О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Эксперт Центра, к.ю.н., Александр Гаганов

Что делать, если чиновники нарушили Ваши права? Как обжаловать их незаконные действия и бездействие? Как это сделать по новому административному кодексу?

Нередко можно услышать, как люди жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти.

Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Но не все знают о том, как это сделать.

Судебная и несудебная защита прав. Что такое жалоба?

Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

  • Жалобы лучше подавать в письменном виде. В жалобе надо указать:
  • — госорган или фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресуется жалоба;
  • — свой почтовый адрес, на который придет ответ;
  • — обстоятельства дела (кто и как нарушил Ваши права);
  • — свои фамилию, имя и отчество, подпись в конце жалобы.

Бывают случаи, когда должностные лица отказываются принимать жалобы, тогда жалобы надо отправлять почтой ценными отправлениями с описью вложений и уведомлением о вручении. С момента вручения письма и его регистрации в госоргане у чиновников есть 30 дней на ответ. В исключительных случаях срок рассмотрения продлевается еще на 30 дней, о чем заявителя должны уведомить письменно.

За нарушение порядка рассмотрения жалоб (необоснованное увеличение срока, отсутствие ответа) установлен административный штраф в размере 5 – 10 тысяч рублей.

Как правило, органы власти отвечают на обращения и делают это в срок. Однако рассчитывать на содержательный ответ по существу приходится не всегда. В таких случаях лучше обращаться с жалобой в суд, можно это сделать после получения неудовлетворительного ответа от госоргана.

Сразу оговоримся, что подавать в административном порядке жалобы на правонарушающие законы и иные нормативные правовые акты нет смысла. Для обжалования нормативных правовых актов, в том числе законов, установлен особый судебный порядок. В этой статье мы не рассматриваем вопросы обжалования нормативных правовых актов.

Что можно обжаловать?

Закон предусматривает три категории объектов для обжалования: это действия, бездействие и решения.

Обжалование действия может быть уместным, например, в такой ситуации. Вы обратились в госорган с пакетом документов, госорган должен выдать Вам какой-то правоустанавливающий документ.

Вместо этого он отправляет Ваши документы в какую-то комиссию, которая должна подтвердить правильность составления поданных Вами документов. Все это затягивает сроки. Как правило, сейчас все процедуры оказания госуслуг (выдачи гражданам тех или иных документов) очень подробно прописаны в административных регламентах.

И если регламент не предусматривает проверку документов какой-то комиссией, то действия госоргана незаконны, их надо обжаловать.

Пример второй. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам дубликата утерянного документа, Вы приложили все необходимые для этого справки.

Вместо того чтобы исполнить Вашу просьбу, госорган молчит, либо говорит, что Вам надо обратиться в другое учреждение или в министерство, или принести еще какие-то справки.

Иными словами, он не исполняет свою обязанность. Это бездействие. Его надо обжаловать.

И третий пример – правонарушающее решение. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам документа. Госорган рассмотрел Ваше заявление и, уложившись в 30 дней, выдал Вам свое решение: отказать в выдаче документа. Такое решение также можно обжаловать.

  1. Закон называет требования к действиям (бездействию) и решениям, которые можно обжаловать. В результате таких действий или решений должны быть:
  2. — нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы;
  3. — созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;
  4. — незаконно возложены какие-либо обязанности.
  5. Чьи действия и решения можно обжаловать?
  6. Необходимо уточнить, что в принципе в суд можно обжаловать правонарушающие действия и решения любых лиц, но в особом порядке будут рассматриваться лишь дела в отношении действий и решений определенного круга лиц и органов (глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ).

Старый Закон 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» называл государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц, государственных служащих, принявших правонарушающие решения, которые можно было обжаловать. Юридически это расширяло возможности обжалования действий и решений практически любых органов и организаций.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) говорит о том, что обжаловать можно действия и решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом, круг «источников» правонарушающих действий и решений ограничивается только государственно-властными субъектами.

Новый Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) называет несколько иной состав органов и лиц, чьи действия и решения можно обжаловать: орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные или муниципальные служащие. Что здесь принципиально нового? Появились организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, действия и решения которых можно обжаловать. В качестве примеров таких организаций можно привести государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Как обжаловать в суде действия органов власти?

Статью 46 Конституции РФ, гарантирующую судебную защиту прав и свобод, нельзя было бы применять, если бы не было соответствующей процедуры. Такая процедура была установлена Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Однако с 15 сентября этого года будет применяться процедура, установленная новым Кодексом административного судопроизводства РФ.

Глава 22 КАС РФ описывает процедуру оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов подробнее, чем аналогичная глава 25 ГПК РФ (11 статей в новом Кодексе против четырех в старом).

Как и прежде, обратиться за защитой своих прав можно не позднее трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, в суд по месту нахождения органа или должностного лица-нарушителя.

Новый КАС РФ вводит понятие административного искового заявления. Статья 220 КАС РФ устанавливает перечень обязательных требований к такому заявлению. В заявлении должны быть указаны:

  • 1) наименование суда, в который подается заявление;
  • 2) фамилия, имя и отчество гражданина, его место жительства, дата и место его рождения, номера телефонов, адреса электронной почты гражданина;
  • 3) орган, организация, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
  • 4) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
  • 5) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация или должностное лицо);
  • 6) сведения о правах, свободах и законных интересах гражданина, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);
  • 7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
  • 8) сведения о невозможности приложения к заявлению обжалуемого решения и ходатайства об истребовании документов;
  • 9) сведения о предшествующем обжаловании в административном порядке;
  • 10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица;
  • 11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины. На сегодняшний день размер госпошлины для граждан составляет 300 рублей.

Если гражданин решил воспользоваться в суде помощью представителя, то в заявлении также указываются сведения о представителе. Представитель должен иметь высшее юридическое образование, копия диплома также представляется в суд.

Заметим, что зачастую гражданам трудно разобраться во всех процессуальных тонкостях и хитросплетениях законодательства, поэтому юридическая помощь может потребоваться даже на стадии составления заявления в суд.

Ужесточение требований к представителю формально ограничивает права граждан: им придется обращаться за помощью к профессиональным юристам и платить за это деньги, тогда как ранее представителем мог быть любой человек (друг или знакомый заявителя), который, например, имел практику по определенной категории дел.

Если все требования закона соблюдены, суд принимает заявление к рассмотрению. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к гражданину. Если во время процесса по делу решение, на которое жаловался гражданин, было отменено, суд вправе прекратить производство по делу.

  1. Дела об оспаривании действий и решений будут рассматриваться судом в течение месяца, тогда как по ГПК РФ такие дела должны были рассматриваться в течение 10 дней.
  2. На что обращает внимание суд?
  3. Новый Закон устанавливает вопросы, которые должен разрешить суд в процессе рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия):
  4. 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
  5. 2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
  6. 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
  7. а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
  8. б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
  9. в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
  10. 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказать нарушение прав и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на гражданина-заявителя. Обязанность доказать правомочность принятия решения или совершения действия и его законность возлагается на ответчика.

Суд может удовлетворить заявление полностью или в части и возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав, либо отказать в удовлетворении заявления. Решение суда вступает в силу через месяц после изготовления в окончательной форме. Не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, вступившее в силу – в порядке кассации или надзора.

Какова вероятность выиграть дело?

На вопрос о вероятности выиграть конкретное дело об оспаривании действия или решения госоргана можно ответить, только ознакомившись с его материалами. Вместе с тем нередко заведомо выигрышные на взгляд заявителя и даже юриста дела могут быть проиграны.

Обратимся к судебной статистике жалоб на неправомерные действия и бездействия (в том числе на нарушение избирательного законодательства).

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

 Рис.1. Рассмотрение районными судами жалоб граждан на неправомерные действия и бездействие (в том числе на нарушение избирательного законодательства) в 2014 году.

За год в суды поступило 162 410 жалоб, из них было рассмотрено 119 438 жалобы, то есть примерно две трети. Из рассмотренных жалоб было удовлетворено 56 510 требований, то есть примерно треть от поступивших и почти половина от рассмотренных заявлений.

Читайте также:  Ходатайства о восстановлении пропущенных сроков по гражданским делам: образец

Что же случилось с третью жалоб, которые не были рассмотрены? Видимо, они были поданы с какими-то нарушениями (например, не уплачена госпошлина, заявление не подписано, нет копии обжалуемого решения или ходатайства о его истребовании), и поэтому суд оставил их без движения или прекратил производство по делу по каким-то другим основаниям.

Таким образом, статистика показывает, что треть жалоб не проходит даже стадии подачи заявления: граждане допускают ошибки в оформлении документов для суда или подают заведомо негодные жалобы. Получается, что даже сама подача заявления в суд превращается в проблему для трети заявителей.

Те счастливчики, которые преодолели первый бюрократический барьер, имеют серьезные шансы выиграть дело против госоргана: почти каждое второе такое дело выигрывается. Надо отстаивать свои права, тогда государство будет уважать и соблюдать права своих граждан.

Новый КАС РФ оставляет все возможности для оспаривания неправомерных действий и решений государства.

  • по теме:
  • — Новая волна кодификации
  • — Гражданский процессуальный кодекс: ветер перемен

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов»

Источник: http://rusrand.ru/ideas/kak-objalovat-deystviya-i-resheniya-chinovnikov

Административный иск – правила оформления и подачи, особенности | Правоведус

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд Российским законодательством предусмотрены специальные требования, которые касаются оформления административного искового заявления и его подачи в суд. В нашей статье мы подробно расскажем о том, как подготовить грамотный иск по административному делу, куда его следует подать и когда он будет рассмотрен.

С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений. В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков. Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

Форма и содержание административного иска

Согласно статьи 125 КАС РФ исковое заявление по административному делу составляется в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты, подписей истца или его представителя при наличии у последнего соответствующих полномочий. В административном исковом заявлении обязательно должны быть указаны: 

  • наименование судебного органа, куда подается документ;
  • полные данные истца:
    • наименование организации, ее место нахождения, а также сведения о ее государственной регистрации – если истцом является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или место пребывания, дата и место рождения – если истцом является физическое лицо, а также сведения о высшем юридическом образовании при намерении вести административное дело лично по делам, которым предусмотрено обязательное участие представителя;
    • наименование организации или ФИО представителя, его почтовый адрес, если заявление подается представителем;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты истца или его представителя;
  • полные данные ответчика:
    • наименование организации, ее место нахождения, сведения о ее государственной регистрации (если известно) – если ответчиком является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения – если ответчиком является физическое лицо;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты ответчика (если известны);
  • информация о том, какие права и законные интересы истца были нарушены или о причинах, которые могут повлечь собой их нарушение;
  • требования истца к административному ответчику, с изложением оснований и доводов истца, обосновывающих эти требования;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при том, что данный порядок установлен законодательством;
  • если подавалась жалоба в порядке подчиненности, сообщить сведения о ее подаче и результатах;
  • другие сведения, предусмотренные отдельными категориями административных дел;
  • полный перечень документов, которые прилагаются к административному исковому заявлению.

Содержание иска напрямую зависит от того, какие действия обжалуются. Так, речь может идти об оспаривании решения органа власти, об обжаловании действий должностных лиц или действий судебного пристава исполнителя. Рассмотрим каждое исковое заявление отдельно.

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Как правило, подача искового заявления об оспаривании решения органа власти предшествует обращению истца в этот орган и получению официального отказа или не получению ответа в установленный срок. К органам власти, действия которых подлежат оспаривание в судебном порядке, относятся органы власти РФ, краевые, республиканские и областные органы власти, а также органы власти муниципалитета. 

Важно! Большинство исковых заявлений по административным делам связаны именно с оспариванием решений органов власти. Здесь стоит отметить одну особенность – при их составлении можно воспользоваться правом заявить ходатайство о применении мер предварительной защиты, и таким образом приостановить действие решения или иное (глава 7 КАС РФ).

Образец иска об оспаривании решения органа власти

Административный иск на действия должностного лица

Обращение в суд с административным иском на действия должностных лиц позволит защитить нарушенные права в рамках решения проблемы с оформлением или получением необходимых документов.

Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав.

Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.

Образец иска на действия должностного лица

Административный иск на действия судебного пристава-исполнителя

Исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается, когда исполнение судебного постановления излишне затягивается либо судебный пристав совершает действия, способствующие нарушению прав заявителя.

Стоит отметить, что данную возможность нередко используют с целью затянуть исполнение судебного постановления.

Иск на действия судебных приставов-исполнителей может подать любое физическое или юридическое лицо, чьи права были нарушены.

Образец иска на действия судебного пристава-исполнителя

Подача иска по административным делам в суд

Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить: 

  • копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
  • документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
  • доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.

Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома.

Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании.

Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений: 

  • принять иск к производству;
  • оставить иск без движения;
  • отказать в принятии иска;
  • вернуть иск заявителю.

Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме. 

Важно! Кроме всего вышесказанного следует отметить, что административное судопроизводство имеет такую особенность, как невозможность подачи встречного иска ответчиком. Так, например, при оспаривании нормативных актов либо обжаловании решений органов власти подача встречного иска не допускается!

Источник: https://pravovedus.ru/library/doc/administrativnyiy-isk-pravila-oformleniya-i-podachi/

Административная жалоба: понятие, виды. Производство по административной жалобе

  • Право граждан на защиту представляет собой право на обжалование незаконных действий и решений.
  • 1) Административные жалобы  — жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.
  • 2) Судебная жалоба. 
  • Административная жалоба бывает двух видов:
  • — общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке;
  • — специальная, регулируемая другими НПА.
  • Характеристика общей административной жалобы:
  • 1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности);
  • 2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы;
  • 3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребностьподаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется.
  • При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются.
  • Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:
  • 1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение.
  • 2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения.
  • Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует.
  • 3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе.
  • 4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения.
  • 5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.
  • В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
  • Необходимость АЖ

1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела.

2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо.

3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий. Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе).

  1. 4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний.
  2. Значит, институт административной жалобы должен существовать.
  3. Специальная административная жалоба
  4. Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ):
  5. 1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами.
  6. Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна.
  7. Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения.
  8. 2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений.
  9. Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности.
  10. 3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу.
  11. Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности.
  12. 4) специальная административная жалоба всегда письменная.
  13. Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела.
  14. 5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления,устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений.
  15. Например, реквизиты вынесенного решения.
  16. 6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения.
  17. Как правило, сроки являются сокращенными.
  18. 7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений.
Читайте также:  Жалобы председателю верховного суда рф по гражданским делам: образец, срок подачи

Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д.

Источник: https://students-library.com/library/read/66702-administrativnaa-zaloba-ponatie-vidy-proizvodstvo-po-administrativnoj-zalobe

Административное и судебное обжалование действий и решений публичной администрации, нарушающих права и свободы граждан (общая административная и судебная жалобы)

  • Жалоба – обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.
  • Письменные формы могут быть:
  • -предложения
  • -заявления
  • -жалобы

Срок подачи письменной жалобы не устанавливается. Письменная жалоба(срок рассмотрения 30 дней), а до этого 3 дня на регистрацию. Срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней.

Присутствие гражданина в рассмотрении письменной жалобы не обязательно.

Гражданин должен отразить в жалобе: 

1. наименование органа в который она оправляется, либо ФИО соответсвующего должностного лица или же его должности.

  1. 2. свои ФИО
  2. 3. почтовый адрес по которому должен быть отправлен ответ
  3. 4. суть жалобы
  4. 5. личная подпись
  5.  В пределах сроков должен быть дан письменный ответ (направленный гражданину по его адресу)
  6.      Искл.: Без письменного ответа:
  7. если в жалобе не указаны ФИО её направляющего ,и почтовый адрес по которому должен быть отправлен ответ.

Если в жалобе сожержаться не цензурные оскорбиьтельные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица,а также членов его семьи. (на усмотрение должностного лица т.е. Имеет право ответить по существу.

Если текст не поддается прочтению. 

В случаи если жалоба направлено не в ту инстанцию:

  • Жалоба подлежит регистрации
  • соответствующее должностное лицо, обязано отправить в правильную инстанцию в течении 7 дней.
  • Жалобу запрещено передавать тому лицу на кого жалоба написана (нужно в высшую инстанцию)
  • об перенаправлении должен быть уведомлен гражданин, её написавший.
  • Устные жалобы:
  • поддается при личном приеме с предъявлением документов удостоверяющих личность ;устная жалоба вносится в личную приемную карточку
  • если обстоятельства являются очевидными (не требуют дополнительной проверки) ответ с согласи гражданина может быть устным, в др. случаях письменный (в любом случаи содержания ответа заносится в личную карточку приема гражданина)

Административная юстиция.(Судебное обжалование)-явл. Одним из признаков правового государства.- по правилам гражданского судопроизводства.

Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих права граждан.

Процедуры обжалования:

1. Судебное обжалование. Право основывается на положениях К РФ, ст.63.

Из всех способов судебный порядок считается наиболее демократичным и надежным: судьи свободны от ведомственных интересов и влияний, как правило, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел и независимы от власти, процедура судебного разбирательства наиболее приспособлена для выявления истины, заявитель может лично участвовать в процессе, может защищать свои интересы как равноправная сторона. Судебный порядок — административная юстиция – рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов управления.

В РФ в судах общей юрисдикции нет административного присутствия. Отсутствие специфического суда не означает, что нет административной юстиции. Административная юстиция основана на:

  1. 1) в процессе рассматривается спор между гражданином и субъектом управления о законности действия последнего;
  2. 2) споры разрешаются обычными судами;
  3. 3) споры разрешаются по правилам гражданского судопроизводства.
  4. Обжалуются действия, в результате которых:
  5. 1) нарушены права и свободы,
  6. 2) созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод,
  7. 3) на гражданина была незаконно возложена обязанность,
  8. 4) гражданин был незаконно привлечен к ответственности.

5) гражданин вправе обжаловать бездействие государственных органов и т.д. если возникли те же последствия.

Закон устанавливает альтернативу: Ст. 4. Жалоба подается: гражданин вправе обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему государственному органу, местного самоуправления.

Вышестоящие, в порядке подчиненности, органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок.

Если орган отказывает в удовлетворении жалобы или гражданин не получает ответ в течение месяца, то гражданин вправе обратиться в суд.

Жалоба подается гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также уполномоченным представителем общественной организации трудового коллектива. По усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства , либо в суд по местонахождению органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Есть специфика для военнослужащих. Также, имеют право обратиться в порядке подчиненности, также вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

В отличие от общей жалобы, суд, приняв к рассмотрению жалобу, по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить действие решения.

Сроки обращения с жалобой.

Для обращения – 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права или один месяц, со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа.

Пропущенные сроки могут быть восстановлены судом. Уважительной причиной для восстановления сроков, – любые обстоятельства затруднившие получение информации об обжалуемых действиях и решениях и их последствиях.

Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий или решений возлагается законом на государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации и должностные лица. Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий решений, но обязан доказать факт нарушения своих прав. С помощью этого закона можно защитить только личные интересы.

Суд может признать обжалуемое действие или бездействие незаконным и обязать удовлетворить требования гражданина, отменить применяемые к нему меры ответственности, либо иным путем восстановить нарушенные права. Установив обоснованность жалобы суд определяет ответственность тех субъектов, действия которых привели к нарушению прав.

Убытки, причиненные гражданину возмещаются в порядке, установленным ГК РФ. Если действие или решение суд признает законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда обязательно на всей территории РФ, направляется гражданину не позднее 10 дней после вступления в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок.

2. Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или юрисдикционных отношений. Порядок рассмотрения специальной жалобы устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством, группа актов устанавливающая административное наказание.

Признаки специальной жалобы: наличие специальных норм, устанавливающие особый порядок рассмотрения; специальные основания для обжалования, прямо названные в законе; четкое определение субъектов права обжалования; специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности; специальные сроки рассмотрения. КОАП глава 22 Определяет порядок обжалования и опротестования административных правонарушений.

Особенности и отличия от общей жалобы:

1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом ст. 250, 256 КоАП.

2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена.

3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг общей жалобы значительно шире.

4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания.

5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Ст. 270 КоАП.

6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности. ч2 ст. 267.

7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок. Для общей — иные сроки.

Источник: https://studopedia.net/9_2218_administrativnoe-i-sudebnoe-obzhalovanie-deystviy-i-resheniy-publichnoy-administratsii-narushayushchih-prava-i-svobodi-grazhdan-obshchaya-administrativnaya-i-sudebnaya-zhalobi.html

Дела административного судопроизводства, подсудность

Введение 15.09.2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ привело к выделению исков, рассматриваемых в рамках дел административного судопроизводства, имеющих свою специфику и отдельную регламентацию.

По своей сути дела административного судопроизводства представляют собой административные иски к органам власти, направленные на защиту либо нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов граждан и организацией, вытекающие из публичных правоотношений (т.е. государственной деятельности). Раньше такие дела рассматривались в порядке, установленном подразделом III ГПК РФ, который утратил силу с 15.09.2015 г.

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Кодекс административного судопроизводства (далее КАС РФ) называет следующие виды административных дел:

– по административным искам об оспаривании нормативных правовых актов, признании их недействующими полностью или в части. Детальная регламентация правил подачи административных исков, определения надлежащего истца, перечень прилагаемых документов, применения мер предварительной защиты и бремя доказывания установлены гл. 21 КАС РФ;

– по административным искам об оспаривании (признании незаконными) решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, по административным искам о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц, в том числе по административным искам об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по исполнению решения судов. Регулированию особенностей различных стадий данных дел установлены гл. 22 КАС РФ;

– по искам об оспаривании актов наделенных государственными полномочиями некоммерческих организаций (решений, действий и бездействий). Это, например, оспаривание результатов кадастровой оценки – гл. 25 КАС;

  • – по искам граждан России о защите избирательных прав, права на участие в референдуме (гл. 24 КАС);
  • – по искам, вытекающим из права на судопроизводство в разумный срок, на исполнение решения (иного судебного акта) в разумный срок, взысканию в связи с нарушением указанного права компенсации (гл. 26 КАС);
  • – дела, связанные с деятельностью судей (гл. 23 КАС);

– иные: к ним относятся иски государственных органов и должностных лиц, например, об установлении административного надзора, о помещении в специальное учреждения иностранных граждан, подлежащих депортации и т.п.

Кодекс административного судопроизводства предъявляет повышенные требования к форме и содержанию административного искового заявления, к лицам, участвующим в деле, к соблюдению досудебного порядка рассмотрения спора и истребованию доказательств.

Конечно, лучше воспользоваться помощью юриста при намерении обратиться в суд за защитой нарушенного права, тем более, что ст. 112 КАС позволит взыскать расходы на оплату услуг представителя с ответчика.

Но такие суммы будут взысканы только в «разумных» пределах (весьма оценочное понятие) и за счет средств бюджета РФ (а значит, срок исполнения решения может занять около 3 месяцев).

Читайте также:  Штраф за отсутствие восклицательного знака: статья и сумма наказания, как оплачивать

Подсудность дел административного судопроизводства

Особенности дел административного судопроизводства предопределили фактическое устранение от участия в них мировых судей. Такое же правило действовало и в ГПК – основной инстанцией, рассматривающей дела из публичных правоотношений признается районный суд .

Таким образом, по общему правилу административное исковое заявление подается в районный суд, если для административного дела не установлено иное правило.

Суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, связанные с квалификационными экзаменами на судей и в сфере судебной власти, о признании недействующими (незаконными) нормативно-правовые акты уровня субъекта РФ и муниципальной власти, в сфере деятельности политических партий, религиозных организаций и СМИ (региональных отделений и местного уровня), в сфере нарушений избирательного права, требования о компенсации за нарушения права на судопроизводство.

Верховный суд России уполномочен в качестве суда 1 инстанции рассматривать дела об оспаривании нормативно правовых актов федерального уровня, индивидуальных (ненормативных) актов Президента, Федерального собрания, Правительства РФ, приостановлении деятельности СМИ (распространяемых в 2 и более субъектах РФ) и др. исключительные дела федерального уровня.

Территориальная подсудность определяется по общему правилу: иск подается по месту жительства или нахождения ответчика. Если оспаривается действие должностного лица, то иск предъявляется в суд по месту нахождения государственного органа, в котором он исполняет обязанности.

Если в качестве ответчика выступает гражданин или организация, который не обладает властными полномочиями (не должностные лица и государственные органы), иск подается по его месту жительства или нахождения организации.

Правила исключительной подсудности предназначены, в основном, для органов государственной власти и лиц, исполняющих публичные функции: иски о помещении иностранных граждан в спецучреждение, госпитализации в медицинскую психиатрическую организацию, противотуберкулезную организацию, о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 23 КАС).

Альтернативная подсудность, т.е. по выбору истца, установлена в следующих случаях:

  1. – административный иск к гражданину, место жительства которого неизвестно, отсутствует в РФ, может быть подан по последнему известному месту пребывания или месту нахождения его имущества;
  2. – административный иск к федеральному органу исполнительной власти можно подать по месту нахождения его территориального органа, если требование истца вытекает из деятельности такого территориального органа;
  3. – административный иск к государственному органу по обжалованию решений, действия и бездействий, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (кроме вопросов обжалования нормативных актов), оспариванию действий муниципальных служащих может быть подан по месту жительства или нахождения (когда административный истец – организация) административного истца.
  4. Если на стороне административного ответчика выступают несколько лиц, то административный истец выбирает суд по месту нахождения любого из них.

Источник: https://iskiplus.ru/dela-administrativnogo-sudoproizvodstva-podsudnost/

Административная жалоба, понятие, признаки, виды. процедуры разрешения административных жалоб

Административная жалоба — это обращение, подаваемое в административный орган, с требованием одного или нескольких граждан о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Административная жалоба представляет собой один из механизмов защиты прав человека, а так же является одним из видов обращений граждан в государственные органы или органы местного самоуправления. Право на административную жалобу является конституционным неотчуждаемым правом гражданина Российской Федерации.

Административная жалоба является не исковым обращением. Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения административной жалобы следует отметить, что все жалобы граждан можно поделить на два типа: административные и судебные[3].

Судебные — рассматриваются судами в процессе осуществления правосудия, иными словами — это обращения граждан в суд [3]. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями не в порядке осуществления правосудия, являются административными.

Однако административные жалобы могут подаваться и в суды. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права.

Таким образом, административная и судебная жалобы отличаются главным образом не адресатом, а порядком рассмотрения[3].

Административные жалобы могут быть поданы лично, а так же можно направлять индивидуальные и коллективные жалобы.

По форме подачи административные жалобы бывают[4]:

1. Устные — когда гражданин обращается с жалобой на личном приеме, по телефону, on-line или на публичных мероприятиях.

2. Письменные — это жалобы, поданные с помощью традиционного почтового отправления, по факсимильной связи, телеграммой, фельдъегерской службой, электронным ресурсам.

Жалоба может быть направлена по почте или вручена лично непосредственно в тот орган власти или к тому высшему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

После поступления жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган власти или высшему должностному лицу. При подаче жалобы лично, обращение регистрируется и выдается талон установленного образца.

Письменная жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

В исключительных случаях руководитель публичного органа вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока его рассмотрения.

Так же в случае необходимости рассматривающие обращение органы и высшие должностные лица могут обеспечить рассмотрение жалобы с выездом на место.

  • Для объективности и полноты рассмотрения жалобы органы и высшие должностные лица могут: проводить проверки; запрашивать необходимые документы и материалы в других органах власти и у иных должностных лиц; предложить заявителю представить дополнительные сведения, если представленных документов недостаточно.
  • В результате рассмотрения жалобы должностное лицо принимает одно из следующих решений[4]:
  • · о полном или частичном удовлетворении;
  • · об отказе в удовлетворении. В этом случае гражданину сообщается в ответе о порядке обжалования этого решения в вышестоящий орган или в суд в целях восстановления или защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов гражданина;
  • · об уведомлении гражданина о направлении его жалобы на рассмотрение в другой административный орган в соответствии с их компетенцией.

Текст ответа составляется в официальном стиле без служебных аббревиатур и должен содержать краткий и исчерпывающий ответ на жалобу. Запрещается направлять заявителям ответы с исправлениями или ошибками. Ответы должны быть аргументированными, со ссылкой на законодательство РФ. Ответ подписывается руководителем органа, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом

Порядок рассмотрения жалоб также устанавливается КоАП РФ (глава 30), законами, регламентирующими компетенцию органа, в который направлена жалоба[



Источник: https://infopedia.su/18x3d9e.html

Рассмотрение жалоб в административном порядке

В тех случаях, когда жалоба поступила в не полномочный для ее разрешения орган, указанный орган обязан в пятидневный срок направить жалобу в государственный орган, обладающий необходимой компетенцией, а также уведомить гражданина о факте передачи жалобы.

Все поступившие жалобы подлежат обязательной регистрации в течение трех календарных дней с момента поступления их в государственный орган.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней со дня ее поступления. Установленный 30-дневный срок является максимальным. Если жалоба не требует проверки или, наоборот, требует срочного вмешательства, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Важно подчеркнуть, что законодатель не декларирует разрешение жалоб граждан в качестве государственной (муниципальной) услуги, но и не исключает их из числа таковых. Вместе с тем массовая отмена административных регламентов федеральными органами исполнительной власти наводит на мысль о фактическом исключении разрешения жалоб граждан из числа государственных (муниципальных) услуг.

Итак, на данный момент в практике сложились два диаметрально противоположных подхода. С одной стороны, рассмотрение обращений граждан (разрешение жалоб) признается государственной (муниципальной) услугой, с другой стороны, — нет.

Во втором случае никакие нормы Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к разрешению жалоб не применяются.

В настоящее время на федеральном уровне второй подход доминирует (даже в случае наличия соответствующего административного регламента в органе власти).

Если применять первый подход (т. е. признавать рассмотрение обращений граждан государственной (муниципальной) услугой), то при рассмотрении повторной жалобы необходимо применить гл. 2‘ «Досудебное (внесудебное) обжалование…» Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Соответственно, к такой жалобе применяются особые требования, а срок ее рассмотрения составляет 15 рабочих дней (без права продления) против традиционных 30 дней по Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Также отметим наличие специальной санкции за нарушение порядка рассмотрения досудебных жалоб на ненадлежащим образом оказанную публичную услугу — ст. 5.63 КоАП РФ.

Если применять второй подход (т. е.

не признавать ответ на обращение гражданина предоставлением государственной (муниципальной) услуги), то при рассмотрении повторной жалобы необходимо использовать Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с теми же сроками и теми же санкциями за его нарушение — ст. 5.59 КоАП РФ). Это, кстати, было вполне логично до появления досудебного обжалования в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Нетрудно заметить, что в первом случае права заявителя защищены надежнее, а административная ответственность должностных лиц строже.

Большинство федеральных органов исполнительной власти придерживаются именно второго подхода.

Зачастую они полностью основываются на нормах Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и никак не учитывают правила специального досудебного обжалования, установленные гл.

21 «Досудебное (внесудебное) обжалование…» Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Однако в науке административного права есть мнение, что признание обращений граждан разновидностью государственных (муниципальных) услуг не только соответствует Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», но и является прогрессивным шагом в развитии правового института обращений граждан в России.

Во-первых, это наиболее логично, когда к первому обращению применяются универсальные нормы, а к последующему — специальные, т. е. происходит движение от общего к частному.

Во-вторых, это повышает уровень правовой защиты, так как предполагает более жесткие требования к порядку и срокам рассмотрения повторных обращений, что особенно важно для заявителя, оставшегося недовольным рассмотрением первичного обращения.

В-третьих, это позволяет дополнительно дисциплинировать должностных лиц, которые несут более строгую административную ответственность за нарушение законодательства о специальных досудебных обращениях (т. е. по ст. 5.63 КоАП РФ, а не по ст. 5.59 КоАП РФ) вплоть до дисквалификации.

Разрешение обращений судом в данной области регламентировано нормами КАС РФ.

В КАС РФ выделяются административные дела, связанные с обжалованием в суд ненормативных, нормативных правовых актов и решений, действий (бездействия) публичной администрации, иных административно-публичных органов, их должностных лиц, что позволяет говорить о возможности каждого гражданина защищать свои права в процессе осуществления регистрационных процедур. Формой обращения в суд является административное исковое заявление, которое может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Данная категория административных дел рассматривается судом общей юрисдикции в течение одного месяца

Источник: https://studref.com/585000/pravo/rassmotrenie_zhalob_administrativnom_poryadke

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector