Каковы основные признаки административных правонарушений, понятие и виды

В связи с тем, что сегодня во всем мире наблюдается всплеск неправомерного поведения, стоит подробно рассмотреть понятие и основные признаки правонарушения. Изучить виды и состав противоправных действий, формы ответственности за их совершение.

Каковы основные признаки административных правонарушений, понятие и виды

Понятие «правонарушение»

Что же такое правонарушение (понятие, признаки, виды его)? Правонарушение — это противоправное, виновное, антисоциальное действие, поведение, совершаемое дееспособными гражданами и влекущее за собой юридическую ответственность.

В отличие от аморального поступка, где при его реализации человек подвергается осуждению со стороны социума, за совершением правонарушения следует применение государством мер принуждения. Во втором случае такая форма воздействия на правонарушителей необходима, так как степень опасности для общества при преступлении намного выше, чем при аморальном поведении.

Большинство людей добровольно выполняют закон, в таких ситуациях принято говорить о правомерном поведении, которое является полной противоположностью правонарушения. Правомерное поведение позволяет обществу нормально функционировать, способствует его эффективному развитию и благополучию. Правонарушения же, напротив, дезорганизуют, пагубно влияют на все изменения в социуме и государстве.

Юридическое понятие и признаки правонарушения — это взаимосвязанные термины, так как первое формируется на основании второго. Рассмотрение свойств правонарушения является своего рода подробным толкованием его определения.

Понятие, признаки, юридический состав правонарушения являются основными категориями, которые необходимо детально разобрать для полного понимания запрещенных законом деяний.

Каковы основные признаки административных правонарушений, понятие и виды

Признаки правонарушения

Признаками правонарушения принято считать следующее:

  • Правонарушение может выражаться в действии или бездействии лиц — случаи, когда человек должен был совершить какой-то поступок, предусмотренный нормой права, но не выполнил его (например, неуплата налогов, невыполнение служебных обязанностей). Правонарушением не могут быть мысли или чувства людей, по крайней мере, до того момента как они не были реализованы действием.
  • Противоправность — это вторая особенность правонарушения. Понятие и признаки рассматриваемых деяний включают в себя тот факт, что правонарушения являются действиями, противоречащими закону. Нарушение закона всегда влечет за собой ущемление чьих-то интересов. Но при этом не все интересы человека защищены правом. Например, конкуренция приводит к ограничению чьих-либо выгод, но она не запрещена законодательно.
  • Виновность — это третья специфическая черта правонарушения. Понятие и признаки действия, нарушающего закон, включают в себя следующее: правонарушением считается только то поведение человека, которое является виновным, вина при этом будет доказана, если установлено что у субъекта был выбор совершать правонарушение или нет, человек осознавал то, что делает.
  • Правонарушение может осуществить только человек. Даже в том случае, когда противоправные действия совершаются организацией, правонарушение реализуется коллективом, то есть людьми. Но не каждый человек может являться виновным, а только достигший соответствующего возраста и отдающий отчет своим действиям.
  • Общественная опасность – это еще одна отличительная черта правонарушения. Понятие и признаки противоправных деяний подразумевают, что правонарушение является общественно вредным действием, наносящим ущерб собственности, государству, личности.
  • Следствием правонарушения является применение к субъекту, его совершившему, государственных мер принуждения.

После того как понятие и признаки правонарушения рассмотрены, можно обратить внимание на существующие виды противоправных деяний.

Каковы основные признаки административных правонарушений, понятие и виды

Виды правонарушения

Все правонарушения можно классифицировать по различным признакам.

Если рассмотреть отдельно правонарушение и преступление (понятие, признаки), то можно сделать вывод о том, что преступление — это один из видов правонарушения, который регулируется уголовным законодательством.

В данном случае классификация производится по степени опасности поступка. Преступление может подразделяться, в свою очередь, на подвиды по уровню своей тяжести.

Еще одной формой правонарушения является проступок — это правонарушение, которое, напротив, не предусмотрено Уголовным правом РФ, представляющее собой менее опасное противоправное деяние, чем преступление. Данный вид в зависимости от степени и характера наносимого вреда и специфики соответствующих санкций делится на проступок:

  • административный (нарушающий в основном порядок государственного управления: нарушение ПДД, противопожарной безопасности и т. п.);
  • дисциплинарный (несоблюдение служебной, трудовой или учебной дисциплины);
  • гражданский (невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств, заключение незаконных сделок, причинение имущественного вреда).

В некоторых источниках встречается деление правонарушений в зависимости от того к какой отрасли права они относятся, в соответствии с какой из них предполагается наказание. К таковым относятся, например, уголовное преступление, административные, налоговые правонарушения. Понятие и признаки их хотя и имеют много общего, но все же отличаются друг от друга.

Особенности каждого вида противоправных деяний, как правило, закреплены в соответствующих Кодексах и других законодательных актах. Например, понятие и признаки налогового правонарушения закреплены в НКРФ, особенности нарушения административного права — в КоАПРФ и т. д.

Состав правонарушения

Состав правонарушения представляет собой обязательное наличие четырех элементов: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объект — это социальные отношения или явления окружающего мира, социальные и личностные ценности, которые охраняются правом, то, чему наносится вред в результате совершения злодеяния.

Объективная сторона правонарушения — это само действие, причинная связь между ним и наступившими неблагоприятными последствиями. Дополнительными элементами объективной стороны являются время, место, способ, орудие и обстановка совершения правонарушения.

Субъект — это нарушитель закона, физическое или юридическое лицо. В том случае, когда правонарушение осуществляется отдельным гражданином, речь идет об индивидуальном субъекте, если же группой граждан, то о коллективном субъекте. Человек, совершающий проступок или преступление, должен быть вменяемым и достигшим соответствующего возраста.

Субъективная сторона правонарушения – это отношение лица, реализовавшего злодеяние, к своему поступку и к его последствиям, т. е. наличие вины.

Каковы основные признаки административных правонарушений, понятие и виды

Вина правонарушения

Как видно из вышесказанного, изучая правонарушение, понятие, признаки, состав, виды его, нельзя не заострить свое внимание на том, что такое вина, какой она может быть.

Различают следующие формы вины: умысел и неосторожность. В свою очередь, умысел может быть прямым и косвенным.

Прямой умысел — это поведение правонарушителя, при котором он осознавал общественную опасность совершаемого поступка, предвидел и желал наступления пагубных результатов.

А умысел косвенный — это действия человека, который также осознавал возможную опасность, но при этом не желал наступления вредных последствий или относился к итогу с безразличием.

Неосторожность – это форма вины, которая наступает в виде противоправной небрежности или противоправной самонадеянности.

В первом случае правонарушитель не предполагает возможной опасности своих действий, не предвидит вреда в результате их совершения, хотя и должен их осознавать и предполагать.

Во втором случае он предвидит возможность негативных итогов и осознает опасность, но безосновательно надеется на предотвращение их собственными силами.

Мотив правонарушения

Рассматривая правонарушение, понятие, признаки, виды его, необходимо также подробно разобрать и такой факультативный элемент его субъективной стороны, как мотив.

Мотив правонарушения – это те основания, поводы, которыми руководствовался правонарушитель. Мотивы можно квалифицировать в зависимости от тяжести преступления:

  • Антисоциальные (политического, насильственно-агрессивного, корыстного и корыстно-насильственного характера).
  • Социальные (анархо-индивидуалистического, эгоистичного плана).
  • Псевдосоциальные (связанные с интересами отдельных социальных групп, формируемые на ложной корпоративности, товариществе).
  • Протосоциальные (перерастающие из социально-положительных поводов в негативно-социальные, например, месть, ревность, превышение допустимой обороны при задержании преступника). Характеризуются высокой степенью эмоциональности, аффективности.

Чаще всего одни мотивы присущи умышленным правонарушениям (корысть, ревность, месть), а другие совершенным по неосторожности (эгоизм, хвастовство и т. д.). Основания для реализации правонарушения тщательно изучаются следствием, так как в зависимости от того, какого оно рода, может изменяться форма и степень наказания.

Цель правонарушения

Цель правонарушения – это понимание правонарушителем результата совершаемого действия, представление о нем.

Выявление цели противоправного деяния — также очень важный момент в процессе судопроизводства. В некоторых случаях ее наличие является обязательным элементом субъективной стороны преступления, т. е. ее отсутствие уже не позволит привлечь нарушителя к уголовной ответственности. Но иногда неимение цели просто свидетельствует о социальной запущенности личности обвиняемого.

Цель и мотив правонарушения очень похожи, их трудно отличить. Первая разнится со вторым тем, что она определяет вектор направленности действий, цель — это представление об итогах, к достижению которых стремится правонарушитель, а мотив – это то, чем он руководствуется, совершая злодеяние.

Каковы основные признаки административных правонарушений, понятие и виды

Ответственность за совершенные правонарушения

Рассмотрев понятие, признаки и состав правонарушения, можно перейти к формам и видам ответственности за их совершение. К таковым относятся: гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственности.

Гражданско-правовая ответственность — это способ воздействия принудительного характера, заключающийся в возложении на правонарушителя имущественных обременительных обязанностей, с целью восстановить имущественное состояние потерпевшего. Данный вид ответственности может носить договорной и внедоговорной характер.

Материальная ответственность — это долг одной стороны возместить материальный ущерб, причиненный другой стороне, при наличии между данными субъектами трудового договора. Как правило, это обязанность работника перед работодателем или работодателя перед работником.

Дисциплинарная ответственность — это наказание за совершение дисциплинарных проступков. Такая форма ответственности наступает только при нарушении трудовой дисциплины в рамках трудового законодательства.

Административная ответственность, а также само административное правонарушение (понятие, признаки, состав) рассмотрены отдельными главами данной статьи.

Уголовная ответственность – это форма юридической ответственности, которую несет правонарушитель за совершение преступлений. Данная форма обязательств самая строгая из всех вышеуказанных, так как наказания такого рода вменяются за самые тяжкие правонарушения.

Ответственность за совершение противоправных деяний не наступает в тех случаях, когда имели место необходимая оборона или крайняя необходимость, а также если лицо, совершившее злодеяние, было невменяемо.

Административное правонарушение

Понятие и признаки административного правонарушения закреплены в КоАП РФ. В соответствии с данным источником, административное правонарушение – это противоправное деяние, с наличием вины, за которое соответствующий кодекс предусматривает административную ответственность.

Административное наказание может понести человек, достигший к моменту совершения правонарушения 16 лет.

В исключительных случаях граждане в возрасте 16-18 лет могут быть освобождены от такового с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних.

Избежать наказания могут и совершеннолетние лица в ситуациях, когда правонарушение было незначительным. Суд или должностное лицо может принять решение просто вынести устное предупреждение.

Помимо минимального возраста, которого должен достичь человек для привлечения к данному виду ответственности, правонарушитель должен быть вменяемым.

Понятие и признаки административного правонарушения идентичны общему определению и свойствам правонарушения, за исключением одного специфического признака данного вида нарушений. К особенному свойству административного правонарушения относится привлечение лица, его совершившего, именно к административной ответственности.

Причинение вреда в положении крайней необходимости не является административным правонарушением. То есть если для ликвидации опасности, которая напрямую угрожает личности или ее правам и эту опасность невозможно устранить иными способами, причиняется ущерб меньший, чем предотвращенный вред.

Каковы основные признаки административных правонарушений, понятие и виды

Административная ответственность различных категорий лиц

Помимо разъяснения, что такое административное правонарушение (понятие, признаки, виды), КоАП содержит указания по поводу ответственности за его совершение для различных категорий лиц.

Военные, лица призванные на военные сборы, сотрудники Следственного комитета, ОВД, уголовно-исполнительных структур, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных учреждений, имеющие определенные звания, несут дисциплинарную ответственность за совершение административных правонарушений. Исключения составляют нарушения, перечисленные в статье 2.5 КоАП РФ части 2.

Административное правонарушение (понятие, признаки, состав), совершенное иностранным лицом (предприятием), людьми без гражданства, не отличается от противоправных деяний остальных категорий лиц, за исключением одного нюанса: иностранцы, которые обладают иммунитетом от административной юрисдикции РФ, подлежат наказанию только после решения данного вопроса в соответствии с законами международного права.

Административное наказание могут понести владельцы транспортных средств или собственники земельных участков и объектов недвижимости в случае фиксации нарушений, связанных с использованием данного имущества, фото- или видеокамерами, работающими в специальном автоматическом режиме. Избежать данной ответственности такие лица могут, если докажут, что в момент правонарушения не они пользовались/владели транспортным средством, земельным участком или объектом недвижимости, при этом они не могли предотвратить совершение противоправного деяния.

Особенности административной ответственности для юрлиц:

  • в случаях если несколько организаций произвели слияние, а одно юридическое лицо из них ранее совершило правонарушение, наказание должно понести вновь созданное юрлицо;
  • в ситуациях, когда происходит раздел юридического лица на несколько, к ответственности привлекается то вновь созданное юрлицо, к которому соответственно с разделительным балансом перешли обязанности и права по сделкам или имуществу, явившимся объектом противоправного деяния;
  • при присоединении одного предприятия к другому наказание понесет присоединившее;
  • при изменении формы юридического лица, ответственность несет вновь возникшее.
Читайте также:  Решения судов о лишении родительских прав отца или матери: судебная практика

Каковы основные признаки административных правонарушений, понятие и виды

Таким образом, выше были изложены понятие и признаки правонарушения, виды и состав этих противоправных деяний. Эти сведения необходимы для более отчетливого понимания данного весьма распространенного социального явления. Они позволяют проанализировать суть правонарушений, а значит, и выявить причины их совершения.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-pravonarusheniya-ponyatie-i-priznaki-vidy.html

Виды административных правонарушений

Определение 1

Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов.

Замечание 1

Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие.

  • Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц.
  • Многие исследователи проблемы правонарушений утверждают, что уровень опасности для общества противоправных действий существенно зависит от биологических и психологических особенностей лица, совершающего их.
  • Под понятие правонарушений нельзя подвести такие категории как мысли, помыслы, чувства, но до тех пор, пока они не найдет реального выражения в противоправных действиях или бездействиях.
  • Бездействие подпадает под категорию правонарушений лишь в ситуации, если лицо, обязанное совершить действия в определенной ситуации и при определенных условиях не совершает оного.

Каковы основные признаки административных правонарушений, понятие и виды

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понятие административного правонарушения

Кодекс РФ об Административных правонарушениях вступил в силу с 30.12.2001 года. Он предусматривает, что лица, совершившие административное правонарушение, должны быть привлечены к ответственности.

Определение 2

В рамках данного кодекса дано определение административному правонарушению. Согласно нему, под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие/бездействие физического и/или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность, в соответствии с административным законодательством федерального и регионального уровней.

Признаки правонарушения

Современные исследователи выделяют у правонарушения ряд характерных признаков:

  • действие или бездействие, которое нарушает нормы современного права;
  • поведение, которое ведет к нарушению норм законодательства;
  • вина в совершении преступления или как еще его называют в юридической литературе виновное поведение;
  • нанесение государству, обществу или его отдельным представителям вреда или, что тоже не редкость, угрозы его причинения непосредственно или опосредованно. Следует отметить, что не любое причинение вреда будет относится к противоправным действиям, например бывают обстоятельства отнесенные к ситуациям крайней необходимости или применение мер самообороны в допустимых рамках;
  • противоправное действие будет считаться таковым, если совершается лицом, которое приобрело дееспособность;
  • за любое правонарушение предусмотрена санкция, а какой она будет уже зависит от вида правонарушения, тяжести наступивших последствий и многих других критериев.

В рамках Особенной части вышеназванного кодекса административные правонарушения подразделяются на семнадцать видов:

  • правонарушения, которые посягают на права граждан, закрепленные в рамках административного законодательства;
  • нарушение норм права, которые ведут к посягательству на физическое, психическое и эмоциональное здоровье общества;
  • нарушение прав, в рамках административного законодательства, которые относятся к охране прав собственности;
  • правонарушения, которые связаны с вредом для окружающей среды;
  • правонарушения, которые возникают в рамках административного законодательства, в области энергетики, промышленности, строительства и т.д.;
  • нарушения норм законодательства в области сельского хозяйства;
  • транспортные правонарушения;
  • нарушения норм права в сфере правил дорожного движения;
  • правонарушения, которые относятся к административной отрасли права, в сфере информации и связи;
  • нарушения права в сфере предпринимательства;
  • правонарушения, связанные с денежной наличностью, кассовыми операциями, правилами ведения банковских счетов;
  • правонарушения, которые связанны с таможенными правилами;
  • правонарушения, которые могут быть классифицированы как посягательство на институты государственной власти страны;
  • нарушения правил пересечения границы страны, а так же режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на ее территории;
  • правонарушения в сфере общественного порядка;
  • нарушения норм права, связанных с порядком управления;
  • правонарушения, которые относятся к сфере воинского учета.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_administrativnoe_pravo/vidy_administrativnyh_pravonarusheniy/

16. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Административное
правонарушение —
противоправное,
виновное действие или бездействие
физического или юридического лица, за
которое КоАПом РФ или законами субъектов
РФ об административных правонарушениях
установлена административная
ответственность. 
(ст.2.1 КоАП РФ)

  • Признаки:
  • 1.Антиобщественность
  • 2.Противоправность
  • 3.Виновность
  • 4.Наказуемость

Антиобщественность
предполагает
наличие законодательно установленного
перечня социальных ценностей, которые
охраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАП
перечислены).

Противоправность
— вторичный признак. В объективном смысле
прямой законодательный запрет под
угрозой административного наказания.
Противоправность означает, что совершением
данного деяния обязательно нарушены
нормы права.

Виновность
деяния подразумевает, что оно совершено
при наличии вины. Недопустимость
привлечения к административной
ответственности пока не доказана вина
лица, совершившего административное
правонарушение.

Формы
вины – умысел и неосторожность (ст.2.2
КоАП).

Вина
физического лица. Формы вины:

1.Умысел
— лицо, совершившее административное
правонарушение, сознавало противоправный
характер своего действия (бездействия),
предвидело его вредные последствия и
желало наступления таких последствий
или сознательно их допускало либо
относилось к ним безразлично.

2.Неосторожность
— лицо, совершившее административное
правонарушение, предвидело возможность
наступления вредных последствий своего
действия (бездействия), но без достаточных
к тому оснований самонадеянно рассчитывало
на предотвращение таких последствий
либо не предвидело возможности наступления
таких последствий, хотя должно было и
могло их предвидеть. 

Вина
юридического лица.

Юридическое
лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если
будет установлено, что у него имелась
возможность для соблюдения правил и
норм, за нарушение которых КоАПом или
законами субъекта РФ предусмотрена
административная ответственность, но
данным лицом не были приняты все зависящие
от него меры по их соблюдению. 

Наказуемость

если
лицо совершило деяние, обладающее ранее
названными признаками, оно должно
понести наказание. За совершение
административного правонарушения
должна быть установлена административная
ответственность.

  1. Состав
    административного правонарушения

    совокупность
    юридически значимых признаков, необходимых
    и достаточных для квалификации содеянного
    по соответствующей статье или части
    статьи КоАПа РФ или закона субъекта РФ
    об административных правонарушениях.
  2. Состав
    административного правонарушения
    является основанием административной
    ответственности.
  3. Признаки
    состава:
  4. Обязательные
    : вина
  5. Факультативные:
    цель (но бывают и обязательными в
    конструкции какого-либо состава)
  6. Элементы
    состава
    (4):
  7. 1)
    объект
  8. 2)
    объективная сторона
  9. 3)
    субъект
  10. 4)
    субъективная сторона.
  11. Только
    при наличии всех признаков состава
    административного правонарушения лицо,
    его совершившее, может быть привлечено
    к административной ответсвенности
    .
  12. Объект
    это
    общественные отношения, урегулированные
    нормами права и охраняемые мерами
    административной ответственности.

Виды
объектов административного
правонарушения:

1) 
общий объект (совокупность всех
общественных отношений, возникающих в
сфере государственного управления,
регулируемых нормами административного
права и охраняемых нормами административной
ответственности);
2) 
родовой объект (определенный круг
односторонних общественных отношений
(благ, ценностей), охраняемых единым
комплексом административно-правовых
мер, составляющих неотъемлемую и
самостоятельную часть общего объекта);
3) 
видовой объект (определенная группа
общественных отношений, которые
охраняются административно-правовыми
нормами, общих для ряда правонарушений
одного рода);
4) непосредственный объект
(конкретные общественные отношения,
охраняемые административно-правовыми
нормами, которым причиняется ущерб
данным правонарушением);
5) 
дополнительный объект (общественные
отношения, которым причиняется ущерб
правонарушением, но они не выступают в
качестве основного объекта правоохраны,
а дополняют его);
6) 
факультативный объект (общественные
отношения, которым в зависимости от
складывающихся условий может быть
причинен ущерб, а может быть и не
причинен).
Объективная
сторона

– система предусмотренных нормами
права признаков, характеризующих внешнее
проявление административного
правонарушения.

  • Объективная
    сторона включает следующие обязательные
    признаки:
  • 1.противоправное
    деяние (в форме действия или бездействия)
  • 2.наступившие
    вредные последствия

3.причинно-следственная
связь между деянием и наступившими
последствиями.

  1. Противоправное
    деяние — это сознательное, волевое
    действие или бездействие, причинившее
    вред охраняемым общественным отношениям.
  2. Противоправное
    действие — это общественно опасное,
    активное, осознанное, волевое поведение
    субъекта, причинившее вред охраняемым
    общественным отношениям.
  3. Противоправное
    бездействие — противоправное пассивное
    поведение субъекта, обязанного действовать
    определенным образом.
  4. Общественно
    вредные последствия — негативные
    изменения, происходящие (наступившие)
    в общественных отношениях в результате
    противоправного деяния.

Состав
:1. формальный 2.материальный

Формальный
состав

не предусматривает наступления вредных
последствий, ответственность наступает
лишь за совершение противоправного
деяния вне зависимости от наступления
вредных последствий. Встречается
наиболее чаще.

  • Материальный
    состав

    включает обязательное наступление
    вредных последствий.
  • Причинно-следственная
    связь — это объективная связь между
    общественно опасным деянием и наступившими
    вредными последствиями, при которой
    данное деяние определяет появление
    данного последствия.
  • Объективная
    сторона включает следующие факультативные

    признаки
    (присуще не всем составам административных
    правонарушений): время, место, способ,
    характер совершения деяния, его
    повторность, злостность и др.

Субъект
физическое
или юридическое лицо, совершившие
административное правонарушение.
Административной
ответственности подлежит лицо, достигшее
к моменту совершения административного
правонарушения возраста 16 лет.

 
Не подлежит административной
ответственности физическое лицо, которое
во время совершения противоправных
действий (бездействия) находилось в
состоянии невменяемости, то есть не
могло осознавать фактический характер
и противоправность своих действий
(бездействия) либо руководить ими
вследствие хронического психического
расстройства, временного психического
расстройства, слабоумия или иного
болезненного состояния психики.  Субъекты,
совершившие административное
правонарушение делятся на:

1.общие
– любые вменяемые лица, достигшие
возраста 16 дет

2.специальные
– субъекты, обладающие специальными
признаками (должностные лица,
несовершеннолетние, иностранные граждане
и др.

3.особые
– военнослужащие, лица, имеющие
специальные звания, и иные лица, на
которых распространяется действие
дисциплинарных уставов или специальных
положений о службе.

Юридическим
лицом

признается организация, которая имеет
в собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении обособленное
имущество и отвечает по своим обязательствам
этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде.  Субъективная
сторона

— это психическое отношение субъекта
(физического лица), совершившего
административное правонарушение, к
противоправному деянию и его последствиям.

Обязательный
признак субъективной стороны – вина.
Вина
— это сознательное, волевое отношение
субъекта к совершенному им общественно
опасному деянию и к наступившим
последствиям, выраженное в форме умысла
или неосторожности.

Факультативные
признаки субъективной стороны – цель,
мотив (могут быть и обязательными в
конструкции какого-либо состава).

Цель
— предполагаемый результат, к которому
стремится правонарушитель; желаемые
последствия, которые должны наступить
в результате совершения административного
правонарушения.
Мотив
— то побуждение, которое толкает
правонарушителя к совершению
правонарушения.

  1. Крайняя
    необходимость
  2. Не
    является административным правонарушением
    причинение
    лицом вреда охраняемым законом интересам
    в состоянии крайней необходимости, то
    есть для устранения опасности,
    непосредственно угрожающей личности
    и правам данного лица или других лиц, а
    также охраняемым законом интересам
    общества или государства, если эта
    опасность не могла быть устранена иными
    средствами и если причиненный вред
    является менее значительным, чем
    предотвращенный вред. 
  3. Возможность
    освобождения от административной
    ответственности при малозначительности
    административного правонарушения
  4. При
    малозначительности совершенного
    административного правонарушения
    судья, орган, должностное лицо,
    уполномоченные решить дело об
    административном правонарушении, могут
    освободить лицо, совершившее
    административное правонарушение, от
    административной ответственности и
    ограничиться устным замечанием. 

Источник: https://studfile.net/preview/1810739/page:4/

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Читайте также:  Сроки действия согласия супруга на продажу недвижимости: сколько действительно

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения: 

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.

Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Пример

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями. 

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

  • Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.
  • Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
  • Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).
  • Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. 

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/

Административное правонарушение: понятие, признаки, состав, виды

  • Административное правонарушение – это противо­правное, виновное действие (бездействие) физического или юри­дического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена администра­тивная ответственность.
  • Признаки административного правонарушения:
  • — Общественная опасность (вредность) — причиняется ущерб правам и законным интересам личности, общества и государства;
  • — Противоправность — нарушаются правовые запреты, установленные норма­ми отраслей российского права;
  • — Виновность — деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено умышленно или по неосторожности;
  • — Наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.
  • Объект административного правонарушения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
  • Виды объектов административного правонарушения:
  • 1) родовой объект — определенный круг однородных общественных отношений составляющих самостоятельную часть общего объекта;
  • 3)видовой объект — определенная группа общественных отно­шений, обладающих общими признаками для ряда административных правонарушений одного вида, составляющих часть родового объекта.
  • 4)непосредственный объект — конкретные общественные отно­шения, кото­рым причиняется ущерб определенным правонарушением.
  • Объективная сторона административного правонаруше­ния — внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

1.1. Противоправное деяние— это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие Противоправное бездействие.

1.2. Общественно вредные последствия— негативные изменения, происшедшие (наступившие) в общественных отношениях в ре­зультате противоправного деяния.

1.3. Причинно-следственная связь— это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при котором данное деяние определяет появление данного последствия.

2) Факультативные элементы:2.1) время; 2.2) место; 2.3) способ; 2.4) обстановка; 2.5) признак должностного лица.

  1. Субъект административного правонарушения— физическое или юридическое лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести ад­министративную ответственность.
  2. 1) общий субъект — (гражданин РФ, достигший 16-лет, вменяемый);
  3. 2) специальный субъект (отражающие особенности трудового, служебно­го положения правового статуса граждан);
  4. 3) особый субъект (военнослужащий, призванный на военные сборы, сотрудник ОВД, УИС, ГПС, таможенной службы, ФСКН).

Коллективные субъекты административных правонарушений(юридические лица) — (организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обяза­тельствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные пра­ва, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде), совершив­шие административные правонарушения.

Субъективная сторона административного правонару­шения— это психическое отношение лица, совершив­шего административное правонарушение к общественно опасному деянию. Элементы субъективной стороны: 1

Вина— это сознательное, волевое отношение субъекта к со­вершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Формы вины: умысел и неосторожность.

1) Умысел(формы — прямой и косвенный умысел) — лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего дей­ствия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступление таких последствий (прямой умысел) или со­знательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

2) Неосторожность(формы – легкомыслие и небрежность) — лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

2) Факультативные элементы: 2.1. Цель. 2.2. Мотив.

Виды административных правонарушений.

1. В зависимости от сферы совершения; 2. В зависимости от родового объекта посягательства; 3. В зависимости от характера деяния; 4. В зависимости от субъекта правонарушения; 5. В зависимости от формы вины; 6. В зависимости от состояния физического лица, совершивше­го правонарушение.

Административная ответственность: понятие, признаки, основания

и субъекты.

Административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к физическим и юридическим лицам, совершивших правонарушение. Признаки административной ответственности.

  • 1) Объектом посягательства являются отношения в сфере исполнительной власти, а также и некоторые другие.
  • 2) Это важное средство борьбы с особым видом нарушенийадминистративными правонарушениями.
  • 3) Субъектом этого вида ответственности являются физические и юридические лица (предприятия и учреждения).
  • 4) Влечет за собой применение мер административного принуждения, таких какадминистративные наказания.

5) Особый порядок ее установления, т.е. установление административной ответственности, относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

  1. 6) Меры административной ответственностиприменяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.
  2. 7) Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей.
  3. 8) Привлечение к административной ответственности и назначения административного наказанияне влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения его с работы.

9) Характеризует особый процессуальный порядок ее реализации (т.к. отличается простотой, оперативностью и экономичностью).

10) Присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т. д.).

Основания административной ответственности.

Нормативноенормативно-правовая норма, содержащая административно-правовой запрет. Фактическоесовершение административного правонарушения. Процессуальноеиздание правоприменительного акта (постановление о назначении наказания).

Субъектами физические и юридически лица.

Физические лица

1. Ответственность несовершеннолетних — Согласно ст. 2.3. КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b23523.html

Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Легальное определение понятия «административное правонарушения» дано в ст. 2.1 КоАП РФ.

Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юридических признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения — противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще на два признака: деяние и общественную вредность.

Практическая значимость признаков правонарушения выражается в том, что установление их наличия в конкретном деянии позволяет рассматривать его в качестве административного правонарушения, т.е. фактического основания административной ответственности. Иными словами, чтобы деяние как правовое явление можно было признать административным правонарушением, оно должно обладать указанными чертами.

1. Деяние. Законодатель счел нецелесообразным применять обобщенный термин «деяние», который уже используется в других нормативных правовых актах (например, в ст. 106 Налогового кодекса РФ).

Представляется, что не является принципиальным закрепление в легальном определении правонарушения термина «деяние» или термина «действие или бездействие», поскольку по своему со-держанию эти понятия абсолютно тождественны.

Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Часть административных правонарушений может быть совершена только в результате действия (например, мелкое хищение — ст. 7.27 КоАП РФ), часть — путем бездействия (например, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету — ст. 21.

Читайте также:  Как получить временную регистрацию по месту пребывания или жительства

5 КоАП РФ). Есть и «смешанные» правонарушения, объективную сторону которых составляет совокупность действия и бездействия (например, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств — ст. 16.2 КоАП РФ).

Административным правонарушением выступают только внешне выраженные акты субъекта. Именно поэтому не могут признаваться правонарушением мысли, чувства и желания субъекта, если они не выражены в определенном поступке.

И активное, и пассивное поведение для признания его административным правонарушением, кроме своего внешнего проявления, должно быть осознанным.

Отсутствие одной из характеристик — внешнего проявления поведения и его осознания субъектом — исключает рассмотрение деяния в качестве противоправного (например, действие непреодолимой силы или действия невменяемого лица или лица, не достигшего возраста административной ответственности).

2. Противоправность. Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Как правило, административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения.

Так, нарушая нормы права, регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым посягают на общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.2 КоАП РФ).

Особенность административной ответственности в том, что противоправность административных правонарушений проявляется в совершении лицом деяния, нарушающего не только нормы административного, но и ряда других отраслей права, например, конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового.

Противоправность является юридическим выражением материальной характеристики общественного свойства административного правонарушения.

Признак противоправности деяния не обусловлен обязательным наступлением вредных последствий — административным правонарушением может признаваться только сам факт нарушения (невыполнения) требований, предписанных нормой права и охраняемых мерами административной ответственности (например, ст. 19.3 КоАП РФ).

Вместе с тем не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях, даже если оно и причинило вред общественным интересам.

3. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. с определенным психическим отношением физического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

Совершение деяния, формально подпадающего под признаки административного правонарушения, при отсутствии такого психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям не может рассматриваться в качестве административного правонарушения.

Не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения и невиновное совершение противоправного действия (бездействия) юридическим лицом.

4. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение.

Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями главы 3 КоАП РФ. За совершение административного правонарушения к виновным лицам специально уполномоченными органами и должностными лицами применяются административные наказания.

5. Общественная вредность. Наиболее дискуссионным из признаков административного правонарушения является его общественная вредность или общественная опасность.

Единого мнения и однозначного подхода к этому вопросу до настоящего времени не сложилось. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда.

Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

В теории административного права весьма распространена точка зрения о том, что административные правонарушения, как и преступления, тоже являются общественно опасными деяниями, хотя степень этой опасности ниже, чем у преступлений.

Общественная опасность деяния проявляется в посягательстве, в причинении или создании реальной угрозы причинения существенного ущерба общественным отношениям, охраняемым нормами права.

Представляется, что большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, даже с учетом их «массовости» (например, безбилетный проезд — ст. 11.18; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов — ст. 12.6 КоАП РФ).

Б то же время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения, пожарную, экологическую безопасность).

Не следует использовать категорию «общественная вредность» в качестве универсального отличия административных правонарушений от преступлений, хотя к этому подталкивает беглый анализ уголовного законодательства и законодательства об административ-н^1х правонарушениях. Статья 2.1 КоАП РФ в отличие от ст.

14 УК РФ не дает четкого ответа на вопрос: чем следует считать административные правонарушения — общественно вредными или общественно опасными деяниями? Вместе с тем ст. 2.2 КоАП РФ при определении форм вины прямо упоминает о вредных последствиях административного правонарушения.

Б качестве критериев разграничения административных правонарушений и преступлений могут выступать такие факторы, как тяжесть последствий (например, при совершении нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств — ст.

264 УК РФ и нарушения правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего,— ст. 12.24 КоАП РФ), размер материального ущерба (например, административно наказуемым по ст. 7.

27 КоАП РФ признается мелкое хищение, совершенное на сумму до одного минимального размера оплаты труда, а уголовно наказуемым по ст. 158 УК РФ — свыше такого размера), а также иные обстоятельства. При любых условиях правоприменитель должен всесторонне и полно выяснять все обстоятельства, характеризующие состав правонарушения, для правильной квалификации деяния в соответствии с нормами либо Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо Уголовного кодекса РФ.

С учетом сказанного можно утверждать, что общественная опасность административного правонарушения не является его обязательным качеством. Административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут и не быть таковыми. Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества, и это выражается в их противоправности.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е.

личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Признаки административного правонарушения образуют его юридический состав — единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.

Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Правонарушение есть явление реальной действительности. Состав правонарушения — логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее свойства, существенные признаки реальных явлений, т.е. определенных антиобщественных действий.

Законодатель не создает признаков правонарушений, а лишь отбирает существенные, отличительные черты и конструирует составы. Но состав административного правонарушения — понятие правовое. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной.

Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

Вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают. Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава.

Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы:

  1. объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);
  2. объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);
  3. субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);
  4. субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Состав правонарушения представляет собой органичную систему, все его признаки важны, значимы и тесно связаны между собой. Так, для конкретного административного правонарушения (например, мелкого хищения — ст. 7.

27 КоАП РФ) такие его признаки, как собственность, отчуждение имущества, психическое от-ношение лица к деянию в форме умысла, достижение 16-летнего возраста, сами по себе ничего противоправного не содержат.

Однако когда они существуют в совокупности и объединяются законодателем в диспозиции правовой нормы в качестве перечня признаков правонарушения — это уже правовая модель административного правонарушения, его юридический состав.

Если в деянии отсутствует хотя бы один из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и самого состава, следовательно, оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона, на основе нормы права, закрепляющей данный состав.

Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов.

Б нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъект действий и его психическое отношение к деянию.

По этой причине в составе административного правонарушения также присутствуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков, характеризующих и детализирующих его (например, для субъективной стороны — это психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям в форме вины, а также мотив и цель).

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

В отличие от уголовного права, в котором существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений, составы административных правонарушений подразделяются только на основные (например, ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) и квалифицированные (с отягчающими признаками — ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ) составы.

По особенностям конструкции различаются:

  • материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);
  • формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом:

  • казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ);
  • обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

Большое практическое значение имеет и такое деление составов административных правонарушений:

  • однозначные составы, в которых четко указывается единственный признак (например, ст. 12.8 КоАП РФ);
  • альтернативные составы, содержащие два или более вариантов признаков, вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением, т.е. административным правонарушением будет являться совершение одного, нескольких или даже всех из названных в норме действий (например, ст. 20.8 КоАП РФ).
  • По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.
  • Правильное определение всех элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а также способствует предупреждению административных правонарушений.
  • Кроме того, учение о составе административного правонарушения имеет большое значение: оно способствует выявлению наиболее существенных признаков административных правонарушений, разграничению их и установлению справедливых санкций; помогает правоприменителям правильно квалифицировать правонарушения и избирать соответствующие им меры воздействия; позволяет по-нять закон.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=34827

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector