Основанием для привлечения к ответственности за нарушение правил движения на дорогах является постановление. Оно выносится после составления протокола о нарушении, либо без него. Но закон устанавливает четкий регламент по составления и вынесению постановления об административном правонарушении при нарушении ПДД.
Правила составления постановления
Постановление о привлечении лица к административной ответственности, является распорядительным актом должностного лица ГИБДД или судьи, на основании, которого физическое лицо получает административное наказание.
В связи с тем, что данный акт имеет обязательную распорядительную функцию, и накладывает на лицо ответственность, Кодексом об административных нарушениях (КОАП) предусмотрены четкие правила оформления и составления постановления, нарушение которых влечет за собой его отмену, и признание лица не виновным в совершении правонарушения.
Согласно нормам КОАП выносить такие распорядительные акты (постановления) имеют следующие должностные лица:
- сотрудники ГИБДД, если за нарушение предусмотрены штрафы и предупреждения;
- судьи, если за нарушение предусмотрены такие санкции как штрафы, лишение прав, ограничение свободы в виде административного ареста или исправительных работ.
Важно четко понимать в чем разница между протоколом и постановлением.
Особенности вынесения постановления сотрудниками ГИБДД
- Сотрудник ГИБДД, уполномоченный принимать такие решения, должен внимательно ознакомиться с собранными материалами.
- На основании их анализа (делается это исходя из норм закона и внутренних убеждений), он должен вынести постановление либо закрыть производство.
- Если вынесено постановление, сотрудник должен определить сумму штрафа, вынести предупреждение, соблюсти форму этого распорядительного акта и уведомить об этом водителя (нарушителя ПДД).
Нужно запомнить, что постановление вынесенное сотрудником ГИБДД набирает законную силу в течении 10 дней с даты его составления, если автолюбитель не воспользовался своим правом его обжалования в суд или вышестоящий орган.
Кто имеет право составлять этот документ в ГИБДД
Одним из оснований отмены вышеуказанного распорядительного акта является его составление лицом, не имеющим на это правовые основания.
КОАП и ведомственные инструкции МВД, четко регламентируют перечень сотрудников, что имеют право на составление постановления ГИБДД:
- начальник (руководитель) областного, регионального, районного отделения ГИБДД, а также лицо, которое является его заместителем;
- руководитель специального центра автоматизированной фиксации нарушений ПДД (когда фиксация происходит на основании фото и видеофиксации специальными камерами, установленными на дороге), а также лицо, занимающее должность его заместителя, то есть в данном случае пишется постановление без составления протокола (ст. 20.21 КОАП);
- лицо, являющееся командиром отдельного полка инспекции, его заместитель, если материалы собраны их подчиненными;
- сотрудники ГИБДД, которым присвоены специальные офицерские звания и они имеют должности, что дают им право на составление протокола и постановления о нарушении ПДД на месте;
- в сельской и отдаленной местности составлять административные протокола и постановления могут также участковые инспектора полиции.
Другие должностные не имеют законного права на вынесение постановления без составления протокола или с его написанием.
Особенности составления постановления без протокола
С момента введения новых норм в КОАП, у работников дорожной инспекции появилось право на составление постановления без протокола. Это зафиксировано в нормах статьи 20.21 КОАП.
Она дает право проводить фиксацию нарушений в области дорожных правил на специальные камеры, которые должны быть установлены на дорогах. При этом в местах их установки должны быть специальные дорожные знаки, предупреждающие об их наличии.
Как было указано выше вынесение постановления ст. 20.21 КОАП РФ, происходит без составления протокола, начальником или его заместителем информационного центра ГИБДД.
В данной ситуации, автолюбителю почтой направляется фото его машины с привязкой к месту нарушения, а также составленное постановление. Оно вступает в законную силу через 10 дней с момента его получения нарушителем, если не будет обжаловано в установленном законом порядке.
Нужно знать, что если место где установлена камера для фиксации нарушения не будет оборудовано специальным знаком указателем о ее наличии, то вынесение постановления без составления протокола ст.20.21 КОАП РФ может быть признано незаконным в судебном порядке.
Правила вынесения постановления судом
Как было указано выше, если правонарушение предусматривает такое наказание, как лишение водительского удостоверения, административный арест, специальные общественные работы, то право рассмотрения таких дел принадлежит суду.
Порядок составления постановления судом в принципе ничем не отличается от правил установленных сотрудникам ГИБДД.
Но процесс обжалования этого распорядительного акта другой. Его можно подать апелляционную жалобу, кассационный суды, либо по вновь открывшимся обстоятельствам в районный суд.
Под вновь открывшимися обстоятельствами подразумеваются такие юридические факты, которые существовали в момент рассмотрения дела и вынесения постановления, но не были известны суду и нарушителю по независящим от них обстоятельствам. Например, указанный свидетель указал не свои анкетные данные, и это стало известно после рассмотрения дела.
Сроки рассмотрения
Нормами КОАП также четко установлены сроки вынесения постановления об административном правонарушении ГИБДД и судом. Они существенно отличаются друг от друга, и если временные рамки не выдерживаются судья или сотрудник ГИБДД должны прекратить административное дело (закрыть его), признав водителя не виновным в совершении нарушения ПДД, без наложения административных санкций.
Для судебных инстанций нормами КОАП установлен срок в три месяца. Он начинает исчисляться с момента составления протокола (его даты), и оканчивается в 00.00 часов на следующий день. То есть если документ был составлен 3 марта 2018 года, то 00.00 часов 4 июня 2018 года.
Срок составления административного постановления сотрудниками ГИБДД составляет два календарных месяца с момента заполнения протокола (фиксации нарушения ПДД) сотрудником инспекции.
Алгоритм расчета его окончания аналогичен, как и для судебных инстанций (пример приведен выше).
Нужно запомнить, что нормами действующего законодательства прямо запрещается составление протокола после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Поэтому в случае выявления такого нарушения, орган правомочный привлечь водителя к ответственности должен вынести постановление о закрытии административного дела и признании водителя невиновным.
Составление постановления
На сегодняшнее время в ГИБДД и судах утверждена единая форма составления постановления, а информация, что должна в нем содержаться прописана в статье 29.10 КОАП.
На основании норм статьи 29.10 КОАП в этом документе должна содержаться следующая информация:
- название должности лица его составившего (например, инспектор ГИБДД, судья такого-то районного суда), анкетные данные;
- дата и населенный пункт, где оно вынесено;
- полные анкетные данные гражданина, в отношении которого оно составлено;
- какие фактические обстоятельства были выяснены при изучении собранных материалов административного производства;
- ссылка на действующую статью КОАП, которая регламентирует правонарушение, совершенное автолюбителем;
- ссылка на статьи КОАП, которые регулируют порядок составления постановления;
- мотивированное решение по результатам рассмотрения (например, штраф в такой-то сумме);
- порядок и сроки что даются на обжалование (например, решение может быть обжаловано в течении 10 дней в такой-то орган).
Кроме этого, правила составления постановления и нормы КОАП обязывают должностное лицо, принимающее решение, учитывать следующие юридические факты, которые должны быть отображены:
- факты возможности прекращения административного дела, без привлечения лица к ответственности;
- смягчающие обстоятельства;
- отягчающие обстоятельства.
Рассмотрим, как обжаловать постановление инспектора ГИБДД
Прекращение административного дела
- Если установлено отсутствие события правонарушения, то есть нет нормы закона, за нарушение которой на человека можно наложить административное взыскание.
- Отсутствует сам состав правонарушения.
Не установлен виновный умысел, и другие юридические обстоятельства (например, лицо не достигло возраста, с которого его можно привлекать к ответственности).
- Если действия человека несли в себе признаки нарушения, но они были направлены на защиту себя, членов своей семьи, или общественных интересов.
При этом гражданин не мог поступить по-другому. Например, водитель увидел перебегающего пешехода в неустановленном месте, и чтобы предотвратить на него наезд, начал маневрировать и нарушил ПДД.
- Если на момент рассмотрения дела был принят закон об амнистии, освобождающий от ответственности за совершение данного правонарушения.
- В случае если на момент рассмотрения правонарушения человек, его совершивший скоропостижно скончался.
- Если нормы закона, регулирующие наказание за конкретное нарушение ПДД были отменены.
- Когда проходят сроки давности привлечения к ответственности. Как было указано выше, по решениям ГИБДД два месяца со дня составления протокола или видеофиксации, по судебному рассмотрению 3 месяца.
- Если в отношении нарушителя уже открыто административное дело по этому нарушению, и оно уже рассматривается в порядке КОАП.
Нужно запомнить, что нормы КОАП также содержат информацию о том, что основанием для прекращения могут быть и иные обстоятельства. Но в связи с тем, что их трактовка не дана, на практике эти нормы не применяется.
Смягчающие обстоятельства
Нормы КОАП прописывают, что при определении наказания, должностные лица обязаны учитывать смягчающие обстоятельства, к которым относят следующие юридические факты:
- полное признание своей вины и раскаяние человека, что совершил правонарушение;
- добровольное сообщение о совершенном нарушении в правоохранительные органы (водитель сам сообщил о нарушении ПДД инспектору);
- если автолюбитель будет всячески оказывать содействие должностным лицам по скорому рассмотрению дела в отношении него;
- добровольное возмещение нарушителем материального и морального вреда, устранение им самостоятельно других вредных последствий совершенного нарушения (например, восстановление дорожной ограды, которая была повреждена в результате ДТП виновником);
- если правонарушение совершено несовершеннолетним, женщиной, которая беременна;
- если нарушение произошло в состоянии сильного душевного волнения (данный факт может установить только психологическая экспертиза).
Отягчающие обстоятельства
Теперь рассмотрим, какие обстоятельства относятся к отягчающим, и если они будут установлены, правонарушителя может ожидать максимальный штраф или иная санкция.
- Продолжение нарушения ПДД (например, не остановка автомобиля по требования сотрудника ГИБДД, выявившего нарушение).
- Если происходит повторное нарушение ПДД водителем.
- Если водитель находится в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
- Если в нарушение вовлекается несовершеннолетний (например, передача управления машиной такому человеку).
- Когда нарушение ПДД происходит во время введения режима чрезвычайного происшествия (бедствие, техногенная катастрофа, наводнение и другие неблагоприятные факторы).
Нужно запомнить, что перечень отягчающих и смягчающих обстоятельств четко оговорен в нормах КОАП, и при вынесении постановления, должностное лицо обязано их указывать. Если такого не будет сделано, постановление о привлечении к ответственности можно отменить.
Порядок составления постановлений о наложении штрафов и других взысканий за нарушение ПДД четко регламентирован нормами КОАП. Если он нарушен, то водитель имеет все правовые основания на их обжалование.
Видео:
Видео:
Видео:
Видео:
Источник: http://Driving24.ru/postanovlenie-gibdd-i-poryadok-obzhalovaniya-vynesennogo-resheniya-suda/
О сроках рассмотрения, вынесения постановления об административном нарушении
Все совершённые административные правонарушения подлежат рассмотрению в соответствии с нормами КоАП РФ. По сравнению с общим судопроизводством отличаются большей оперативностью и особыми сроками. Это объясняется более лёгким установлением самого факта правонарушения.
Процесс рассмотрения
Чтобы возбудить административное дело, необходимо должностное лицо, наделённое правом составлять соответствующий протокол. Если инициативу о возбуждении проявил прокурор, то он выносит для этого соответствующее постановление.
Рассмотрение административных правонарушений
Расследование производится тем должностным лицом, которое составляло протокол, или другим чиновником, которого уполномочил руководитель этой организации. В определённых законом случаях такие дела могут рассматриваться и судом.
После подготовительного этапа и сбора всех необходимых документов, происходящего в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, решается вопрос о виновности лица и в соответствии со ст. 29 КоАП РФ определяется мера его наказания. Слушание и вынесение решения происходят в соответствии с нормами ст. 29.7 и 29.9 КоАП РФ.
Обратите внимание! На процессе обязательно должен присутствовать сам виновник. Без него могут провести рассмотрение только после того, как он был извещён надлежащим образом, но не попросил о переносе места и времени. Если решением суда может стать арест или выдворение за пределы РФ, то присутствие обвиняемого в этом случае обязательно.
Процесс рассмотрения
Обвиняемый человек получает по закону комплекс процессуальных прав, которые позволяют ему:
- в любой момент знакомиться с материалами дела,
- давать объяснения,
- предъявлять письменные или устные доказательства,
- заявлять письменные или устные ходатайства,
- заявлять отводы,
- иметь в процессе своего юриста или адвоката.
По существу процесс проходит в установленном порядке:
- сначала оглашается составленный административный протокол и иные относящиеся к делу документы,
- затем заслушивают объяснения виновного лица или его представителя,
- выступают другие участники процесса, свидетели, специалисты, эксперт и прокурор,
- происходит исследование любых других доказательств,
- составляется протокол.
Основной задачей рассматривающего дело органа является правильная оценка деяния на основании имеющихся доказательств и квалификация содеянного с учётом характера проступка и степени вины лица, в отношении которого был возбуждён процесс.
На заметку. После установления фактических обстоятельств, важно дать им правильную и объективную оценку, а затем применить к виновной стороне справедливое и законное наказание. Результатом процесса будет вынесение постановления или о прекращении производства по начатому делу или о назначении наказания в соответствии с нормами КоАП РФ.
Постановление приобретает статус административного акта, который после вступления в силу обязателен для исполнения не только для виновного, но и для других физических, юридических или должностных лиц. Постановление оформляется должным образом и подписывается лицом, рассматривающим дело.
Решение объявляется сразу после окончания рассмотрения, затем копия постановления вручается заинтересованным лицам под роспись. Если они не присутствовали при оглашении, документ в трёхдневный срок после вынесения высылается по почте. В случаях, предусмотренных законом, копия постановления может быть выслана в соответствующие организации.
Решение суда
Место и сроки рассмотрения
Место рассмотрения дела об административном правонарушении
Статья 29.5 КоАП РФ предусматривает рассмотрение дела в первую очередь по месту его совершения. Если сначала проводилось расследование, то дело рассматривается по месту нахождения того органа, который его производил. Если виновное лицо ходатайствует о рассмотрении по месту жительства, то административный орган может пойти ему навстречу.
Если рассматриваются нарушения, связанные со статьями 5.35, 6.10 и 20.22 КоАП РФ, то происходит это по месту проживания обвиняемого. Это же правило относится к делам в отношении несовершеннолетних.
На заметку. Если дело связано с лишением прав на управление автомобилем за вождение в состоянии алкогольного опьянения, когда были грубо нарушены ПДД и ГИБДД вынесло соответствующее постановление, то его рассматривают по тому месту, где транспортное средство стоит на учёте.
Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении зависят от того, какой орган этим занимается и по какой статье было возбуждено дело. Общая продолжительность по делам, наказанием за которые является штраф, не может превышать 15 суток после получения документов.
Если рассматривается дело о выдворении из РФ, то для вынесения решения даётся 48 часов после задержания. Это же относится и к административному аресту физического лица.
Если наказание планируется назначить по статьям 5.1–5.25, 5.45–5.52 и 5.56 КоАП РФ, то рассмотрение сокращается до пяти дней без продления сроков.
Такой же срок предусмотрен и для нарушений, связанных с наказанием в виде приостановления деятельности или временного запрета на деятельность.
Обратите внимание! Если участники процесса ходатайствовали о продлении срока или если нужно дополнительное время для выяснения обстоятельств совершенного правонарушения, то на основании мотивированного определения соответствующего органа рассмотрение может быть продлёно не более чем на месяц.
При передаче дела судом исследование доказательств может затянуться до двух месяцев со дня получения документов или ходатайства о совершении нарушения, что указано в статье 29.6 КоАП РФ.
Сроки рассмотрения
Возможность продления сроков вынесения постановления об административном правонарушении зависит от ходатайств участников и наличия веских причин. Это происходит не так часто. По своей инициативе судья может продлить конечные сроки рассмотрения, но не более чем на месяц. Для этого он должен вынести определение, соответствующее нормам закона.
Последствия нарушения сроков
Возбуждение дела об административном правонарушении
При несоблюдении сроков рассмотрения административного дела нарушаются не только нормы закона, но и право физического лица на защиту от посягательств других физических, а также юридических или должностных лиц на его права и интересы. Поэтому суд или иной рассматривающий такие дела орган обязан предпринимать все меры к устранению затягивания сроков.
При нарушении общих сроков проведения процесса действия должностного лица или судьи можно обжаловать в вышестоящей инстанции, подкрепляя свои доводы не только нормами законодательства, но и конкретными примерами.
Обратите внимание! Нередко загруженность судов приводит к увеличению ожидания времени для удовлетворения административных жалоб. Поэтому выбирать, каким образом поступить в этой ситуации, нужно каждой из сторон процесса, так как быстрота не всегда может привести к взвешенному и правильному решению.
Сроки давности
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Если, к примеру, по уголовным делам предусмотрены достаточно длительные сроки привлечения к ответственности, то в административном праве они максимально короткие.
По основным делам постановление соответствующим органом или судом выносится не позднее двухмесячного срока после совершения проступка.
В случае нарушения налогового или антимонопольного законодательства, законов, связанных с таможенным или валютным регулированием, закона о рекламной деятельности или о защите прав потребителей, а также в некоторых других областях привлечь к ответственности могут не позднее года после обнаружения правонарушения.
Таким образом, для основных видов административных дел предусмотрен общий срок проведения процесса и вынесения постановления, равный 15 дням. Максимум, на что может рассчитывать одна из заинтересованных сторон, — это 2 месяца с момента поступления документов для рассмотрения. Нарушение сроков можно обжаловать в вышестоящий орган.
Загрузка…
Источник: https://e-megion.ru/shtrafyi/sroki-rassmotreniya-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii
Какой общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении?
Факты нарушений закона, за которые грозит административная ответственность, фиксируются в процессуальных протоколах.
Этот документ составляется незамедлительно после обнаружения проступка, а в отдельных случаях – не позднее двух суток с момента выявления нарушения.
Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении отличается, в зависимости от того, какое должностное лицо или уполномоченный орган получат протокол.
Сроки составления протокола
Выявление фактов нарушений закона входит в компетенцию должностных лиц и уполномоченных ведомств, перечисленных в КоАП РФ. Например, в ГИБДД составляются протоколы о нарушениях правил движения или эксплуатации автотранспорта. Должностным лицом Госземконтроля будут оформляться документа о самозахвате участка, и т.д.
Составить протокол нужно сразу после выявления нарушений. Если нарушитель выявлен, протокол оформляется в его присутствии, с обязательным предоставлением права на дачу пояснений и возражений.
В исключительных случаях, для оформления документа дается не более двух суток – если нужно установить дополнительные обстоятельства проступка, собрать сведения о нарушителе.
Сразу после оформления протокола, административный материал направляется для рассмотрения в уполномоченный орган. Сроки разбирательства будут зависеть от следующих факторов:
- от характера нарушения;
- от статуса должностного лица или уполномоченного органа, в чьи полномочия входит назначение санкций;
- от перечня возможных видов наказания.
При рассмотрении дела нужно учитывать и общий срок давности привлечения к ответственности. В большинстве случаев он не превышает одного года с момента выявления проступка. По отдельным составам КоАП РФ этот срок может составлять до трех лет.
В какой срок нужно рассмотреть дело
Для определения процессуальных сроков применяется статья 29.6 КоАП РФ. Общие порядок определения этих сроков выглядит следующим образом:
- на рассмотрение протокола дается не более 15 суток – такой период времени дается законом на получение протокола, записей с камер видеофиксации или иных доказательств по делу;
- при передаче дела на рассмотрение в суд, общий срок процедуры не может превышать двух месяцев;
- при поступлении мотивированных ходатайств от участников процесса, допускается продление указанных сроков еще на один месяц.
Продление на месячный срок возможно и по инициативе должностного лица или органа, разбирающего дело по существу. Это может быть связано с дополнительными запросами, необходимостью выяснить обстоятельства дела, получением доказательств.
Однако закон содержит и ряд специальных сроков, которые обязаны соблюдать суды по отдельным категориям дел:
- если проступок заключается в нарушении избирательных прав, максимальный срок рассмотрения судьей составляет не более 5 суток с момента получения материала (продлить указанные сроки нельзя даже при наличии ходатайства от участников процесса);
- если в состав санкций входит арест или выдворение за пределы страны – дело рассматривается в течение суток после получения судом протокола (этот момент фиксируется по точному времени поступления материала);
- если потенциальный нарушитель был задержан при составлении протокола, в суде обязаны рассмотреть дело не позднее 48 часов с момента задержания.
Приведем типичный пример для правильного определения сроков. Если нарушение ПДД было выявлено по данным камер фото- и видеофиксации, а в состав санкций не входит лишение прав, дело может рассматривать должностное лицо ГИБДД.
В этом случае постановление должно быть вынесено не позднее 15 суток с момента оформления протокола.
Если же за грубое нарушение ПДД грозит арест или лишение прав, дело может рассматривать только суд – общий срок, с учетом возможного продления, не должен превышать трех месяцев.
В КоАП РФ содержится еще два специальных срока, которые должны соблюдаться при разбирательстве дел.
На период проведения Чемпионата Мира по футболу в России установлен специальный срок для дел, связанных с незаконной продажей билетов, либо реализацией поддельных билетов.
Такие дела разбираются судом не позднее 10 суток с момента составления протокола, а продление этого срока не допускается.
Если предприятию грозит приостановление или временный запрет деятельности, дело разбирается судом в семидневный срок.
Для соблюдения процессуальных сроков, указанных в КоАП РФ, должно быть вынесено постановление о назначении санкций, либо о прекращении административного дела. При несоблюдении указанных сроков, заинтересованное лицо может подать жалобу в вышестоящую инстанцию.
Последствия таких нарушений будут отличаться, в зависимости от обстоятельств дела.
Последствия пропуска срока
Любое нарушение процессуальных сроков является основанием для подачи жалобы участниками процесса. Последствия рассмотрения жалобы могут существенно отличаться в следующих случаях:
- при нарушении сроков составления протокола, документ может быть отменен вышестоящим должностным лицом или судом;
- если судебное постановление было вынесено с нарушением двух- или трехмесячного срока, оно подлежит отмене вышестоящей инстанцией или возвращению для повторного рассмотрения (если не истек общий срок привлечения к ответственности);
- если нарушение периода для разбирательства привело к пропуску срока давности по КоАП РФ, дело подлежит прекращению без возможности продления или восстановления.
Прекращение дел в связи с истечением срока давности является законным вариантом защиты. При затягивании времени на оформление протокола имеет значение момент обнаружения проступка, так как именно с этой даты происходит исчисление всех сроков.
Однако возможна и обратная ситуация – если проступок был выявлен спустя значительный период времени, фактическое привлечение к ответственности может состояться спустя годы после нарушения.
Источник: https://adm-pravo.ru/otvetstvennost/ispolnenie-nakazaniya/srok-rassmotreniya-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii/
2. Рассмотрение дела и вынесение постановления по делу об административном правонарушении
- Рассмотрение
дела об административном правонарушении
осуществляется: - • по
месту совершения административного
правонарушения; - • по
месту жительства нарушителя; - • по
месту учета транспортного средства.
Сроки
рассмотрения дел об административных
правонарушениях (ст. 29.6 КоАП РФ):
- 1)
15 дней со дня получения судьей, органом,
должностным лицом протокола и других
материалов дела (общий срок); - 2)
в день получения протокола – если
рассматривается дело об административном
правонарушении, влекущем административный
арест; - 3)
не позднее 48 часов – в отношении лица,
подвергнутого административному
задержанию. Срок исчисляется с момента
задержания; - 4)
продленный срок, но не более чем на месяц
– при поступлении ходатайств от
участников производства либо при
необходимости выяснения обстоятельств
дела.
Рассмотрение
дела ведется в порядке, предусмотренном
ст. 29.7 КоАП РФ. При рассмотрении дела об
административном правонарушении
коллегиальным органом составляется
протокол.
Заканчивается
этап вынесением постановления по делу
об административном правонарушении.
Данное постановление должно отвечать
требованиям, указанным в ст. 29.9 КоАП РФ.
- По
результатам рассмотрения дела может
быть принято одно из следующих
постановлений: - • о
назначении административного наказания; - • о
прекращении производства по делу об
административном правонарушении. - В
постановлении о назначении административного
наказания указываются сведения о лице
(органе), вынесшем постановление; сведения
о лице, в отношении которого рассмотрено
дело; обстоятельства, установленные по
делу; статья, предусматривающая
ответственность; мотивированное решение
по делу; срок и порядок обжалования
постановления. - Если
при рассмотрении дела одновременно
решается вопрос о возмещении имущественного
ущерба, то в вынесенном постановлении
указываются размер ущерба, подлежащего
возмещению, сроки и порядок его возмещения.
Постановление
объявляется немедленно по окончании
рассмотрения дела. Его копия в течение
3 дней вручается (под расписку) или
высылается лицу, в отношении которого
оно вынесено (его законному представителю),
а также потерпевшему по его просьбе.
По
результатам рассмотрения дела при
установлении причин и условий,
способствующих совершению административных
правонарушений, судья, орган (должностное
лицо), вынесший постановление по делу,
вносит в соответствующие органы,
организации и учреждения представление
о принятии мер по их устранению.
Установлена обязанность сообщения о
принятых мерах в течение месяца со дня
поступления такого представления.
3. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении
Постановление
по делу об административном правонарушении
может быть пересмотрено двумя способами:
путем обжалования,
либо путем опротестования.
Постановление по делу об административном
правонарушении может быть обжаловано
лицом, в отношении которого вынесено
постановление, потерпевшим, законным
представителем физического лица,
законным представителем юридического
лица, защитником и представителем.
Установлено,
что жалоба подается: на постановление,
вынесенное судьей, в вышестоящий суд;
на вынесенное коллегиальным органом –
в районный суд по месту нахождения
такого органа; на вынесенное должностным
лицом – вышестоящему должностному лицу
либо в районный суд по месту рассмотрения
дела. Если жалоба поступила одновременно
в суд и к вышестоящему должностному
лицу, ее рассматривает суд.
Постановление
по делу об административном правонарушении,
совершенном юридическим лицом или
лицом, осуществляющим предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, обжалуется в арбитражный суд.
Получивший
жалобу орган (должностное лицо) обязан
в течение трех суток со дня ее получения
направить материалы дела в вышестоящий
суд, вышестоящий орган, вышестоящему
должностному лицу.
Жалоба
может быть подана непосредственно в
вышестоящий суд, вышестоящий орган,
вышестоящему должностному лицу. В случае
если рассмотрение жалобы не относится
к компетенции судьи, органа (должностного
лица), к которым она поступила, последние
в течение трех суток направляют ее по
подведомственности.
Жалоба
может быть подана в течение десяти дней
со дня вручения или получения копии
постановления по делу. Пропуск срока
может быть восстановлен судьей,
должностным лицом, правомочным
рассматривать жалобу, по ходатайству
ее автора. Срок рассмотрения жалоб –
десятидневный со дня их поступления;
сутки – с момента подачи жалобы на
постановление об административном
аресте.
Жалобы
рассматриваются судьями, должностными
лицами единолично. При их рассмотрении
проверяется законность и обоснованность
вынесенного постановления.
Жалоба на
постановление по делу об административном
правонарушении должна быть рассмотрена
в десятидневный срок со дня ее поступления
со всеми материалами дела в те органы
(тем должностным лицам), которые полномочны
ее рассматривать.
В случае обжалования
примененного к правонарушителю
административного ареста жалоба подлежит
рассмотрению в течение суток
с момента
ее подачи.
-
По
результатам рассмотрения жалобы
выносится одно из следующих решений: -
1)
жалоба остается без удовлетворения, а
постановление без изменений; -
2)
отменить постановление и дело направить
на новое рассмотрение; -
3)
отменить постановление и дело прекратить; -
4)
изменить меру административного
наказания при условии, что она не будет
усилена. -
При
установлении некомпетентности органа
(должностного лица), вынесшего постановление
по делу, постановление отменяется, а
дело направляется на рассмотрение
правомочного органа (должностного
лица).
Решение
по жалобе оглашается немедленно после
его принятия. Копия решения в срок до
трех суток после его вынесения вручается
лицам, в отношении которых было вынесено
постановление по делу, а также потерпевшему,
законному представителю юридического
лица.
Решение
по жалобе может быть обжаловано в
районный суд по месту рассмотрения
жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Не
вступившее в законную силу постановление
по делу об административном правонарушении
и последующие решения вышестоящих
инстанций по жалобам на это постановление
могут быть опротестованы прокурором.
Протест прокурора рассматривается в
том же порядке, что и рассмотрение жалоб.
Постановление
по делу об административном правонарушении
вступает в законную силу после истечения
срока, установленного для его обжалования,
если оно не было обжаловано или
опротестовано; немедленно после вынесения
решения по жалобе, протесту, если оно
не отменяет постановление.
Вступившее
в законную силу постановление по делу,
а также решение по жалобе, могут быть
опротестованы прокурором. Право
принесения протестов принадлежит
прокурорам субъектов РФ и их заместителям,
Генеральному прокурору РФ и его
заместителям.
Они могут быть также
пересмотрены председателями верховных
судов республик, краевых, областных
судов, судов городов Москвы и
Санкт-Петербурга, судов автономной
области и автономных округов и их
заместителями, Председателем Верховного
Суда и его заместителями.
В порядке
надзора по подведомственности они могут
быть пересмотрены Высшим Арбитражным
Судом РФ.
Источник: https://studfile.net/preview/3556994/page:5/
Постановление Верховного Суда РФ от 10.04.2017 N 20-АД17-2
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2017 г. N 20-АД17-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу и.о. начальника Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Дагестан Баглиевой А. на постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г.
, вынесенное в отношении директора муниципального казенного образовательного учреждения «Султанянгиюртовская средняя общеобразовательная школа N 2» Алибековой С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.
20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 7 апреля 2016 г.
директор муниципального казенного образовательного учреждения «Султанянгиюртовская средняя общеобразовательная школа N 2» (далее — образовательное учреждение) Алибекова С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.
20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Данное постановление обжаловано Алибековой С.А. в Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном статьями 30.1 — 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Кизилюртовского районного суда Республики Дагестан от 19 мая 2016 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Алибекова С.А. обратилась с жалобой на указанные судебные акты в Верховный Суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном статьями 30.12 — 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г. названные постановление мирового судьи и решение судьи районного суда отменены, дело возвращено мировому судье на новое рассмотрение.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 29 октября 2016 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.
20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора образовательного учреждения Алибековой С.А. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.
5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, и.о. начальника Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Дагестан Баглиева А., направившая дело на рассмотрение судье, просит об отмене постановления заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г., ссылаясь на его незаконность.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положений данной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Основанием для привлечения директора образовательного учреждения Алибековой С.А.
постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, послужил выявленный в рамках проверки, проведенной должностным лицом Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в период с 3 по 11 февраля 2016 г., факт несоответствия педагогического образования работников образовательного учреждения А. и Х. преподаваемому предмету и занимаемой должности.
- Судья районного суда с выводами мирового судьи и принятым им решением согласился.
- Вместе с тем заместителем председателя суда республики принятые мировым судьей и судьей районного суда решения отменены, дело возвращено мировому судье на новое рассмотрение.
- Отменяя указанные судебные акты, заместитель председателя суда республики исходил из того, что в ходе производства по делу нижестоящими судебными инстанциями допущены нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего дела.
При этом, отменив постановление мирового судьи и решение судьи районного суда, заместитель председателя суда республики, руководствуясь положениями пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратил дело на новое рассмотрение, необоснованно оставив без внимания следующие обстоятельства.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 названного Кодекса, составляет 3 месяца.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении директора образовательного учреждения Алибековой С.А. дела об административном правонарушении, были выявлены 11 февраля 2016 г.
Таким образом, по данному делу об административном правонарушении предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 11 февраля 2016 г. и истек 11 мая 2016 г.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На момент вынесения заместителем председателя суда республики 12 августа 2016 г. постановления об отмене постановления мирового судьи и решения судьи районного суда срок давности привлечения директора образовательного учреждения Алибековой С.А. к административной ответственности истек.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.
17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления об отмене вступивших в законную силу постановления, решения по делу об административном правонарушении в связи с допущенными процессуальными нарушениями производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, при отмене 12 августа 2016 г. по результатам рассмотрения жалобы постановления мирового судьи и решения судьи районного суда производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению.
Однако в нарушение указанных выше норм 12 августа 2016 г., то есть за пределами срока давности привлечения директора образовательного учреждения Алибековой С.А. к административной ответственности, заместитель председателя суда республики, отменив постановление мирового судьи и решение судьи районного суда, возвратил дело на новое рассмотрение мировому судье.
С учетом изложенного постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г.
подлежит отмене в части возвращения настоящего дела на новое рассмотрение мировому судье, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка N 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 29 октября 2016 г., вынесенное при новом рассмотрении настоящего дела, также подлежит отмене.
При этом оснований для отмены постановления заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г. в остальной части не имеется.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно — поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Отмена постановления заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г. в части возвращения настоящего дела на новое рассмотрение мировому судье не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
В связи с тем, что срок давности привлечения директора образовательного учреждения Алибековой С.А. к административной ответственности истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г., вынесенное в отношении директора МКОУ «Султанянгиюртовская средняя общеобразовательная школа N 2» Алибековой С.А.
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.
20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить в части возвращения настоящего дела на новое рассмотрение мировому судье.
В остальной части данное постановление оставить без изменения.
Постановление мирового судьи судебного участка N 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 29 октября 2016 г. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ
——————————————————————
Источник: https://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-10042017-n-20-ad17-2/
Сроки по административному делу
В данной статье содержится информация обо всех сроках, которые регламентированы КоАП РФ по административным делам, в том числе административный срок давности привлечения к ответственности.
Для начала изложим основы, которые нужно знать, для дальнейшего прочтения, чтобы в голове не было «каши». Прошу не путать протокол и постановление.
Протокол – документ, который призван зафиксировать обстоятельства совершенного административного правонарушения. Составляется должностным лицом: например участковым при побоях по ст.6.1.1. КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении – документ, которым непосредственно устанавливается вина и назначается наказание. В зависимости от возможного наказания, постановление может выноситься:
- либо тем же лицом, что составляло протокол (когда дело касается незначительных штрафов);
- либо руководителем органа, составившего протокол;
- либо судом — когда наказание может быть в виде запрета деятельности или ареста
Рассмотрение дела – стадия, которая начинается когда протокол уже составлен и чтобы вынести постановление нужно рассмотреть дело, в том числе исследовать сам протокол) и иные доказательства.
Теперь о сроках
1. Срок составления административного протокола.
Протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения – яркий пример протокол составляемый ГИБДД на дороге.
Когда составление протокола на месте невозможно, например нужно установить личность совершившего административное правонарушение, протокол должен быть составлен не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения. С разрешения
В случае когда по делу проводится административное расследование, протокол об административном правонарушении должен быть составлен не позднее 1 месяца. С разрешения руководителя органа (например начальника ГИБДД если это протокол связанный с нарушением ПДД) этот срок может быть продлен на 1 месяц.
Что такое административное расследование.
Административное расследование проводится только по тем делам, по которым требуются значительные временные затраты: например для проведения экспертиз, розыска лиц или истребования доказательств или производства иных процессуальных действий.
В материалах административного дела проведение административного расследования будет отражено в форме постановления «о возбуждении административного дела и проведении административного расследования».
По делам без административного расследования такой документ не составляется, вместо этого лицо уполномоченное составлять документы, сразу составляет протокол.
2. Срок направления дела в суд или орган для рассмотрения.
После составления протокола об административном правонарушении дело должно быть направлено в суд или орган рассматривающий дело, в течение 3 дней.
3. Срок вынесения постановления.
Должностным лицом дело должно быть рассмотрено (т.е. вынесено постановление) не позднее 15 суток с момента поступления ему протокола. Например, сотрудник ГИБДД в течение 2-х суток составил протокол и передал его начальнику ГАИ. Последний, в свою очередь, должен в течение 15 дней вынести постановление.
Когда дело рассматривается судом, постановление должно быть вынесено не позднее 2 месяцев. При этом при возникновении необходимости суд своим определением может продлить этот срок еще на 1 месяц.
Если суд не рассмотрел в дело и в этот срок, на лице привлекаемом к ответственности это никак не скажется. Нарушение сроков негативно скажется только на карьере судьи с точки зрения ее возможного порицания со стороны ее руководства.
Однако, само административное дело в связи с этим не прекращается, а рассматривается независимо от затягивания сроков.
4. Срок обжалования постановления (подачи жалобы на постановление) по делу об административном правонарушении.
Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 дней с момента его получения.
Моментом подачи считается дата сдачи в канцелярию, а когда жалоба сдается почтой – дата указанная на почтовой квитанции (независимо от сроков поступления конверта с жалобой адресату).
Кстати жалоба на постановление, если она касается приостановления деятельности, направляется судом в вышестоящий в день ее подачи.
5. Срок рассмотрения жалобы на постановление по административному делу.
- Если жалобу рассматривает должностой лицо, то она должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее постпуления лицу, которое его рассматривает.
- Если жалоба падана в суд, то срок рассмотрения такой жалобы составляет 2 месяца.
- Исключения составляют отдельные категории дел, например:
- Жалоба на постанволение об административном аресте подлежит рассмотрению в течении 1 суток.
- Срок рассмотрения жалобы по делам о приостановлении деятельности составляет 5 суток.
- Есть и другие исключения
6. Срок привлечения к административной ответственности.
Данный срок очень важен для привлекаемого лица, поскольку является пресекательным. Это значит, что после его истечения лицо не может быть привлечено к ответственности, а дело должно быть прекращено.
Сроки по разным категориям дел разные от 2 месяцев до 6 лет.
По самым незначительным правонарушениям срок составляет:
- При рассмотрении дела органом или должностным лицом — 2 месяца
- При рассмотрении судом – 3 месяца.
По таким распространенным делам как по ст.12.8, 12.26 КоАП РФ или 6.1.1. КоАП РФ срок привлечения составляет 1 год.
Это значит если суд не вынес постановление за 1 год со дня совершения правонарушения, то дело просто прекращается независимо не от чего. И тут не может быть никаких «НО».
По делам например о банкротстве срок давности привлечения к ответственности составляет 3 года, а по терроризму – 6 лет.
Подробно о сроках давности привлечения можно посмотреть в ст.4.5. КоАП РФ.
Желаю Вам удачи в защите Ваших прав!
Руководитель Адвокатской конторы «Защита и Медиация»,
адвокат Тарасенко В.Г.
Другие статьи на эту тему
Источник: http://xn--80abjdk4do.xn--p1ai/sudebnaia-praktika/administrativnye-pravonarusheniia/sroki-po-administrativnomu-delu