Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

Административное право — это одна из отраслей права, регулирующая общественные отношения в управленческой сфере различных органов: государственных и частных. При рассмотрении понятия выделяют предмет, субъект и объект административного правонарушения, субъективную, объективную стороны соответственно, используют определённые методы защиты. Но обо всём по порядку.

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

Сущность административного права

С научной точки зрения административное правонарушение — это отрасль юриспруденции, рассматривающая системы административных и государственно-управленческих идей, взглядов, представлений о законах в сфере управления, о социальной эффективности законопроекта, тенденциях реформирования и перспектив развития. Так, можно выделить следующие подотрасли административного права:

  1. Классификация и структурирование законов о государственной управленческой деятельности.
  2. Рассмотрение социальной обусловленности и эффективности законопроектов.
  3. Изучение закономерностей реформирования управленческого законодательства.
  4. Составление планов о перспективах развития.
  5. Изучение истории возникновения и основополагающих принципов.

Последний пункт требует особого внимания. Только на основе изучения исторических источников можно разобраться в возможности перспектив в будущем и не допустить ошибок при составлении новых законопроектов. Как сказал Г.

Гегель: «История имеет свойство повторяться», и очень часто то, что происходит сейчас, уже имело аналоги в прошлом.

По этой причине изучение первоисточников административного права необходимо для проведения реформ и прогнозирования перспектив развития.

Законодательная база

Регулирование административного права осуществляется на трёх уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Федеральный уровень

  1. Конституция РФ и постановления Конституционного Суда.
  2. КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях).
  3. Указы Президента и Правительства РФ, палат Федерального Собрания.
  4. Иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень

  1. Уставы и законы субъектов РФ.
  2. Постановления конституционных судов субъектов.
  3. Нормативные акты высших должностных лиц, законодательных и исполнительных органов власти субъектов.

Муниципальный уровень

  1. Уставы муниципальных образований.
  2. Нормативные акты администрации, главы муниципального образования и представительных органов.

Рассмотрение дела об административном правонарушение может предприниматься в арбитражном суде (на региональном и муниципальном уровне) или в Высшем Арбитражном Суде (на федеральном и региональном уровне).

Предмет, объект и субъект административного права

Предметом (общим объектом) административного права являются общественные отношения, возникающие в результате реализации исполнительной власти. Не стоит путать с предметом посягательства — вещью, непосредственно связанной с преступлением, например, при взяточничестве предмет — сама взятка.

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

Есть три вида объектов административного правонарушения:

  1. Родовой объект — часть общего объекта. В качестве критерия деления чаще всего берётся отрасль деятельности объекта: промышленная, транспортная, сельскохозяйственная и т. д.; или же составляющие общественных отношений: поддержание общественного порядка, право граждан на управленческую деятельность. С понятием родового объекта связана Особенная часть КоАП.
  2. Видовой объект — подотрасль родового. Общая группа общественных отношений в определённой главе. Такая система позволяет более детально рассмотреть виды общественных отношений и правонарушений.
  3. Непосредственный объект — видовой объект в более узком смысле — конкретная отрасль общественных отношений.

Основные признаки объекта административного правонарушения — это защита в соответствие с административным кодексом (КоАП) и отношение к правам граждан. К примеру, объектом в законе о свободе о вероисповедании являются права человека.

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

Непосредственным объектом административного правонарушения называют ту часть, которой причиняется ущерб в ходе нарушения. При взяточничестве это нормальное финансовое функционирование организации, а также законные интересы и права граждан, т. к. дача взятки осуществляется для подстрекательства к более крупному нарушению.

Видовой и непосредственный объекты — основные структурные составляющие административного правонарушения.

Стороны правонарушения

При рассмотрении объекта административного правонарушения применяется такая конструкция, как объективная сторона — правонарушение и последствия от него. Причём есть существенная разница между противоправным деянием и действием:

  1. Деяние — это сознательное конкретное действие или бездействие, повлекшее за собой вред обществу.
  2. Действие — это сознательное поведение субъекта, повлекшее нарушение общественных отношений.

Деяние может быть однократным, собирательным (состоит из тождественных действий) или длящимся (влечет за собой длительное неисполнение обязанностей).

Рассмотрению дела об административном правонарушении подлежат не только действия, нарушающие права граждан, но и бездействия, вследствие которых были нарушены права человека (так называемые вредные последствия) или нанесён вред экологическому состоянию.

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

Дело о нарушении содержит следующие пункты: само противоправное действие, его последствие и логическая связь между ними. Субъект и объект административного правонарушения выясняются после анализа каждого пункта.

Формальные и материальные последствия

Состав административного преступление подразумевает два возможных последствия. Если правонарушение не повлекло за собой материальных последствий, то оно называется формальным.

Причём именно административные правонарушения (в отличие от преступлений) имеют формальный состав. Пример такого нарушения — превышение водителем скорости (ст. 12.

9 КоАП), но если вследствие превышения случилась авария, то дело стоит рассматривать с материальной точки зрения.

Материальное последствие — обязательное наступление вредных обстоятельств в связи с правонарушением. Причём сначала обстоятельства должны произойти, а уже потом рассматриваться как материальный ущерб.

Например, нарушение пожарной безопасности в здании: отсутствие плана эвакуации или огнетушителей. Если такое положение не повлекло ещё пожара или гибели людей в здании, то КоАП, в соответствии со ст. 20.4 ч.

1 и 2, рассматривает действие с формальной точки зрения. Если повлекло — то материальной.

Основополагающие принципы административного права

Прежде чем рассматривать примеры административных правонарушений, необходимо понять, как отличаются наказания в различных случаях или методы административного права:

  1. Предписание — требование присутствовать в определённом месте или выполнить определённые действия, не влекущие за собой юридических последствий.
  2. Запрет — вето на определённые действия под страхом применения соответствующих наказаний — дисциплинарных или административных взысканий;
  3. Дозволение — предоставление вариантов выбора поведения в определённой ситуации.

Помимо этого, дозволение рассматривает предоставление возможностей действовать или не действовать в конкретных ситуациях, предписанных административно-правовой нормой. Например, гражданин может самостоятельно решить, подлежат ли противоправные действия должностного лица обжалованию. Этот момент имеет важное значение в реализации субъективных прав жителей РФ.

Примеры объектов правонарушений

Примером объектов административных правонарушений может служить разрушение пастбищных или мелиоративных земель, уничтожение мест обитания животных. В этом случае предмет правонарушения является его же объектом, так как само нарушение открыто носит материальный характер.

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

Но это стопроцентно ясное преступление. В большинстве случаев административные правонарушения вносят дезорганизацию в работу какого-либо государственного органа или частной компании, что влечёт нарушение общественных отношений. Например, нарушение правила проезда перекрестков, что влечет резкое торможение другого водителя и нарушает движение на дороге.

Примеры административного правонарушения

Наиболее распространённый пример — мелкое хулиганство (ст. 20.1). Его определение крайне обтекаемо: выражается в открой неприязни к обществу с нарушением общественного порядка. В состав обычно входит нецензурная лексика в адрес человека или группы лиц, приставание к другим гражданам и повреждение частного имущества.

Ст. 15 Кодекса Волгоградской области устанавливает строгую ответственность за неявку без уважительных причин на регулярный мед. осмотр больных ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом или иных инфекций, которые передаются половым путём.

Ст. 5.26 о дискриминации — нарушении свободы и естественных прав человека и гражданина из-за его вероисповедания, цвета кожи, пола, расы и т. д. В некоторых случаях это нарушение проходит вкупе с мелким хулиганством.

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

Ст. 14.1 гласит о проведении незаконной предпринимательской деятельности. Любая деятельность, связанная с бизнесом на территории РФ должна быть законно оформлена и регламентирована.

Статья рассматривает несколько моментов: деятельность без регистрации, без лицензии (если она обязательна), с нарушением правил ведения деятельности (отдельно — с грубым нарушением деятельности).

Стоит отметить, что грубое правонарушение устанавливается самими судьёй на основе анализа протокола.

Ст. 19.1 о самоуправстве — самовольном решении о порядке осуществления своего действительного или мнимого (предполагаемого) права, если за ним не последовало существенного ущерба для физических и юридических лиц.

Глава 25 рассматривает порядок работы органов по установлению административных правонарушений и лиц, участвующих в процессе: прокурора, понятых, потерпевшего, защитника, ответчика и т. д.

Помимо открытых правонарушений, кодекс предусматривает наказание за нарушение сроков подачи заявлений, призыва, предоставления определённых сведений государственным и иным органам. Это открытый пример бездействия, повлекшего за собой правонарушение.

Как проходит суд?

Рассмотрение дела об административном правонарушении, в отличие от уголовного, может проходить и без наличия лица. Регламент рассмотрения прописан в статье 29.7 КоАП Российской Федерации:

  1. Объявляется судья, само дело и соответствующий закон.
  2. Подтверждается факт явки или неявки физического лица.
  3. Разъясняются права и обязанности участников дела.
  4. Выносится вердикт о рассмотрении дела подведомственными органами.
  5. Составление административного протокола.

Отложение рассмотрения возможно в случаях: обязательной явки нарушителя, привлечения специалиста в определённой области, заявления судьи об отводе.

Нюансы административных правонарушений

Во время рассмотрения дела об административном правонарушении очень тщательно изучается протокол. Из него выявляется характер преступления: умышленное или совершенное по неосторожности.

Эти факторы вносят значительный вклад в некоторые вопросы. Например, ст. 5.14 говорит только об умышленном уничтожении или повреждении частных материалов.

Если действие было совершено по неосторожности, гражданин не подвергается административной ответственности.

Читайте также:  Об алиментах после 18 лет: в каких случаях платят, выплата если ребенок учится

В административных протоколах судьи обращают внимание на такие слова, как: воспрепятствование, сокрытие, уклонение, заведомо ложные (показания). Но это лишь часть анализа. Полный вывод можно сделать лишь на основе полного изучения состава преступления.

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

При рассмотрении объективной стороны преступление судья использует такие понятия, как: время, место, характер и способ преступления, а также повторность, систематичность, злостность и неоднократность. Причём неоднократными считаются однородные преступления, а систематическими — совершённые несколько раз в течение года.

Таким образом, понятие объекта административного правонарушения, знание основных законодательных принципов необходимо для регулирования собственных действий в обществе.

Конечно, выучить весь кодекс невозможно, но многие из пунктов могут никогда не коснуться человека, например, пункт об обязательной явке в военкомат по достижении определённого возраста действует только для мужской части населения.

Источник: https://BusinessMan.ru/obyekt-administrativnogo-pravonarusheniya-ponyatie-priznaki-primer-administrativnoe-pravo.html

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

Объект административного правонарушения ― это какие-то отношения в мире гражданских взаимодействий, то, в чем конкретно выражается вина обвиняемого. Является юридическим понятием и классифицируется в зависимости от конкретной предметной области.

Какие нарушения считаются административными?

Все административные нарушения регулируются при помощи КоАП. Обвиняемый ― лицо, которое нарушило какие-то статьи из этого кодекса. Наказание ― исправительные работы или штраф. Денежное взыскание может быть как совсем незначительным, так и существенным. Возможна выплата компенсации пострадавшим лицам.

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

КоАП

Важно! Привлекаются все граждане РФ, достигшие 16 лет. До этого возраста дело о причинении вреда заводится на родителей или опекунов. Повод может быть любым, вплоть до нарушений в области охраны труда.

Чаще всего возникают такие общественные нарушения:

  • Какие-либо посягательства на права других людей, четко прописанных в конституции Российской Федерации.
  • Нанесение вреда здоровью отдельного человека или населения как умышленно, так и случайно.
  • Попытка посягать на право собственности, финансовое благополучие, имущество других людей.
  • Нарушения в области охраны окружающей среды, правонарушения, вредящие экологии.
  • Любые попытки не следовать установленным правилам при управлении транспортным средством ― плавательным, воздушным или наземным.
  • Незаконная предпринимательская деятельность, попытка сделать монопольную компанию, несвоевременная выплата налогов.
  • Нарушения общественного порядка, попытка разжигания конфликта, общественные драки, мелкое хулиганство.

Основные понятия

Малозначительность административного правонарушения

Объект административного правонарушения ― это общественные отношения, принятые в той или иной области. Это фактически предмет судебных разбирательств. Правонарушитель наносит урон отношениям, нарушая какие-либо общественные нормы, использующиеся в стране.

Обратите внимание! Во время административного нарушения вред наносится именно отношениям ― какой-то части современной жизни. При этом объект может полностью характеризовать общественный институт.

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

Объект административного правонарушения

Понятный пример ― статья о взяточничестве. Преступление, подразумевающее получение или попытку дать взятку, чтобы, например, выиграть тендер, наносит урон финансовому благополучию какой-то организации, которое в этом случае и является главным элементом и объектом дела, разбираемого в суде.

В объекте заключается основное значение правонарушения. Этот элемент ― главная характеристика дела. Он позволяет максимально объективно представить преступление перед судом. Также с помощью правильно определенного объекта можно оценить тяжесть правонарушения, оценить нанесенный ущерб.

С его помощью определяется состав преступления, выделяется также субъект. Определяется, было ли деяние действительно противоправным и умышленным, есть ли вина обвиняемого.

Разновидности объектов

Субъект административного правонарушения

Все административные объекты делятся на виды, как общие, так и частные, включающие в себя различные правонарушения. Каждые разновидности характеризуются своими охватами. Где-то логичнее брать всю область, а где-то ― только определенную ее часть.

Признак родового вида ― это небольшой элемент отрасли какой-либо общественной деятельности. К примеру, родовым объектом могут быть таможенные или сельскохозяйственные отношения, Это определяет раздел, на поле которого уже строятся различные правила и ограничения. Факт правонарушения в этом случае относится к какой-то категории.

Видовой позволяет более тщательно разграничить общественные отношения, создав несколько специфических групп. По этим признакам проступки делятся на узкие главы. Это позволяет четко установить характер преступления и назначить справедливое и соразмерное наказание. Относится к подотрасли родового.

Непосредственный ― самый узкий. Эта форма характеризуется достаточно конкретным смыслом. Она относится ровно к той отрасли, где было совершено преступление. Дальнейшее разделение на классификации уже невозможно.

Дополнительный ― не относится к преступлению напрямую. Затрагивает проступок только отчасти, поэтому на дело не влияет. Однако может служить отягчающим обстоятельством.

Факультативный ― необязательный объект. Это спорная ситуация, в которой необходимо представить, будет ли нанесен вред общественным отношениям. В зависимости от обстоятельств ответ разнится.

Что такое предмет преступления?

Признаки административного правонарушения

Предмет, в отличие от объекта, может и не существовать. Это материальная форма представления правонарушения, которая позволяет в точности примерить размер проступка. Обязательное условие ― это предмет охраняется государством или конституцией о правах гражданина РФ.

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

Предмет преступления

Непосредственно связан с объектом. Обязательно относится к той отрасли, на базе которой было совершено преступление. При этом имеет именно материальное воплощение. Пример ― дорогостоящая техника, похищенная преступником.

Обладает следующими признаками:

  • Имеет своего законного владельца, возвращается к нему после раскрытия вины.
  • У правонарушителя вещь изымают, причем это не мера наказания.
  • Если предмет оказался незаконным, он уничтожается или переходит во владение государства.

Кроме того, что предмет обладает четко выраженной материальной составляющей, существует еще ряд основных отличий. Хотя студенты, обучающиеся на юридической специальности, периодически путают данные понятия, различия между ними достаточно существенные.

В первую очередь объект административного нарушения должен присутствовать обязательно. Без определения отрасли проступка дело не заводится, а судебное заседание отменяется. Если нет нарушений ― нет и преступления. А вот предмет может и не присутствовать, поскольку нарушение не материально.

Наглядный пример ― нарушение требований охраны труда. Работодатель может установить слишком длинный трудовой день, не соответствующий нормам в Трудовом Кодексе. Предмета преступления тут просто нет.

При этом предмет обычно не страдает от проступка. Например,, хищение чужого имущества только нарушит право собственности, однако при этом украденный телевизор не будет разломан, после раскрытия дела вернется к владельцу.

Исключение ― намеренная порча чужих вещей. Если человек разломает компьютер, то предмет пострадает напрямую, как и объект.

Объективная сторона

Под этим термином обычно понимают непосредственное правонарушение. Это полноценная совокупность признаков, статей и глав, позволяющая полностью сформировать состав преступления и определить его материальную и формальную сторону.

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

Объективная сторона

Важно! Чтобы определить объективную сторону преступления, необходимо выявить все причинно-следственные связи. Придется выделить все виды объектов, при необходимости определить, каков объект. Стоит полностью изучить административное правонарушение, чтобы не допустить ошибок.

Объективная сторона состоит из двух сторон преступления. Материальная отвечает за финансовый состав. Она определяет, какой именно ущерб был нанесен пострадавшему лицу. К примеру, если человек сбил другого, то материальной стороной будет назначаемая сумма компенсации. Обычно к этому относят все необходимые затраты на лечение.

Формальный состав преступления содержится во всех правонарушениях, в отличие от материального. Определяет, какие конкретно нормы были нарушены. Чтобы определить этот состав, следует обозначить основные статьи КоАП, которые не соблюдал нарушитель.

Относится не столько к материальному, сколько к моральному. Не имеет никаких однозначных понятий. В зависимости от обстоятельств субъективная сторона административного правонарушения может определяться по-разному. Поэтому оказывает не такое большое влияние на вынесение приговора.

Некоторые элементы обязательны, а некоторые ― факультативны. Обязательный элемент любого преступления ― вина. Человек, совершивший проступок, должен быть виновен. Нарушитель должен понимать, что его действия приведут к каким-то последствиям.

При этом вина может быть как умышленной ― сознательно нарушение закона ― так и неумышленной ― нарушения, связанные с тем, что человек ошибочно полагается на свои силы, проявляет катастрофическую халатность.

Необязательный элемент ― это цель. Часто, совершая проступок, человек обычно пытается чего-то достичь. Например, он хочет разбогатеть или каким-то образом отомстить обидчиком.

Второй фактор ― мотив. Почти у любого поступка есть свой мотив, то, чем именно руководствуется человек.

Таким образом, понятие объекта административного правонарушения, знание основных законодательных принципов необходимо для регулирования собственных действий в обществе.

Источник: https://e-megion.ru/shtrafyi/obekt-administrativnogo-pravonarusheniya

Объект и предмет административного правонарушения

Вопрос о том содержится ли в действиях (бездействии) лица административное правонарушение определяется посредством их квалификации и определения, имеются ли признаки состава административного правонарушения. В этой связи крайне важным является исследование указанной категории.

Законодательного определения состава административного правонарушения в КоАП РФ не содержится. Вместе с тем в теории административного права данное понятие считается достаточно определенным и сложившимся.

Определение 1

Состав административного правонарушения можно определить как совокупность объективных и субъективных признаков, позволяющих определить совершенное деяние как административное правонарушение.

В сущности, состав правонарушения предполагает законодательно закрепленную теоретическую конструкцию, модель, ориентированную на ее использование правоприменителями для правильной квалификации деяния.

Законодатель не определяет в каждом конкретном случае признаки правонарушения, а указывает на существенные признаки, которые являются отличительными и позволяют сконструировать составы правонарушения.

Тем самым конструкция состава правонарушения выступает нормативной основой для привлечения к административной ответственности .

Об объекте административного правонарушения: виды, предмет админ нарушения

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Состав административного правонарушения имеет собственную структуру, которая образуется на основе совокупности объективных и субъективных признаков. Указанная структура представлена четырьмя элементами:

  • объект,
  • объективная сторона,
  • субъект,
  • субъективная сторона.

Стоит отметить, что суды в выносимых ими судебных актах нередко указывают на соответствующие элементы правонарушения, проводя тем самым чёткий анализ состава с точки зрения теоретических положений конструирования его элементов.

Объект административного правонарушения

Традиционно характеристика объективных признаков начинается с объекта административного правонарушения, в качестве которого выступают общественные отношения, находящиеся под охраной законодательства об административных правонарушениях.

Читайте также:  О задолженности по алиментам: как узнать по фамилии и имени, через интернет

Определение 2

Объект административного правонарушения — общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение

Законодатель определил перечень объектов административных правонарушений в ст. 1.2 КоАП РФ.

В теории административного права все объекты подразделяют на три вида:

  1. общий: он охватывает определенную обобщенную область общественных отношений, которая может быть уреглирована как нормами административного законодательства, так и нередко правовыми нормами других отраслей права (конституционного, трудового, экологического, земельного и т.д.). Например, КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, которые касаются нарушений в сфере избирательного законодательства, конституционного права на обращения граждан и другие;
  2. родовой: образуют общественные отношения, которые складываются в определенной одной сфере общественной жизни. На основе именно родового объекта сгруппированы составы административных правонарушений по главам в Особенной части КоАП РФ;
  3. непосредственный — общественные отношения, на которые посягает конкретное правонарушение.

Стоит отметить, что нередко в судебных актов правоприменительные органы непосредственно указывают на объект правонарушения.

Предмет административного правонарушения

Объект административного правонарушения нельзя путать с предметом правонарушения. Каждое административное правонарушение имеет свой объект, то есть те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель, однако не каждое правонарушение имеет предмет.

В качестве предмета административного правонарушения выступают предметы материального мира. При совершении мелкого хищения всегда будет иметь место предмет.

При совершении такого административного правонарушения, как превышение максимальной скорости транспортным средством, предмет правонарушения отсутствует.

Замечание 2

Объект и предмет административного правонарушения — нетождественные понятия.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/administrativnoe_pravonarushenie/obekt_i_predmet_administrativnogo_pravonarusheniya/

2.1 Объект административного правонарушения

В
теории административного права объекты
посягательств административных
правонарушений традиционно подразделяют
на четыре группы: общий, родовой, видовой
и непосредственный.

Такое деление имеет
не только теоретическое, но и практическое
значение, так как оно позволяет
правоприменителю осуществить процесс
квалификации административных
правонарушений, то есть отнесение
противоправного деяния к конкретной
статье Особенной части КоАП РФ либо
статье закона субъекта РФ, устанавливающего
административную ответственность.

Общим
объектом административных правонарушений

являются общественные отношения в сфере
государственного управления, регулируемые
нормами права (конституционного,
трудового, земельного, экологического,
финансового, гражданского), охраняемые
и защищаемые мерами административной
ответственности..

Родовой
объект

часть общего объекта.

В качестве критерия
деления общего объекта на части может
быть взята отрасль
общественной деятельности
,
где складываются общественные отношения
(в сельском хозяйстве, в промышленности,
на транспорте…) или содержание
охраняемых общественных отношений

(собственность, общественный порядок,
права граждан, порядок управления).
Именно родовой объект лежит в основе
построения Особенной Части КоАП РФ,
например в гл.5 сконцентрированы
проступки, посягающие на права граждан,
в гл. 14- проступки, связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности.

Видовой
объект

разновидность родового, специфическая
группа общественных отношений, общая
для правонарушений, входящих в одну
главу.

Выделение видового объекта
является необходимым и оправданным,
поскольку именно такая система объектов
детально разграничивает общественные
отношения между собой, что в свою очередь
позволяет правоприменителю более
качественно осуществлять процесс
квалификации административных
правонарушений и эффективно назначать
виновным лицам административные
наказания.

Под
непосредственным объектом
рассматривается
та часть однородных общественных
отношений, которым административное
правонарушение непосредственно причиняет
ущерб (например, право владения,
пользования и распоряжения конкретным
имуществом при совершении мелкого
хищения). В качестве непосредственного
объекта могут выступать конкретные
нормы, правила, предписания, запреты.
Непосредственный объект позволяет
разграничить однородные административные
правонарушения между собой.

В
ряде случаев объект административного
правонарушения тесно связан с предметом
посягательства, то есть с предметом
внешнего, материального мира на который
воздействует правонарушение и которым
причиняется ущерб (например, налоговая
декларация для административных
правонарушений в области налогов и
сборов). Однако предмет административного
правонарушения нельзя отождествлять
с объектом, даже несмотря на то, что он
является элементом общественных
отношений, что также предполагает его
охрану.

2.2 Объективная сторона правонарушения

Объективная
сторона правонарушения

– это система предусмотренных нормами
административного права признаков,
характеризующих его внешние проявление.

Объективная
сторона любого характеризуется двумя
группами признаков: обязательными
и
факультативными.

В
число обязательных
признаков

входит само противоправное деяние
(действие
или бездействие),
его
общественно
вредные последствия

и логическая
связь между ними
.Так,
например, нарушение во
дителями
транспортных средств Правил дорожного
движения
(гл.

12 КоАП РФ) может выражаться в разных
действиях: пре
вышении
установленной скорости движения,
несоблюдении
требований
дорожных знаков, проезде на запрещающий
сигнал
светофора,
пересечении сплошной линии разметки и
др.
Или
пример бездействия.

Непринятие
мер по устранению причин и условий,
способствующих совершению административного
правонарушения (ст.19.6 КоАП РФ).

Мы с Вами говорили
о том, что юридические составы
административных правонарушений по
своей законодательной конструкции
могут быть формальными и материальными.

Именно по объективной стороне
административного правонарушения они
и подразделяются следующим образом.

То
есть в число обязательных признаков
объективной стороны административного
правонарушения с формальным составом
не входят общественно вредные последствия
противоправного деяния и причинная
связь между двумя этими признаками.

Для административных
правонарушений с материальным составом
обязательными признаками объективной
стороны являются: общественно вредные
последствия противоправного деяния и
причинная связь между двумя этими
признаками.

Факультативные
признаки

объективной стороны правонарушения –
это дополнительные критерии, характеризующие
условия и обстоятельства совершения
правонарушения.

В административном
праве в качестве таковых выделяются:
время, место, способ, характер совершения
деяния, его повторность, неоднократность,
злостность, систематичность.

Они присущи далеко не всем составам
административных правонарушений,
в силу чего они называются факультативными
признакамисостава
административного правонарушения, т.е.
необязательными признаками.

В
тоже время, для ряда составов
административных правонарушений
какой-либо из факультативных признаков,
в силу законодательной конструкции
состава, становится обязательным
признаком объективной стороны
правонарушения.

Так,
например, административное правонарушение
«стрельба из оружия в не отведенных для
этого местах» в качестве обязательного
признака объективной стороны указывает
на
место совершения административного
правонарушения (ст. 20.13).

  • С
    объективной стороны административные
    правонарушения могут простыми
    и
    сложными.
  • Простое
    деяние
    представляет собой единое действие или
    кратковременное бездействие, единый
    кратковременный акт противоправного
    поведения (мелкое
    хищение).
  • Сложное
    деяние
    может состоять из нескольких самостоятельных
    действий либо быть растянуто во времени.
  • Выделяют следующие
    виды сложных деяний:

  • с
    двумя разными действиями

    (например,
    мелкое хулиганство, сопряженное с
    неповиновением законному требованию
    представителя власти);

  • состоящее из альтернативных действий

    (например,
    нарушение правил производства, продажи,
    коллекционирования, экспонирования,
    учета, хранения, ношения или уничтожение
    оружия и патронов к нему);
  • — длящиеся;
  • -продолжаемые;

Так как в КоАП РФ
законодатель конкретно выделяет длящиеся
правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ) остановимся
на них конкретнее.

Длящееся
правонарушение

– действие или бездействие, в результате
которого длительно не исполняется
обязанность.

В основе длящегося нарушения
лежит невыполняемая лицом в течение
длительного времени правовая обязанность
не нарушать правовой запрет или, наоборот,
совершить предусмотренное нормой права
действие.

Для него характерно непрерывное
осуществление нарушения, чаще всего
путем длительного бездействия. Длящееся
правонарушение является единым.

Начальным
моментом правонарушения является
действие или бездействие, повлекшее
длительное нарушение запрета, или
длительное невыполнение обязанности.

Оно оканчивается фактически прекращением
правонарушения или юридически –
привлечением виновного к ответственности
(например,
ст. 19.15 КоАП РФ

проживание
гражданина без регистрации).

Невыполнение
предусмотренной нормативным правовым
актом обязанности к установленному в
нем сроку не является длящимся
административным правонарушением.1

Длящееся
административное правонарушение следует
отличать
от продолжаемого,
под которым понимается совершение одним
и тем же лицом нескольких тождественных
правонарушений,
за каждое из которых он подлежит
административной ответственности.

На
повторность
административного
правонарушения прямоуказываетп.2 ч.1 ст.4.3
КоАП РФ. Повторность означает совершение
одним и тем же лицом в течение определенного
ст. 4.6 КоАП РФ срока (один год) однородного
правонарушения, за которое оно уже
подвергалось административному
наказанию.

Существует 2
варианта выражения повторности:

  • Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (ст. 4.3)
  • Простой вид правонарушения превращается в квалифицированный, за совершение которого устанавливается повышенная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27).

Источник: https://studfile.net/preview/5269489/page:4/

Юридический состав административного правонарушения. Объект и предмет административного правонарушения

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.

Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ).

  • Элементы состава административного правонарушения:
  • 1) объект административного правонарушения;
  • 2) объективная сторона административного правонарушения;
  • 3) субъект административного правонарушения;
  • 4) субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

  1. Виды составов:
  2. По степени общественной опасностисостав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).
  3. По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).
  4. В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения,состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).
  5. Объектадминистративного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Читайте также:  О льготах пенсионерам: какие положены по старости, образец заполнения справки

Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

К административным правонарушениям относятся :

§ посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

  • § в области охраны собственности;
  • § в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
  • § в промышленности, строительстве, энергетике;
  • § в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
  • § на транспорте и в области дорожного движения;
  • § в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти;
  • § в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;
  • § посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
  • § в области воинского учета.

Общественные отношения, представляющие собой объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного права, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

Однако охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения.

  1. Значение объекта административного правонарушения:
  2. 1) определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;
  3. 2) в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;
  • 3) определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда.
  • Виды объектов административного правонарушения:
  • 1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);
  • 2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);
  • 3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);
  • 4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);
  • 5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);
  • 6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).
  • Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.
  • Отличие предмета от объекта административного правонарушения:
  • 1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;
  • 2) предмет является факультативным элементом объекта;
  • 3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s1250t1.html

Признаки объекта и объективной стороны административного правонарушения

Объект административного правонарушения — это те общественные отношения, которым наносится вред совершенным противоправным деянием.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей права Республики Беларусь, которая охраняется мерами административной ответственности. Помимо общего выделяют также родовой, видовой и конкретный объект административного правонарушения.

Родовым объектом является определенная сфера общественной жизнедеятельности, выделение которой можно произвести в соответствии с группировкой норм особенной части КоАП Республики Беларусь. Так, родовым объектом можно считать общественные отношения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, транспорта, дорожного движения, связи и информатизации и т.п.

Видовой объект предполагает выделение более узкой области общественных отношений, как то: общественные отношения в области реализации избирательных прав, общественные отношения в области налогообложения и т.д. Наконец, каждый состав правонарушения содержит указание на конкретный объект посягательства.

Мера причинения вреда объекту правонарушения влияет на возможность освобождения от административной ответственности.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Объект правонарушения как элемент состава следует отличать от предмета правонарушения, являющегося признаком объективной стороны совершаемого противоправного деяния. Предметом правонарушения является конкретный объект материального мира, в отношении которого совершено правонарушение (украденные или поврежденные вещи и т.д.).

Объективная сторона всякого административного правонарушения подразумевает под собой совокупность признаков (наиболее многочисленную), характеризующих внешнее проявление совершаемого правонарушения.

Прежде всего, всякое административное правонарушение — это деяние, т.е. действие или бездействие. Данный признак объективной стороны может дополняться такими юридически значимыми характеристиками, как длящийся характер, неоднократность, систематичность и т.д.

Например, со свойством длящегося характера правонарушения, которое подразумевает непрерывность совершения деяния в течение определенного времени (как правило, это длительное неисполнение юридической обязанности), связана проблема возможности повторного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Так, лицо, управляющее транспортным средством с нарушением Правил дорожного движения в форме отсутствия одного из номерных знаков, может быть привлечено к административной ответственности несколько раз течение одного дня.

Деяние связано с другими признаками объективной стороны и, прежде всего, с последствиями деяния и причинной связью между деянием и последствиями. Далеко не всякий состав административного правонарушения содержит указание на последствия деяния, как на квалифицирующий признак деяния.

В этом случае состав правонарушения является формальным, и для привлечения к ответственности не обязательно устанавливать наличие причиненного ущерба и причинную связь между действиями субъекта и данным ущербом. Примером формального состава можно считать состав, сформулированный в ст. 24.9 КоАП Республики Беларусь: невыполнение требований судебного исполнителя.

Таким образом, само по себе невыполнение, независимо от его последствий, является административно наказуемым деянием.

Дополнительными признаками объективной стороны административных проступков могут служить признаки места, времени, обстоятельств совершения правонарушения, орудия, средства, способа его совершения и т.д.

Источник: https://studwood.ru/1226742/pravo/priznaki_obekta_obektivnoy_storony_administrativnogo_pravonarusheniya

Понятие, состав административного правонарушения, его элементы

Понятие административного правонарушения законодательно закреплено в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из понятия административного правонарушения определяются свойственные ему три признака:

  • противоправность,
  • виновность,
  • наказуемость деяния.

Противоправность – означает то, что в результате совершенного деяния (действия или бездействия) нарушены нормы административного, финансового, трудового и других отраслей российского права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины, т. е. умышленно или по неосторожности. Отсутствие вины не позволяет считать данное деяние административным правонарушением.

Наказуемость деяния означает, что за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения — это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения

В составе любого административного правонарушения содержатся 4 элемента:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения образует система признаков, предусмотренных правовыми нормами и характеризующих внешнее проявление данного деяния. К ним относятся:

  • противоправное действие или бездействие,
  • наступившие вредные последствия,
  • причинно-следственные связи между ними.

Эти признаки являются обязательными признаками объективной стороны состава административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо.

Физическое лицо подлежит административной ответственности, если оно является вменяемым (ст. 2.8 КоАП РФ) и к моменту совершения правонарушения достигло 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ).

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием вины, которая может иметь две формы — умысел и неосторожность.

Источник: https://juristic.pro/administrativnyj-process/ponyatie-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya-ego-elementy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector