о назначении административного наказания и, во-вторых, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и иных постановлений быть не может.

Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления по делу. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, т.е. сразу после вынесения.

Источник: https://juristic.pro/administrativnyj-process/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnyx-pravonarusheniyax-v-sude-principy-stadii-sroki.html

Порядок производства по делам об административных правонарушениях

Налоговый департамент по г. Астана разъясняет порядок производства по делам об административных правонарушениях

      В соответствии с частью 3 статьи 634 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП) дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о совершении административного правонарушения или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также с момента объявления судьей (судом) об установлении факта проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в процессе лица в ходе судебного разбирательства.

      Так, согласно части 1 статьи 570 КоАП органы налоговой службы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 88 (частями третьей, четвертой, пятой), 88-1 (частями второй, третьей), 166, 205 — 212, 215 — 219, 357-2 (частью первой), 358, 358-1, 360.       Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после обнаружения факта совершения административного правонарушения или по окончанию соответствующей налоговой проверки.            В случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств административного правонарушения, личности физического лица или сведений о юридическом лице и личности законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение трех суток.       После составления протокола об административном правонарушении должностное лицо органа налоговой службы в течении 15 суток выносит одно из следующих постановлений:       1) о наложении административного взыскания;       2) о прекращении производства по делу;       3) о передаче дела на рассмотрение судье, органу (должностному лицу), правомочному налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера, а также о передаче дела на рассмотрение по месту учета транспортного средства (судна, в том числе маломерного), в случаях, предусмотренных статьей 642 КоАП.       4) о принудительном исполнении постановления о наложении штрафа.

      При этом, постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

      Копия постановления немедленно вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему, законному представителю физического лица, а также уполномоченному органу (должностному лицу), возбудившему дело об административном правонарушении, по их просьбе. В случае отсутствия указанных лиц копия постановления высылается в течение трех дней со дня его вынесения.       В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:       1) должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление;       2) дата и место рассмотрения дела;       3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело: для физических лиц — фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, регистрационный номер налогоплательщика, сведения о регистрации по месту жительства, место работы; для юридических лиц — наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер и дата государственной регистрации в качестве юридического лица, регистрационный номер налогоплательщика и банковские реквизиты;           3-1) язык производства по рассматриваемому делу;       4) статья настоящего Кодекса, предусматривающая ответственность за административное правонарушение;       5) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;       6) решение по делу;       7) порядок и сроки обжалования постановления.       Постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу по истечению 10 суток со дня вручения копии постановления, в случае если лицо не участвовало в рассмотрении дела, — со дня получения.      В административной практике наиболее распространенный порядок обжалования, не вступившего в законную силу, это в вышестоящий орган налоговой службы, либо в Специализированный межрайонный административный суд. Таким образом, гарантируются права налогоплательщика на обжалования административного взыскания.      При одновременном поступлении жалобы на постановления, не вступившего в законную силу в вышестоящий орган налоговой службы и в суд, жалоба рассматривается судом.       Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:       1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если оно не было обжаловано или опротестовано;       2) немедленно после вынесения определения по жалобе, протесту, а также вынесения постановления в случае, предусмотренном статьей 664 КоАП.       На основании пункта 1 статьи 707 КоАП штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, вынесения предписания о необходимости уплаты штрафа либо со дня истечения срока отсрочки, с последующим уведомлением в письменной форме судьи, органа (должностного лица), вынесшего постановление о наложении штрафа, выдавшего предписание о необходимости уплаты штрафа.

Читайте также:  О штрафе за въезд под кирпич: размер и сумма наказания, как оплачивать

      Согласно статьи 701 КоАП при наличии обстоятельств, делающих исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, лишения специального права или штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможным в установленные законом сроки, судья, орган (должностное лицо), вынесшее постановление, могут по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

  • Налоговое управление  по г. Астана

Источник: https://uchet.kz/news/poryadok-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnykh-pravonarusheniyakh/

Производство по делам об административных правонарушениях

  • Принципы производства по делам об административных правонарушениях
  • Участники производства по делам об административных правонарушениях
  • Порядок производства: стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении
  • Постановление прокурора и определение о возбуждении как старт производства по делам об административных правонарушениях. Возможность обжалования актов
  • Рассмотрение дела об административном правонарушении: кто рассматривает, стадии рассмотрения, доказательства
  • Территориальная подведомственность по административным правонарушениям (место рассмотрения) и срок рассмотрения

Принципы производства по делам об административных правонарушениях 

Руководящие идеи производства по делам об административных правонарушениях именуются принципами. Это:

  • Законность. Производство по делам об административных правонарушениях требует совершения процедур в полном соответствии с положениями нормативных актов, что обеспечит надлежащий правовой результат.
  • Принцип госязыка. Производство по делам об административных правонарушениях должно вестись на русском языке, однако лицо, не владеющее им, вправе пользоваться услугами переводчика.
  • Лицу, привлекаемому к ответственности, обеспечивается право на защиту, что предполагает наделение его возможностью участия в рассмотрении, отстаивания своих интересов.
  • Открытость производства по делам об административных правонарушениях. Из этого принципа есть и исключения, например угроза разглашения гостайны.
  • Дело рассматривается не только объективно, но и всесторонне, своевременно, ведь главное — это установление истины. 

Участники производства по делам об административных правонарушениях 

Субъектам производства по делам об административных правонарушениях посвящена гл. 25 КоАП РФ. По процессуальной роли всех участников можно разделить на 3 группы:

  1. Субъекты, обладающие личной заинтересованностью в исходе дела: привлекаемые к ответственности лица, их законные представители.
  2. Содействующие установлению объективной истины в процессе производства по делам об административных правонарушениях субъекты: переводчики, эксперты, понятые, свидетели.
  3. Наделенные властными полномочиями должностные лица (органы), которые контролируют ход производства по делам об административных правонарушениях, движение дела, принимают обязательные для исполнения акты: должностные лица ОВД, налоговых, таможенных и иных органов, наделенных функциями контроля, судьи, иные представители власти. 

Порядок производства: стадии производства по делам об административных правонарушениях 

Выделяют 4 взаимосвязанные стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, которые только в единстве можно назвать производством по делам об административных правонарушениях:

  1. Стадия, начинающая производство по делам об административных правонарушениях, именуется возбуждением дела. Есть две обязательные составляющие, без которых дело об административном правонарушении не запускается:
    • повод — обнаружение должностными лицами факта нарушения, заявления лиц, иные способы получения информации;
    • основание — им считается наличие у властных субъектов достаточных сведений о том, что конкретные действия обладают признаками административного правонарушения. Более подробно порядок возбуждения дела об административном правонарушении разбирается ниже.
  2. Рассмотрение дела — центральный элемент производства по делам об административных правонарушениях.
  3. Этап пересмотра имеет место только тогда, когда лицом, привлеченным к ответственности, или другими уполномоченными субъектами подается жалоба. В результате пересмотра производство по делам об административных правонарушениях может быть завершено оставлением постановления в силе, его изменением либо отменой.
  4. Завершают производство по делам об административных правонарушениях действия по исполнению решения. 

Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении 

Момент начала производства по делам об административных правонарушениях всегда связывается с моментом вынесения уполномоченным субъектом процессуального акта.

В подавляющем большинстве случаев это протокол об административном правонарушении. Он составляется непосредственно после выявления нарушения. При необходимости выяснения дополнительных данных должностное лицо имеет на это двухдневный срок с момента выявления.

Чтобы при составлении протокола были соблюдены права субъекта, в отношении которого он составляется:

  1. Лицу разъясняются права и обязанности (см. ст. 25.1 КоАП), о чем делается отметка в протоколе.
  2. Лицо должно иметь возможность ознакомиться с содержанием протокола, указать свои замечания, объяснения, прилагаемые к протоколу. Обратите внимание! Несогласие с процедурой оформления следует выразить именно в графе «Объяснения». 
  3. Если между выявлением нарушения и составлением протокола есть временной промежуток и привлекаемое лицо извещено о том, где и когда он будет составляться, но не является, протокол может быть составлен в отсутствие субъекта. Однако в течение 3 дней после этого должностное лицо должно направить указанному лицу копию протокола.
  4. Действует правило об обязательном подписании протокола как лицом, его составлявшим, так и субъектом, в отношении которого он составляется. Если последний отказывается ставить подпись, отказ фиксируется в тексте протокола.
  5. Копия протокола в обязательном порядке должна быть вручена лицу под расписку. 

Постановление прокурора и определение о возбуждении как старт производства по делам об административных правонарушениях. Возможность обжалования актов 

Другой акт, которым возбуждается дело, — постановление прокурора. Оно может быть вынесено при осуществлении им надзорной функции, на основе результатов проведенной проверки либо обращений субъектов, в качестве реакции на любое нарушение. 

Важно! На практике были попытки обжаловать протокол и постановление прокурора. Однако суды сходятся во мнении, что действующие нормы такого права лицу не предоставляют, а непосредственно возбуждением дела права лица не нарушаются (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу № А56-5526/2010).

Источник: https://rusjurist.ru/administrativnye_dela/proizvodstvo_po_delam_ob_administrativnyh_pravonarusheniyah/

Производство по делу об административном правонарушении

В результате совершения гражданином противоправного деяния, должностными лицами возбуждается производство об административном правонарушении. Сущность производства в применении процессуальных оснований должностными лицами для привлечения виновного к ответственности.

Чтобы гражданин понес наказание в виде штрафа, не достаточно просто отдать эти деньги должностному лицу, так как в данном случае будет расцениваться действие как взятка. Для уплаты штрафа необходимо использовать допустимые процессуальные нормы, которые устанавливают порядок и сроки уплаты этого штрафа.

Осуществляя производство по делу, должностные лица исходят из следующих задач:

  1. Справедливое разбирательство по делу, согласно которому будут исследованы все обстоятельства дела и не имея заинтересованности в его исходе, принято объективное решение
  2. Применение санкций только на основании закона

Ведение производства по делу регламентировано нормами КоАП России и субъектов.

Производство основывается на нескольких стадиях:

  1. В случае выявления правонарушения возбуждается производство по делу
  2. Для объективного вынесения решения по делу, проводится рассмотрение дела
  3. Если это необходимо по делу, то пересмотр процессуальных документов по делу
  4. Исполнение решения по делу

Третья стадия применяется в том случае, если правонарушитель не согласен с процессуальными действиями должностных лиц и осуществляет обжалование. А в иных случаях, эта стадия опускается.

Принято выделять несколько видов административных производств:

  1. Обычное, использующее стандартные три стадии
  2. Ускоренное, для которых предусматриваются специальные сроки рассмотрения и вынесения решения, например, если гражданину грозит административный арест
  3. Упрощенное, без рассмотрения дела по существу, а сразу с вынесением постановления, например, в случае применения предупреждения или административного штрафа, если правонарушитель не возражает
  4. Усложненное, когда производство связано с применением обеспечительных мер, например, задержание, доставление, личный досмотр
  5. Производство усложняется, если присутствует третья стадия, связанная с пересмотром процессуальных решений, особенность этого производства в том, что оно более длительное по времени.

Обстоятельства, исключающие производство по делу

Должностные лица, ведущие производство по делу обязаны его прекратить, если выясняются следующие обстоятельства:

  • Нет события или состава самого правонарушения, например, совершение деяния лицом в возрасте 15 лет
  • Если лицо действовало для предотвращения негативных последствий, в состоянии крайней необходимости
  • На момент ведения производства издан акт амнистии
  • Данное правонарушение более не считается противоправным, в результате отмены санкции
  • Два производства одновременно по одному правонарушению
  • Смерть правонарушителя, так как его наследники не являются правопреемниками и не отвечают за умершего

Издержки на ведение административного производства

Для ведения производства затрачиваются определенные средства, необходимые на вызов свидетелей, экспертов, специалистов, розыском участников по делу, перевозку и хранению доказательств.

Если правонарушителем является гражданин, то указанные издержки компенсируются государством или регионом. При участии организации в качестве правонарушителя по делу, то все издержки возлагаются на указанную организацию.

В результате выявления обстоятельств требующих прекратить производство, издержки в этом случае компенсируются за счет государства или региона. При указании издержек по делу, они подлежат включению в текст постановления по делу.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/adm-pr/proizvodstvo-po-delu-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector