Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать

Субъект административного правонарушения — это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.

Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.

Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.

Что такое административное нарушение?

Административное нарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

У этого понятия существует ряд свойств.

Признаки административного правонарушения

Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:

  1. Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде».
  2. Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.

К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.

Признаки субъекта административного правонарушения

Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.

Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать

Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.

Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.

Для некоторых видов административного наказания субъект обязан занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, иметь в собственности (владении) автотранспорт или объект недвижимости. Эти лица называются специальными субъектами.

К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:

  • граждане с 16 лет;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 КоАП РФ;
  • лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 КоАП РФ;
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 КоАП РФ;
  • собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 КоАП РФ;
  • юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать
  • Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Действия при утрате паспорта».
  • Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с видами административных правонарушений.
  • А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете об административных взысканиях.

Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц

Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать

В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:

  • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
  • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
  • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
  • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.

Кто освобождается от административной ответственности?

Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать

Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.

Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.

Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.

По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.

Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.

В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.

Источник: https://legalmap.ru/articles/ap/overall/sub-admin-pravonarush/

Субъект административного правонарушения

Административное правонарушение подразумевает нарушение физическими и/или юридическими лицами норм законодательства, которые относятся к административной отрасли права.

Определение 1

Субъектом административного правонарушения в юридической науке принято называть лицо, которое привлекается к ответственности в соответствии с нормами данной отрасли права.

Субъектами административного правонарушения могут быть как юридические , так и физические лица. Физические лица в качестве субъектов административного правонарушения могут подразделяться на:

  • граждан России;
  • иностранных граждан;
  • граждан, которые имеют специальные и/или воинские звания;
  • лиц без гражданства;
  • должностных лиц и многих других.

Виды субъектов административного правонарушения

Субъекты административного правонарушения можно разделить на:

  • Общие субъекты административного правонарушения;
  • Специальные субъекты административного правонарушения.

Общие субъекты административных правонарушений делятся на физических и юридических лиц.

Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 2

К физическим лицам принято относить граждан страны, лиц без гражданства или как их принято именовать в юридической литературе – апатриды, иностранные граждане.

Определение 3

К юридическим лицам принято относить организации, которые имеют как российскую, так и иностранную регистрацию, действующие на территории страны, в не зависимости от формы собственности и организационно правовой формы.

Должностные лица как субъекты административных правонарушений

Определение 4

Под должностными лицами, в соответствии с современным законодательством, признаются лица, представляющие структуры государственного аппарата, а так же иные сотрудники, которые в силу своих должностных обязанностей исполняют ряд административных и организационно-распорядительных функций.

От обычных граждан, касательно административной отрасли права, должностных лиц отличает повышенные меры ответственности.

Следует учесть, правонарушения, совершенные должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

Военнослужащие как субъекты административных правонарушений

Согласно нормам современного законодательства к военнослужащим относятся кадровые военные, граждане, призванные на военные сборы в период их проведения, сотрудники иных организаций, которые имеют специальные звания и носящие, в качестве отличительного знака, погоны:

  • сотрудники Следственного комитета РФ;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы;
  • сотрудники МЧС;
  • сотрудники таможни;
  • сотрудники органов полиции.

В случае, когда сотрудники специальных учреждений приравниваются к военным, необходимо помнить, что здесь имеются в виду только аттестованные работники.

Замечание 1

Военнослужащие и приравненные к ним лица за многие правонарушения, которые закреплены в административной отрасли права, не несут административного наказания, а подпадают под дисциплинарную ответственность.

Следует учесть, правонарушения, совершенные военнослужащими, так же как и должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

Физические лица как субъекты административного правонарушения

Физические лица, которые могут нести ответственность за административные правонарушения должны отвечать двум основным требованиям:

  • должны быть вменяемыми;
  • должны достигнуть определенного законом возраста.

Ответственность за административные правонарушения могут нести физические лица, которые достигли возраста 16 лет. Закон не предусматривает, по этому пункту, никаких исключений.

Если лицо, совершившее административное правонарушение, признано невменяемым судом, на основании заключения психиатрической экспертизы, то оно не подлежит привлечению к ответственности.

Юридическое лицо как субъект административного правонарушения

В большинстве статей кодекса об Административных правонарушениях содержится уточнение, в котором указано отношение данной статьи к юридическим или физическим лицам.

В случае, когда подобного указания не содержится, действие нормы распространяется одинаково как на физических, так и на юридических лиц.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/administrativnoe_pravonarushenie/subekt_administrativnogo_pravonarusheniya/

Субъект административного правонарушения: понятие и виды

Чтобы рассмотреть материалы дела о проступках в рамках КоАП РФ и назначить наказание, необходимо установить виновное лицо. Субъект административного правонарушения определяется по правилам, указанным в главе 2 КоАП РФ. В этой статье рассмотрим, при каких условиях граждане, должностные лица или предприятия будут признаны субъектом правонарушения.

Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать

Виды субъектов и их признаки

При рассмотрении административных дел суд, либо иное уполномоченное ведомство, должны установить все обязательные признаки проступка, в том числе его субъект. В отличие от норм уголовного права, в КоАП РФ содержится следующее разграничение по юридическому статусу нарушителя:

  • физические лица;
  • должностное лицо, т.е. руководители, служащие и иные категории специалистов, наделенные организационно-распорядительными функциями;
  • юридическое лицо – предприятие любой организационно-правовой формы, официально зарегистрированное в ИФНС.

Для назначения санкций по КоАП РФ, к юридическим лицам могут приравниваться индивидуальные предприниматели.

Указанные виды субъектов также могут подразделяться на дополнительные категории, которые повлияют на привлечение к административной ответственности. Физические лица, как общий субъект, могут выступать в административном процессе как:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане, т.е. лица. имеющие действующее гражданство одной из стран мира;
  • лица без гражданства.
Читайте также:  О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Принадлежность к определенному гражданству может являться основанием для привлечения к ответственности по КоАП РФ.

Например, только иностранный гражданин может быть привлечен к ответственности за нарушение правил миграционного режима или несоблюдение порядка постановки на учет в МВД. Для российских граждан такая обязанность отсутствует, поэтому они не будут выступать субъектом по указанной статье.

Для предприятий такое разграничение по принадлежности к юрисдикции РФ или иностранного государства не установлено. За выявленное и доказанное нарушение, совершенное на территории РФ, отечественная или зарубежная фирма будут отвечать на равных условиях.

Обязательными признаками субъекта-гражданина является возраст, с которого допускается привлечение ответственности, а также вменяемость.

В отношении возрастных ограничений законом установлено единое правило – наказание  может быть назначено только лицу, достигшему возраста 16 лет (например, по отдельным составам УК РФ наказание может последовать для 14-тилетних граждан). Кроме того, для детей в возрасте от 16 до 18 лет существует возможность замены административной санкции на альтернативное наказание, а применение к ним ареста полностью запрещено.

Для должностных лиц таким признаком будет являться официальное наделение полномочиями – в силу приказа, контракта, решения учредителей и т.д. Признаком правомочности юридического лица будет являться регистрация в ИФНС. Как только сведения о предприятии будут исключены из ЕГРЮЛ, его невозможно привлечь к ответственности.

Специальный субъект

Частное лицо выступает как общий субъект административного проступка по КоАП РФ. Также граждане, обладающие определенным статусом или званием, будут рассматриваться как специальный субъект – должностные лица. В этой группе также существует внутреннее разграничение:

  • должностные лица, отнесенные к сотрудникам руководящего звена юридических лиц (директор, главный бухгалтер);
  • лица, наделенные полномочиями в силу своей службы – военнослужащие МО РФ, сотрудники МВД, судебные приставы, сотрудники ФТС, УФСИН, МЧС и иных уполномоченных ведомств.

Указанное разграничение необходимо учитывать для привлечения к ответственности за отдельные группы проступков. Например, в КоАП РФ есть группа составов, по которым нарушителем может признаваться только военнослужащий     . В такой ситуации, лицо, проходящее службу в ВС РФ, не наделено полномочиями должностного лица, оно не подлежит наказанию.

Еще одним специальным субъектом будет гражданин, обладающий определенным разрешительным документом, допуском и т.д. Например, санкция в виде лишения права управления транспортом может применяться только к лицу, обладающему таким правом.

Если гражданин, получивший водительское удостоверение, был временно лишен его по судебному постановлению, для последующего назначения санкций он считается не имеющим права управления.

Как влияет субъект на перечень санкций

В отношении граждан и юридических лиц в КоАП РФ предусмотрен разный состав возможных санкций. Для физических лиц их перечень будет существенно шире:

В одной статье КоАП РФ могут содержаться сразу несколько мер воздействия, между которых суд, либо иное уполномоченное ведомство, вправе сделать свой выбор. Однако нужно учитывать ограничения и запреты, зафиксированные в КоАП РФ. Например, арест нельзя применить к несовершеннолетнему ребенку или беременной женщине, поэтому им может быть назначен только штраф.

Для юридических лиц не могут применяться такие виды санкций как арест, лишение специального права или дисквалификация, выдворение или обязательные работы. Основными мерами воздействия для предприятий будут являться штраф или предупреждение. Однако для этого субъекта в КоАП РФ предусмотрена специальная санкция – административное приостановление деятельности.

Сложности могут возникать при разграничении субъектного состава, если нарушение совершено должностным лицом (руководителем) предприятия. Если нарушение будет связано с полномочиями, предоставленными должностному лицу, наказание будет назначено именно этому субъекту. Если нарушенное законодательное правило являлось обязанностью юридического лица, к ответственности по КоАП РФ привлекается именно предприятие.

Источник: https://adm-pravo.ru/otvetstvennost/ispolnenie-nakazaniya/subekt-administrativnogo-pravonarusheniya/

Субъект административного правонарушения

Субъекты административного правонарушения – лица, подлежащие привлечению к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ, – классифицируются по множеству оснований.

Субъектами административного правонарушения, в отличие от преступления, могут быть как физические, так и юридические лица. Причем первые подразделяются на граждан России, иностранцев, должностных лиц, граждан, имеющих воинские и специальные звания, и т. д.

Подробнее об особенностях ответственности различных категорий субъектов административного права изложено в настоящей статье.

  • Виды субъектов административного правонарушения (общие, специальные…) и их признаки
  • Субъекты административного правонарушения — физические лица
  • Когда юридические лица являются субъектами административного правонарушения

Виды субъектов административного правонарушения (общие, специальные…) и их признаки

Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать

В отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на людей, но и на целые организации, то есть юридические лица. Таким образом, сразу два вида субъектов административного правонарушения относятся к категории общих субъектов, а именно:

  1. Физические лица, к которым относятся:
    • граждане России;
    • иностранцы;
    • лица, не имеющие гражданства (апатриды).
  2. Юридические лица — как российские, так и иностранные учреждения, действующие на территории России, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

    При этом физические лица как субъекты административной ответственности помимо гражданства классифицируются еще и по профессиональному признаку (тогда их еще называют специальными субъектами административных правонарушений):

    • должностные лица;
    • военнослужащие и приравненные к ним граждане.

Должностные лица

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ должностными лицами признаются представители власти, а также сотрудники, в силу своих служебных обязанностей исполняющие организационно-распорядительные или административные функции. Только в этих случаях они выступают в качестве субъектов административного правонарушения, имеющих специальные признаки.

Иными словами, это руководители различного звена, в том числе занимающие должности на государственных и муниципальных предприятиях, в вооруженных силах и т. д.

Как правило, для должностных лиц предусмотрены повышенные меры ответственности по сравнению с рядовыми гражданами. Например, за нарушение требований к порядку продажи некоторых товаров (статья 14.

15 КоАП РФ) продавец заплатит штраф как физическое лицо — в сумме от 300 до 1 500 рублей, тогда как должностное лицо, то есть администратор или руководитель торгового учреждения, — от 1 000 до 3 000 рублей.

Важно: за правонарушения, совершенные не в связи с профессиональной деятельностью (например, нарушение ПДД, мелкое хулиганство и т. д.), должностные лица несут ответственность как физические.

Военнослужащие

Статья 2.5 КоАП РФ относит к категории военнослужащих и приравненных к ним лиц не только кадровых военных, но и граждан, призванных на военные сборы (исключительно в период их проведения), а также сотрудников других организаций, предполагающих ношение погон и присвоение специальных званий:

  • Следственного комитета РФ;
  • Полиции;
  • Уголовно-исполнительной системы;
  • Таможни;
  • МЧС.

Важно: речь идет только об аттестованных работниках указанных учреждений.

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

За большинство правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, военнослужащие и приравненные к ним лица несут дисциплинарную ответственность, то есть административному наказанию не подлежат.

Исключение составляют нормы, перечисленные в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, когда военнослужащие выступают субъектами административного правонарушения. Среди них — нарушения в области избирательного права, противопожарной безопасности, ПДД и т. д.

Субъекты административного правонарушения — физические лица

В соответствии с КоАП РФ физические лица привлекаются к ответственности, если отвечают двум признакам субъекта административного правонарушения:

  • достигли возраста, с которого наступает ответственность;
  • являются вменяемыми.

Возрастной ценз административной ответственности

Равно как и уголовная, административная ответственность наступает с 16 лет. При этом, в отличие от УК РФ, КоАП РФ не предусматривает никаких исключительных случаев, снижающих возраст.

То есть если в уголовном праве за некоторые преступления граждане подлежат ответственности с 14 лет, то в административном действует только один возрастной порог.

Именно поэтому субъектом административного правонарушения может стать лицо, достигшее возраста 16 лет. 

Важно: несовершеннолетние правонарушители (от 16 до 18 лет) по решению КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) могут быть освобождены от наказания с применением к ним иных мер воздействия. Это возможно с учетом различных обстоятельств и исходя из тяжести проступка.

Вменяемость

В силу статьи 2.8 КоАП РФ физическое лицо, признанное невменяемым, не подлежит привлечению к административной ответственности. Факт вменяемости устанавливается судом на основании заключения психиатрической экспертизы, которая определяет, мог ли правонарушитель в момент совершения проступка руководить своим поведением, понимал ли опасность действий и т. д.

Если ответы на эти вопросы будут отрицательными, суд почти наверняка сделает вывод об отсутствии вменяемости и освободит виновного от наказания. Таким образом, лицо, признанное невменяемым, к ответственности не привлекается, а значит, не может считаться субъектом административного правонарушения.

Когда юридические лица являются субъектами административных правонарушений

Перечень санкций для юридических лиц гораздо уже, чем для граждан. В него входят:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности на определенный срок;
  • конфискация предмета правонарушения или орудия его совершения.

Тогда как физические лица, помимо указанных мер, могут быть подвергнуты аресту, обязательным работам, дисквалификации (в случае с должностными лицами) и т. д.

Большинство статей КоАП РФ содержат ссылку на применение нормы к определенным субъектам административного правонарушения —например, только к физическим или только к юридическим лицам либо к любому правонарушителю с разграничением санкций. Если же такого указания нет, организации являются субъектами административного правонарушения на тех же основаниях, что и  граждане.

Важно: согласно статье 2.10 КоАП РФ, в случае преобразования или смены собственника юридического лица административная ответственность наступает в следующем порядке:

  • при слиянии ответственность несет вновь возникшая организация;
  • при присоединении — присоединившее юрлицо;
  • при разделении — правопреемник (то есть организация, принявшая на себя, согласно разделительному балансу, все права и обязанности прежнего предприятия).

Источник: https://nsovetnik.ru/administrativnye_pravonarusheniya_i_otvetstvennost/subekt_administrativnogo_pravonarusheniya/

Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать

Наиболее важными в юрисдикции являются кодексы Российской Федерации, статьи которых часто обновляются или редактируются.

Читайте также:  Езда без документов на машину - штраф в 2020: статья и сумма наказания, оплата

Если за ними следить и знать наизусть, то в любом судебном разбирательстве не понадобится и адвокат. Это всё слишком трудно для начинающих, поскольку незнание даже самых простых вещей сразу заводит в тупик.

Для начала стоит узнать, что такое субъект административного правонарушения.

Основные понятия

К административным правонарушениям относятся противоправные действия физического или юридического лица, за которые предусмотрена ответственность согласно КоАП. Как правило, наказание за такие правонарушения не приносит вреда виновнику, а лишь взимает с него некую материальную часть в пользу государства. Это даже не преступления, а проступки, за которые приходится платить.

Субъекты административных нарушений

Как и любая структура, они имеют свои признаки, определяющие суть происходящего:

  • противоправность — происшествие должно обходить закон и не подчиняться ему;
  • виновность — действие осознанно или неосознанно совершается нарушителем;
  • субъект — ответственность за проступок может нести как физическое (обычный человек), так и юридическое (компания, организация) лицо;
  • наказуемость — нарушение обязательно должно быть наказуемым согласно КоАП.

Важно! Если хоть одного пункта не будет при рассмотрении, то совершённое происшествие не является правонарушением.

Лицо, совершившее проступок, будет нести ответственность только в том случае, если это предусмотрено в Кодексе об административных правонарушениях.

Субъекты

Малозначительность административного правонарушения

Как гласит определение слова, это производитель действия или состояния, лицо, которое совершило проступок. Виновником административного инцидента может быть не только человек, но и организация. В подтверждение этого КоАП имеет, к примеру, статью 5.

27, которая оговаривает, что задержка заработной платы работникам административно наказывается. Кодекс расписан не только для физлиц, но и для организаций и предприятий, которые должны соблюдать закон. При этом к юрлицам относятся организации, зарегистрированные как на территории России, так и вне её пределов.

Важно! При рассмотрении дела всегда должен быть субъект. Если его нет, то тогда отсутствует и состав нарушения.

Стоит учесть, что ответственность для физических и юридических лиц различается. Так, первые будут отвечать за нарушение по всей строгости, и к ним могут применяться все меры, предусмотренные законодательством, а вторые — нет. Для организации установлены ограничения в наказаниях. К ним может быть применены только:

  • простое предупреждение для первого раза;
  • денежное взыскание;
  • прекращение работы предприятия на некоторое время;
  • конфискация имущества или предмета совершения.

В списке отсутствуют арест и исправительные работы. Компания или организация согласно КоАП не может направить свою деятельность на благо государства, что вполне логично, ведь тогда это будет противоречить закону о частном предпринимательстве.

Кроме структуры физических и юридических лиц, субъекты делятся ещё на 3 вида:

  • Общие — согласно положениям Кодекса такими называются вменяемые лица, достигшие 16 лет на момент совершения проступка. Они могут быть как физическими, так и юридическими, это не важно. Главная особенность этого вида заключается в том, что им не присвоено какое-либо положение, которое могло бы изменить назначенное наказание. Это также касается иностранных граждан и лиц без гражданства. В КоАП оговаривается, что они несут ответственность на общих основаниях, то есть как все нарушители. Здесь отчётливо наблюдается принцип равенства.
  • Специальные — это люди, наделенные особыми полномочиями или правами, которые как-то влияют на административный процесс. К специальным относятся юрлица — организации, компании, государственные служащие и т. д. Сюда входят также свидетели, родители, несущие ответственность за своего несовершеннолетнего ребёнка, и прочие, то есть все лица, как-то влияющие на процесс рассмотрения дела.
  • Особые — сюда следует отнести граждан, служащих государству — военные, сотрудники МВД, ОБНОН, пожарные, служащие таможенного контроля и т. д. Они выделяются в отдельный вид в связи с тем, что для них действует определённый служебный устав, который они соблюдают. Следовательно, за совершённые административные правонарушения придётся нести ответственность согласно не КоАП, а тем положениям, которые прописаны в их дисциплине. Однако за многие проступки полагается отвечать на общих основаниях. Их список также указан в уставе.

Обратите внимание! Некоторые из субъектов могут одновременно относиться как к одному, так и к другому виду, например, должностное лицо или государственный служащий.

Кто не может быть субъектом административного правонарушения?

Объект административного правонарушения

По мнению учёных, несение ответственности за совершённый проступок тоже в некотором роде является деятельностью, но не все люди к этому способны.

Принято считать, что человек вправе сам за себя отвечать, начиная с 16 лет. Именно с этого возраста к правонарушителю можно применять административную ответственность.

Если ему ещё не исполнилось 16 лет, то он не будет являться субъектом, так как по закону ещё нельзя применять наказание.

Душевнобольной человек не может быть субъектом

Освобождается от ответственности и невменяемый человек, результаты обследования которого показали, что у него, к примеру, проблемы с психикой. Такому гражданину законом назначается специальное лечение. Вменяемость устанавливается только в суде на основании заключения психиатрической экспертизы.

Таким образом, субъект — это физическое или юридическое лицо, совершившее нарушение и понёсшее за это административную ответственность. При этом им не может выступать несовершеннолетний или невменяемый человек.

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/subekt-administrativnogo-pravonarusenia.html

Вопрос 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения

Субъектом
административного правонарушения

являются физические и юридические лица.
При этом., как уже отмечалось, физические
лица подлежат административной
ответственности, если они достигли к
моменту совершения правонарушения
16-летнего возраста.

Кроме
того, субъектом административного
правонарушения может быть только
вменяемое физическое лицо. Лицо, которое
во время совершения противоправных
действий (бездействия) находилось в
состоянии невменяемости, т. е.

не могло
осознавать фактический характер и
противоправность своих действий
(бездействия) либо руководить ими
вследствие хронического психического
расстройства, временного психического
расстройства, слабоумия или иного
болезненного состояния психики, не
подлежит административной ответственности.

В
законодательстве различаются также
общие субъекты — любые вменяемые лица,
достигшие 16 лет, специальные субъекты
— должностные лица, водители,
несовершеннолетние и др., а также особые
субъекты — военнослужащие и иные лица,
на которых распространяется действие
дисциплинарных уставов или специальных
положений о службе.

Для одних из этих
категорий субъектов законом установлены
дополнительные основания для
административной ответственности или
ее повышенный размер, для других —
ограничение применения мер административной
ответственности. Так, согласно ч. 3 ст.
11.

14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки
опасных веществ, крупногабаритных или
тяжеловесных грузов на железнодорожном
транспорте граждане (общие субъекты)
несут ответственность меньшую, чем
должностные лица (специальные субъекты).
Вместе с тем в соответствии со ст. 2.

5
этого Кодекса военнослужащие (особые
субъекты) либо не несут административной
ответственности на общих основаниях,
либо к ним не могут применяться некоторые
виды административных наказаний.

Вопрос 86. Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная
сторона административного правонарушения

— это психическое отношение субъекта
(физического лица) к противоправному
действию или бездействию и его
последствиям.

Обязательный признак
субъективной стороны — вина субъекта
административного правонарушения. Вина
бывает в двух формах: в форме умысла и
в форме неосторожности.

Виновность
деяния свидетельствует, что оно совершено
либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное
правонарушение признается совершенным
умышленно, если лицо, его совершившее,
сознавало противоправный характер
своего действия (бездействия), предвидело
его вредные последствия и желало
наступления таких последствий или
сознательно их допускало, либо относилось
к ним безразлично. В первом случае умысел
является прямым — лицо желало наступления
вредных последствий. Во втором и третьем
случаях умысел — косвенный, так как
лицо прямо не желало наступления вредных
последствий, но сознательно допускало
их наступление либо относилось к этим
последствиям безразлично.

Умышленным
правонарушением, совершенным с прямым
умыслом, считается, например, проезд
водителя на запрещающий сигнал светофора,
когда он видел этот сигнал, но очень
торопился и не стал останавливать
транспортное средство.

Примером
умышленного правонарушения, совершенного
с косвенным умыслом, может служить
случай, когда водитель не разобрался,
какой сигнал светофора горит (положим,
из-за яркого солнца, светившего в глаза),
и, сознательно допуская, что едет на
запрещающий сигнал светофора, или вообще
относясь к этому факту безразлично,
проехал на красный свет, хотя прямо
наступления подобных вредных последствий
не желал.

Административное
правонарушение признается совершенным
по неосторожности, если лицо, его
совершившее, предвидело возможность
наступления вредных последствий своего
действия (бездействия), но без достаточных
к тому оснований самонадеянно рассчитывало
на предотвращение таких последствий
либо не предвидело возможности наступления
таких последствий, хотя должно было и
могло их предвидеть. В первом случае
неосторожность проявляется в форме
легкомыслия (самонадеянности), так как
лицо предвидело возможность наступления
вредных последствий, но самонадеянно
рассчитывало их предотвратить; во втором
— в форме небрежности.

Случай,
когда водитель подъехал к перекрестку
на большой скорости, рассчитывая успеть
остановить автомобиль при сигнале,
запрещающем движение, но не сумел этого
сделать и выехал на перекресток на
красный свет, является типичным примером
неосторожного правонарушения, совершенного
по легкомыслию (самонадеянности).

Если
же, отвлекшись от дороги, водитель
проехал на красный свет (хотя не предвидел
возможности такой ситуации, ибо не знал
участка дороги, не знал, что там установлен
светофор), то он совершил неосторожное
правонарушение в форме небрежности.

Водитель должен был и мог предвидеть
вредные последствия своей невнимательности
и не имел права притуплять внимание.

Неосторожную
вину необходимо отличать от невиновного
причинения вреда, т. е. казуса — случая,
при котором административная
ответственность лица не наступает. В
таких случаях лицо либо не должно было
или не могло предвидеть общественно
опасные, вредные последствия своего
действия или бездействия, либо не было
способно управлять своим поведением в
силу чрезвычайных обстоятельств.

Так,
из практики выяснения причин проезда
водителей на красный сигнал светофора,
совершения ими соответствующих
дорожно-транспортных происшествий
известны случаи, когда у водителей,
ранее не подозревавших о своем заболевании,
перед перекрестком внезапно происходил
инфаркт, появлялись судороги ног, они
теряли сознание и др., и водители не были
способны управлять транспортным
средством.

Юридическое
лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается
виновным в совершении административного
правонарушения, если будет установлено,
что у него имелась возможность для
соблюдения правил и норм, за нарушение
которых КоАП РФ или законами субъекта
РФ предусмотрена административная
ответственность, но данным лицом не
были приняты все зависящие от него меры
по их соблюдению.

В
статьях КоАП РФ и в законах субъектов
РФ, устанавливающих административную
ответственность, форма вины чаще всего
не обозначается. По данным статьям
административная ответственность
наступает вне зависимости от формы
вины. Например, не важно, умышленно
нарушил водитель требование дорожного
знака или по неосторожности, допустим,
не заметил данного знака (ст. 12.16 КоАП
РФ).

Читайте также:  О семейном кодексе: раздел имущества в браке и при разводе, судебная практика

В
ряде случаев, хотя форма вины не
установлена законодателем прямо, она
косвенно ясна из самого характера
деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ
предусматривает ответственность за
курение в вагонах (в том числе в тамбурах)
пригородного поезда.

Понятно, что такое
действие может быть совершено только
умышленно. Однако иногда формулировка
состава административного правонарушения
прямо говорит, что оно может быть
совершено только в форме умысла или
только в форме неосторожности. Например,
ст. 19.

2 КоАП РФ предусматривает
ответственность лишь за умышленное
повреждение или срыв печати (пломбы), а
согласно ст. 7.26 этого Кодекса установлена
санкция за утрату материалов и данных
государственного картографо-геодезического
фонда Российской Федерации в результате
их небрежного хранения пользователем.

Очевидно, что такое правонарушение
может быть только неосторожным,
совершенным в форме небрежности.

Отдельные
составы административного правонарушения
предусматривают и такие факультативные
признаки субъективной стороны состава,
как мотив и цель. Например, ст. 20.3 КоАП
РФ устанавливает ответственность за
демонстрацию фашистской атрибутики
или символики в целях пропаганды такой
атрибутики или символики.

Отсутствие
указанной цели исключает возможность
квалификации деяния в качестве
административного правонарушения,
предусмотренного данной статьей. И
наоборот, ст. 6.

8 КоАП РФ предусматривает
ответственность за незаконное приобретение
либо хранение без цели сбыта наркотических
средств или психотропных веществ, а
также оборот их аналогов. Если деяние
совершено именно с этой целью, возможность
его квалификации по данной статьей
исключается.

Еще раз подчеркнем, что
только при наличии всех предусмотренных
законом признаков состава административного
правонарушения лицо, его совершившее,
может быть привлечено к административной
ответственности.

Источник: https://studfile.net/preview/5641198/page:54/

Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

  • Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:
  • Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
  • Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.

24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице.

Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего.

Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица.

Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч.

Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия.

Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния.

Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения»), и именно в общественных местах (признак «место»).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

  1. Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.
  2. Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.
  3. Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.
  4. 4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-sostav-priznaki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector