Российское законодательство предусматривает несколько оснований, при наличии которых производство по административному делу подлежит прекращению. В число таких оснований входят отсутствие события или состава правонарушения. Ясное понимание того, что означает каждая из этих категорий, в чем их сходство и различие важно для правильной квалификации проступка, а также для избрания вида наказания, соответствующего тяжести совершенного нарушения.
Событие как категория административного производства
В отечественных правовых актах не встречается точного юридического определения данного понятия. Статья 26.
1 КоАП Российской Федерации лишь указывает на необходимость обязательного установления его наличия при производстве административного дела.
Однако анализ законодательных актов, судебной практики, научных работ в области юриспруденции позволяют выделить несколько признаков, характеризующих его как самостоятельную категорию в административном производстве:
- Подтвержденный факт его возникновения и существования в материальном мире.
- Произошло ли в результате деятельности человека или в как проявление природных сил.
- Время возникновения, место, наступившие общественно вредные последствия.
- Связь между противоправным поведением лица и наступившими общественно вредными последствиями.
- Нарушается ли какое-либо общественное отношение, которое находится под охраной законодательства об административных проступках.
Таким образом, событие административного правонарушения – это его внешнее, фактическое проявление в окружающем материальном мире. Возникает лишь вследствие действия или бездействия лица. В ходе его происходит нарушение (посягательство на нарушение) охраняемых законом правоотношений.
Состав административного правонарушения
Общепринятое определение состава – система связанных друг с другом элементов, позволяющих рассматривать антиобщественное деяние в качестве административного правонарушения. Можно выделить следующие составные части:
- Объект (общественное отношение, находящееся под охраной закона).
- Объективная сторона (внешнее, физическое проявление деяния лица, нарушающее охраняемое общественное отношение, связь с насупившими последствиями).
- Субъект (лицо, обладающее установленными законом признаками, нарушающее (посягающее на нарушение) охраняемое общественное отношение).
- Субъективная сторона (внутреннее отношение лица к своему деянию).
Чтобы привлечь лицо к ответственности необходимо выявить и зафиксировать в его действиях все элементы противоправного поведения. Необходимо также удостовериться в отсутствии оснований, исключающих ответственность лица.
Сходство и взаимосвязь
При внимательном изучении структуры и внутреннего содержания рассматриваемых категорий можно отметить схожесть некоторых признаков и их определенную взаимосвязь.
Так, событие характеризуется способом совершения, местом, временем, наступившими последствиями. Эти же составляющие образуют объективную сторону проступка. Необходимым признаком события является нарушение какого-либо общественного отношения, охраняемого законодательством. Другими словами, должен быть объект нарушения права.
Таким образом, в событии правонарушения находят свое отражение элементы его состава: объективная сторона противоправного деяния (время, место, способ и другие обстоятельства) и его объект.
Различие и значение
Однако рассматриваемые категории — нетождественные категории. Так, только наличия события недостаточно, чтобы привлечь лицо к ответственности.
Для этого необходимо установить еще два элемента состава: субъект и субъективную сторону. Они характеризуют внутреннюю сторону противоправного деяния, выражающуюся в возможности лица быть привлеченным к ответственности за содеянное.
Например, субъектом может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.
Субъективная сторона предусматривает, что лица виновно в совершенном деянии, а также то, что у него имелись цель и мотив его совершения. Субъект и субъективная сторона характеризуют лицо, совершившее проступок, и субъективное отношение лица к своему проступку.
Между ними и событием правонарушения как фактическим явлением материального мира нет причинно-следственной связи. Можно привести следующий пример. Пешеход пересек дорогу в неустановленном месте. Факт нарушения налицо: пешеход перебежал дорогу в неположенном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения.
Нарушение зафиксировано видеокамерой. В ходе производства по делу лицо было признано невменяемым в связи с выявленным психическим заболеванием. Такое лицо не может являться субъектом проступка и, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения. Дело подлежит прекращению по части 1 статьи 24.
5 КоАП Российской Федерации.
Таким образом, наличие события административного правонарушения не всегда означает наличие его состава.
С другой стороны, если в действии лица установлен состав проступка, наличие события считается установленным. В этом главное различие этих категорий.
Понимание этого различия важно для правильной квалификации проступка и применения наказания в соответствии с тяжестью совершенного административного правонарушения.
Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-sobytie-ot-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/
Административные правонарушения — что это такое, каковы их признаки, состав, виды, срок давности и примеры
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Самоё распространённое правонарушение в России – неуплата штрафа. Его совершение влечёт… наложение штрафа, но уже в двукратном размере.
Этот проступок занесён в Кодекс об административных правонарушениях. Но по каким основаниям? Как законодатель определяет, относить деяние к административному правонарушению, преступлению или правомерному действию?
В этой статье вы найдёте ответы.
5 признаков административного правонарушения (с примерами)
Нарушитель законов должен нести ответственность, чтобы другие члены общества воздерживались от совершения деструктивных поступков. Тогда в государстве будет спокойная и мирная обстановка, которая называется общественным порядком.
Чтобы достигнуть этой светлой цели, для наказания нарушителей законодатель вводит признаки административного правонарушения.
- Действие/бездействие.Действие – это любая активность. Бездействие – нежелание исполнять свои обязательства. Хотя это требуется по закону. Например, отказ платить налоги, несоблюдение экологических норм по выбросам отходов.
- Противоправность.Деяние человека нарушает правовую норму, которая регулирует отношения в области административного права. Вот примеры последних:
- ПДД;
- общественный правопорядок;
- медицинское обслуживание населения, охрана здоровья;
- налогообложение;
- обращение ценных бумаг, финансов, банковская деятельность.
Полный перечень отношений, которые охраняются нормами административного права, перечислен во втором разделе Кодекса РФ об административных правонарушениях. Этот документ описывает, в чём конкретно выражается каждое нарушение.
- Вредно для общества.
Административные правонарушения – это деяния, которые нарушают нормальный порядок вещей в обществе, приводят к наступлению отрицательных последствий. При этом вред не всегда очевиден.
Например, человек переходит дорогу на красный свет светофора, хотя поблизости нет машин. В чём тут вред для общества? А в том, что другие граждане наблюдают за таким поведением. У некоторых людей в голове может сформироваться установка: «Переход на красный – это нормально». Чем больше граждан будут так думать, тем выше риски увеличения числа ДТП.
Однако административные проступки, в отличие от преступлений, не представляют реальной общественной опасности. Их последствия проще предотвратить и исправить.
- Наличие вины.Чтобы возложить ответственность на нарушителя норм гражданского права, необязательно наличие вины. С административными деяниями ситуация обратная.
Таблица 1 «Разные проявления вины нарушителя»
Форма виныЧто означаетПримеры административных правонарушений Прямой умысел Человек хочет, чтобы отрицательные последствия наступили Мелкое хулиганство Косвенный умысел Человек допускает вероятность наступления вреда для общества, или ему всё равно Родители не исполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребёнка Легкомыслие Человек надеется предотвратить отрицательные последствия своего проступка, действует «на авось» Руководитель игнорирует правила пожарной безопасности, что приводит к возникновению пожара Небрежность Человек не предвидит отрицательных последствий деяния, хотя может и обязан Медик не соблюдает некоторые требования безопасности к донорской крови из-за своей халатности - Наказуемость.За нарушение административно-правовых норм в КоАП установлена ответственность: «пойманный» правонарушитель получает наказание.
Самая часто применяемая мера – штраф. Хотя человеку могут быть назначены арест, исправительные работы и другие наказания.
Состав и виды административного правонарушения
Каждая статья второго раздела Кодекса описывает 4 элемента деяния: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. В совокупности они образуют состав административного правонарушения.
Если хоть один из элементов выпадает, человека или организацию не получится наказать.
Объекты – это те отношения и ценности, которым нарушители причиняют вред. Они перечислены в главах 5-21 Кодекса. В зависимости от объекта юристы выделяют, в частности, такие виды административных правонарушений:
- против прав граждан;
- против здоровья населения;
- против собственности;
- против общественной нравственности;
- нарушающие ПДД и другие.
Объективная сторона административного правонарушения включает конкретный проступок, отрицательные последствия (при их наличии) и причинно-следственную связь.
В зависимости от этого элемента выделяют два вида нарушений:
- с материальным составом – для привлечения к ответственности необходимо установить факт наступления отрицательных последствий (пример – статья 7.26 КоАП: небрежное хранение материалов картографо-геодезического фонда РФ, повлекшее их утрату);
- с формальным составом – достаточно лишь факта нарушения (пример – статья 6.2 КоАП – занятие народной медициной без разрешения).
Субъектами (кто это?) могут быть только вменяемые люди не младше 16 лет или юридические лица. Нельзя наказывать по КоАП маленьких детей, животных, душевнобольных.
Субъективная сторона административного правонарушения – это наличие в деянии вины, о которой писалось выше.
Срок давности
Весь процесс с момента обнаружения проступка до исполнения наказания называется производством по делам об административных правонарушениях. Он регулируется главой 4 и разделом IV КоАП.
Привлечь нарушителя к ответственности можно только в пределах срока давности по административным правонарушениям. Он начинает исчисляться с момента совершения деяния и длится 2 месяца. Но это общее правило, из которого есть исключения.
Так, если дело рассматривает суд, то срок длится 3 месяца. Коррупционерам грозит ответственность в течение 6 лет. Если проступок длящийся (например, незаконная предпринимательская деятельность), то сроки отсчитываются с момента обнаружения.
Протокол, производство по делам и право на обжалование постановления по административному правонарушению
В большинстве случаев сотрудник госучреждения после выявления нарушителя составляет протокол об административном правонарушении.
Это важный документ, в котором фиксируются обстоятельства совершённого проступка:
- место и время;
- что происходило;
- объяснения самого лица и показания очевидцев.
Если человек не согласен с тем, что написал в протоколе госслужащий, то может не ставить подпись. Далее начинается расследование.
Дела могут рассматривать судьи, служащие исполкомов, полиция, налоговики, другие органы и лица (зависит от конкретного вида правонарушения).
По результатам разбирательства выносится итоговый документ – постановление. Или определение, если дело рассматривалось в суде. В документе указывается конкретное наказание, которое назначено нарушителю.
Если человек не согласен с вынесенным решением, то имеет право на обжалование постановления об административном правонарушении вышестоящему чиновнику. Срок – 10 дней с момента получения копии документа.
Заключение
Таким образом, административные правонарушения – это наказуемые по КоАП виновные и вредные для общества проступки, нарушающие нормы права. Они не так опасны, как преступления, но могут служить предпосылкой к криминализации общества.
Например, сегодня подросток пристаёт к мирным гражданам (хулиганит), а спустя 5 лет совершает избиение. Поэтому государство принимает меры к тому, чтобы административные правонарушители не оставались незамеченными.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
- * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
- Подборки по теме
- Использую для заработка
Рубрика: Отвечаю на частые вопросы
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/administrativnye-pravonarusheniya-chto-ehto-priznaki-vidy-primery-sostav-proizvodstvo-obzhalovanie-postanovlenij.html
Какие элементы включает в себя состав административного правонарушения
Состав административного правонарушения включает в себя несколько элементов, которые мы перечислим и охарактеризуем в статье. Если один из элементов отсутствует, то нет и нарушения. Подробнее об этом читайте далее.
Понятие и признаки административного правонарушения
В КоАП РФ нашли отражение понятие, признаки, состав административного правонарушения.
Правонарушение — это противоправное общественно опасное виновное деяние, за совершение которого предусмотрена ответственность различных видов – от предупреждения до ареста. Как заменить штраф на предупреждение читайте в статье.
Из определения правонарушения вытекают его признаки.
К ним относятся:
- Противоправность. Это значит, что действия или бездействие нарушителя направлены против интересов общества, государства, собственности, и т.д.
- Общественная опасность. Данный признак предполагает, что деяние виновного представляет опасность для окружающих и его совершение влечет различные негативные последствия.
- Виновность. Лицо, совершающее правонарушение действует либо умышленно, то есть осознает противоправность действий и желает, либо сознательно допускает наступление общественно опасных последствий. Кроме того, нарушение может совершаться в форме неосторожности.
- Наказуемость. Это значит, что за совершение определенных действий, которые порицаются законом, предполагается возможность привлечения нарушителя к ответственности при обнаружении нарушения.
Характеристика элементов, входящих в юридический состав административного правонарушения
Элементами, входящими в состав административного правонарушения, являются:
- Объект нарушения — это общественные отношения, на которые посягают противоправные действия нарушителя. Например, если нарушаются правила дорожного движения, то нарушитель посягает на безопасность в сфере дорожного движения.
- Объективная сторона. Это обстоятельства совершения нарушения, например, место совершения, время, способ, и т.д. Говоря простыми словами, это описание произошедшего события, например: «В 12 часов 12 минут 12 апреля 2018 года Иванов Иван Иванович, находясь в квартире, по адресу: г. Москва, ул. Неглинная, 12-32, общеопасным способом, совершил поджог…»
- Субъект правонарушения – это элемент состава, характеризующий нарушителя. Не каждый человек является таковым. Так, нарушитель должен быть дееспособен, быть достаточно взрослым, чтобы понимать противоправный характер своих действий (достичь 16 лет). В качестве субъектов также могут выступать должностные лица, ИП, организации.
- Субъективная сторона – это отношение правонарушителя к деянию. Нарушение может совершаться или умышленно, либо неосторожно.
Наличие каждого из элементов является обязательным, чтобы лицо можно было наказать. В противном случае, дело должно быть прекращено, а не начатое производство не может быть возбуждено.
Существуют и факультативные обстоятельства, которые учитываются при назначении наказания, но не признаются частью состава нарушения. Например, это смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
***
Таким образом, в состав административного правонарушения входят 4 элемента, при отсутствии одного из которых привлекаемое лицо не может считаться виновным. В обязанности должностного лица, составившего протокол, входит доказывание факта наличия всех элементов состава. Сомнения в виновности нарушителя трактуются в его пользу.
Читайте еще больше полезной информации в рубрике: «Правонарушения«.
Источник: https://zakoved.ru/pravonarusheniya/kakie-e-lementy-vklyuchaet-v-sebya-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya.html
Состав административного правонарушения
Тема про состав административного правонарушения имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Все потому, что отсутствие состава нарушения является основанием прекращения административного производства по делу. На любой его стадии. После возбуждения дела об административном правонарушении и до обжалования.
Что такое состав административного правонарушения
Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения.
Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки.
И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.
Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее – административные комиссии).
Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:
- объект
- субъект
- объективная сторона
- субъективная сторона
В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример.
Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения.
Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.
Элементы состава административного нарушения
Объект административного правонарушения – общественные отношения, на которые посягает деяние. Этот объект посягательства охраняет закон. КоАП РФ или закон субъекта России. Он бывает общим (здоровье, общественная безопасность и т.п.
), родовым, видовым и непосредственным (конкретные отношения, которым причинен ущерб). Разделение объекта на виды имеет больше теоретическое значение. С практической точки зрения указание на объект нарушения содержится в наименовании главы Особенной части КоАП РФ.
И в самой формулировке административного нарушения.
Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения – это внешнее проявление проступка. Совокупность или единичный акт действия или бездействия. А также наступившие в результате причинно-следственной связи с ним последствия (вред). Обязательные его признаки:
- деяние – действие или бездействие
- последствия нарушения – вред, угроза вреда, ущерб
- деяние – причина, вред (его угроза) – следствие.
Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка.
Нюанс: КоАП РФ закрепляет много формальных составов правонарушений. То есть для таких деяний не обязательно наступление какого-то материального последствия.
Самой угрозы нормального функционирования охраняемым отношениям (объекта) достаточно, чтобы нарушение было оконченным. Например, превышение скорости водителем признается потенциально опасным поведением.
И ответственность будет независимо от наличия какого-либо материального вреда. Однако малозначительность административного правонарушения можно распространить на любую статью.
Субъект в составе административного нарушения
Субъект – это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.
Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица – независимо от гражданства, но достигшие 16 лет.
Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими.
Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.
Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.
Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.
Субъективная сторона и состав административного правонарушения
Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.
Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:
- субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
- он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)
Вина может быть выражена в форме неосторожности:
- субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
- он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть
Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.
Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.
Источник: https://iskiplus.ru/sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/
Признаки административного правонарушения
Административные правонарушения являются весьма разнообразным и распространенным видом юридических проступков. Их единым объектом выступают общественные отношения в области государственного управления.
Административные правонарушения имеют некоторые отличительные признаки, которые выделены путем анализа статей Кодекса РФ об административных правонарушениях:
- противоправность (конкретное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или же не совершает действия, которое предписано правовым актом);
- виновность (нарушение закона совершается осознанно, виновно: умышленно или по неосторожности). Если нарушитель не отдает отчета в собственных деяниях или же не управляет ими в момент совершения правонарушения, то он не может быть виновен, ибо пребывает в состоянии невменяемости. Вина юридического лица, нарушившего закон, признается, если установлено, что у него была возможность для соблюдения должных инструкций и норм, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению;
- наказуемость (лишь то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, признается административным правонарушением). Ее реализация осуществляется через административные санкции, вид, размер и срок которых предусмотрены КоАП.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Административные правонарушения по свое сути наносят урон либо создают опасность нанесения ущерба охраняемым публичным отношениям, поэтому считаются антиобщественными. Именно степень общественной опасности многие исследователи считают главным отличием административного правонарушения от преступления. Первое характеризуется наименьшей степенью социальной опасности.
Помимо того, существуют и другие отличия сходных административных правонарушений от преступлений. Их выделяют по следующим критериям:
- наличие либо отсутствие тяжких последствий;
- объем реально причиненного материального ущерба;
- метод и место совершения правонарушения;
- конкретные исторические и социально-экономические условия.
Замечание 1
В совокупности все отмеченные показатели описывают абсолютное деяние как административное правонарушение.
Состав административного правонарушения
Для отличия конкретного административного правонарушения среди остальных, а также верной их квалификации, действует такое понятие как «состав правонарушения». Оно включает в себя совокупность юридических аспектов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и следует административная ответственность.
Такими юридическими аспектами выступают:
- объект;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона.
-
Объект административного правонарушения представляет собой совокупность общественных отношений, которые охраняются административным правом.
Общим объектом выступают общественные отношения в сфере государственного управления. Родовым объектом выступает группа однородных общественных отношений, на которые правонарушитель посягает.
КоАП РФ в Особенной части структурирует главы о нарушениях закона именно исходя из родового признака.
К родовым объектам относят права граждан, социальную безопасность и общественный порядок, отношения в сфере государственного управления, предпринимательской работы, финансов, таможенного дела, охраны природы и другие.
Видовым объектом выступает уже конкретное общественное отношение, на которое посягает правонарушитель и которому причиняется ущерб. Таким образом, в качестве объекта посягательства административных правонарушений постоянно выступают общественные отношения. Предметы же материального мира могут выступать орудиями административного правонарушения.
-
Объективная сторона представляет собой видимую сторону административного правонарушения. Она отвечает на вопросы: как? каким методом? когда? где? совершено нарушение закона.
- Объективная сторона характеризуется противоправным деянием или же бездействием.
- В зависимости от оконченности нарушений закона выделяют формальный состав (когда для квалификации действия достаточно установить прецедент противоправного действия, а обязательность наличия ущерба не требуется) и материальный состав (когда для квалификации действия необходимо установить, кроме противоправного действия либо бездействия, наличие причиненного ущерба, наступление негативных последствий, а также причинную взаимосвязь между ними).
- Основная масса административных преступлений имеют формальный состав.
-
Субъект административного правонарушения — это индивидуум либо организация (коллектив людей), осуществившие административное правонарушение.
Физическое лицо, как субъект административного правонарушения, должно быть вменяемо (то есть отдает отчет в собственных действиях и способен управлять ими) и достигшее 16-летнего возраста.
-
Субъективная сторона административного правонарушения – это внутренняя сторона противоправного посягательства. Его главными элементами являются:
- вина — психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.
Существуют две формы вины:- умысел,
- неосторожность (небрежность и самонадеянность).
- мотив — внутреннее побуждение к совершению преступления.
- цель — окончательный итог, которого желает достичь правонарушитель.
- вина — психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.
Замечание 2
Если в деянии лица усматривается наличие всех четырех юридических аспектов, то оно подвергается административному наказанию. Неимение даже одного какого-либо из данных аспектов не дает оснований для привлечения нарушителя к административной ответственности.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/otvetstvennost_po_administrativnomu_pravu/priznaki_administrativnogo_pravonarusheniya/
Понятие, состав административного правонарушения, его элементы
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Административное правонарушение обладает следующими признаками:
- общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства;
- противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права;
- виновность – деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности;
- наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.
Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы:
- объект административного правонарушения;
- объективная сторона административного правонарушения;
- субъект административного правонарушения;
- субъективная сторона административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5-11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения – физическими или юридическими лицами.
- Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.
- Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.
- Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).
- Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.
- Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.
- Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет.
- Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.
- Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Административные правонарушения: Видео
Загрузка…
Источник: https://legalquest.ru/administrativnyj-process/ponyatie-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya-ego-elementy.html
Что включает в себя состав административного правонарушения?
Административное правонарушение понятие, признаки
Что относится к элементам, входящим в юридический состав административного правонарушения?
Административное правонарушение: понятие, признаки
Понятие, признаки и состав административного правонарушения закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Противоправные деяния граждан, организаций, должностных лиц, которые посягают на охраняемые государством интересы в сфере государственного управления, признаются административным правонарушением, если они подпадают под признаки, указанные в статьях особенной части КоАП РФ или иных нормах, устанавливающих административную ответственность.
При этом нарушением может быть признано как действие (активный поступок), так и бездействие (пассивное поведение, например неисполнение возложенной на налогоплательщика обязанности по уплате налогов).
Для справки: наказание за административный проступок может определяться как КоАП РФ, так и КоАП субъектов Федерации, так как у регионов есть возможность принимать такого рода акты, если они не противоречат нормам КоАП РФ.
К основным признакам правонарушения в сфере административного права относятся:
Не знаете свои права?
Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.
- Противоправность. Действие или бездействие должно нарушать норм закона для того, чтобы оно было признано правонарушением. В противном случае ответственность за него не будет наступать.
- Наказуемость. Если деяние противоправно, то за него обязательно последует наказание. Несмотря на то что в положениях права встречаются обстоятельства, смягчающие наказание и даже освобождающие от него, для выяснения всех обстоятельств дела виновное лицо все равно предстает перед уполномоченными органами для проведения расследования.
- Виновность. Этот признак предполагает наличие в действиях субъекта признаков умысла или неосторожности по отношению к совершаемому поступку.
Что относится к элементам, входящим в юридический состав административного правонарушения?
Состав административного проступка включает в себя только 4 элемента, которые являются неизменными. Входящими в состав административного правонарушения элементами являются субъект, объект, объективная и субъективная стороны. Остальные составляющие, например отягчающие или смягчающие вину обстоятельства, являются факультативными.
Что собой представляют перечисленные элементы:
- Объект. Это общественные отношения, которые защищаются государством и являются предметом посягательства лиц, виновных в совершении административного проступка.
- Объективная сторона может быть выражена как в действии, так и в бездействии. При этом помимо самого действия/бездействия к объективной стороне относятся также обстоятельства его совершения (место, время, способ и т. д.). Также в статьях КоАП РФ могут содержаться и квалифицирующие признаки, определяющие, например, степень общественной опасности совершенного деяния.
- К субъектам законодатель относит физических лиц при достижении им возраста 16 лет, организации, должностных лиц и предпринимателей. Причем в санкции конкретной статьи присутствует соотнесение размера наказания и конкретного правонарушителя. Ответственность ИП часто приравнивается к ответственности должностных лиц. Если лицо не является субъектом административной ответственности, то юридический состав административного правонарушения отсутствует.
- Субъективная сторона характеризуется виновностью, которая проявляется либо в форме умысла, либо в неосторожности. При этом вина должна быть доказана лицом, проводящим расследование проступка, так как в ст. 1.5 КоАП РФ презюмируется невиновность гражданина, пока не будет доказано обратное.
***
Таким образом, административным проступком признается только то действие или бездействие субъекта, его совершившего, которое включает в себя все 4 элемента состава правонарушения. Состав устанавливается после проведения расследования уполномоченным органом и оформляется соответствующим актом.
Источник: https://nsovetnik.ru/administrativnye_pravonarusheniya_i_otvetstvennost/chto-vklyuchaet-v-sebya-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/
Отличие СОБЫТИЯ правонарушения от СОСТАВА правонарушения на примере реальной ловушки от ГИБДД
Многие не понимают, в чём разница между событием правонарушения, и собственно составом правонарушения. А разница существенная. Если кратко: не каждое событие правонарушения является составом правонарушения. Вот вам история из жизни, присланная моим подписчиком. Правда для меня в этой мутной истории не всё понятно, но что прислали, то прислали.
Сразу поясню, что дело происходило в Самаре в далёком 2013 году, и с тех пор кое-что изменилось. Например, перестали изымать права и выдавать временное разрешение.
Вот что произошло. Подписчик привёз своего коллегу в незнакомый для него город Самару, в один из дворов рядом с улицей Подшипниковой. Выезд со двора был осложнён проведением земляных работ. Далее всё со слов подписчика:
«Всё перекопано, висит знак „объезд“. Куда объезжать непонятно, но мне надо на Московское шоссе. Выезжаю на улицу, параллельную Московскому шоссе. Никаких знаков нет. Не то, что „выезд на дорогу с односторонним движением“ , даже „уступи дорогу“ отсутствует. Немного насторожило, что все машины припаркованы мордой в одну сторону. Хотел понять, как здесь организовано движение ориентируясь на проезжающие авто — как назло никого не было. Но дорога широкая и выезд на шоссе вот он, прямо через 300 метров виднеется. Ну я и поехал. Подъезжаю к выезду, выворачиваю на шоссе, сзади сирены, светомузыка… Остановился у обочины. Вменяют мне движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Пытался оправдываться. Но все без толку. ВУ забрали, дали времянку и протокол. Назавтра назначили прийти в отдел по разборам к начальнику батальона. Он решит, либо в суд, либо как иначе. Приехал к начальнику с флешкой от регистратора. Все объяснил, знаков не было, машин встречных или попутных тоже не видел, сам не местный, город не знаю… Говорил я убедительно. Вдобавок мой пассажир является свидетелем. Плюс видеорегистратор, на котором четко видно отсутствие знаков, и слышно мою речь, где я в растерянности рассуждаю: мол ехать, или не ехать… Начальник батальона оказался хорошим человеком. Вошёл в положение. Но, говорит, ничего поделать не можем. Ты ведь ехал „против шерсти“? Открывает КоАП, статью 12.16, часть 3. Показывает. Я соглашаюсь, ехал. Нарушил, хоть и не хотел. Начальник принял решение о штрафе и избавил меня от судебной волокиты. Да и ВУ я сохранил.»
Схемка совершения правонарушения прилагается.
Вся данная ситуация — жуткий махровый развод от ГИБДД. Очень похоже, что сами ИДПС прекрасно осведомлены о такой организации движения, и пользуются этой ситуацией. Далее идёт давление на водителя, мол смотри, твоё деяние описано в КоАП РФ, ну будь мужиком, ответь за свои поступки!
Итак, о чём не знал водитель, и о чём умолчали ИДПС?
КоАП РФ Статья 2.1. Административное правонарушение1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Итого, административное правонарушение это всегда виновное действие. Если действие невиновное, то административного правонарушения нет.
Всего различают две формы вины, они описаны в статье 2.2. Это умысел и неосторожность. С умыслом всё понятно. Водитель умышленно нарушил ПДД. С неосторожностью тоже всё просто, хотя некоторых водителей «клинит» и они считают, что если они не заметили знака, то и не виноваты вовсе. Они же не хотели правонарушать, но так получилось.
В случае с моим подписчиком нет ни умысла ни неосторожности. Значит нет вины. А нет вины, значит нет состава правонарушения. Вот событие правонарушения есть (езда против шерсти), а состава нет.
Посему здесь работает
Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении2) отсутствие состава административного правонарушения…
Теперь давайте ещё раз вернёмся к рассказу подписчика. Он утверждает, что, его лишили ВУ, выдали времянку и протокол.
Но протокол это не постановление о привлечении к административной ответственности! Это отчёт ИДПС о том, что он зафиксировал событие правонарушения.
Документ еще не доказывает вину автомобилиста, только отражает информацию о произошедшем. Далее протокол должен передаваться судье, и уже судья решает, был ли состав правонарушения или нет.
В настоящее время часть 3 статьи 12.16 рассматривается только судьями. Если я не прав, черкните в х.
Статья 23.1. Судьи2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных … частью 3 статьи 12.16 … настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Поэтому предложение подойти в группу разбора в начальнику батальона выглядит несколько странным.
Но самое плохое следствие из этой ситуации, что человека фактически обманули, заставив поверить что он виновен в том, чего не совершал, и ещё быть благодарным, что не отобрали водительское удостоверение.
Резюме: следует различать событие правонарушения и состав правонарушения. Не любое событие правонарушения образует состав.
Сторонний наблюдатель всегда видит событие правонарушения, а вот определять, есть ли состав, могут только специально обученные люди, которые перечислены в главе 23 КоАП РФ.
В каких-то случаях дело об АПН может рассмотреть инспектор прямо на месте совершения правонарушения и тут же выдать на руки постановление, в другом случае дело об АПН может рассмотреть только суд и в таких случаях инспектор является всего лишь лицом, составляющим протокол.
В следующий раз, когда вы увидите событие правонарушения, помните о том, что состава может и не быть, и не беритесь судить сгоряча, тем более, если у вас нет никаких прав на вынесение подобных суждений.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c0a10cc43dc7b00ac4d7bbb/5c6a9a35b46ce100ae92ff10
Понятие, признаки и состав административного правонарушения
Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Легальное определение понятия «административное правонарушения» дано в ст. 2.1 КоАП РФ.
Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юридических признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения — противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще на два признака: деяние и общественную вредность.
Практическая значимость признаков правонарушения выражается в том, что установление их наличия в конкретном деянии позволяет рассматривать его в качестве административного правонарушения, т.е. фактического основания административной ответственности. Иными словами, чтобы деяние как правовое явление можно было признать административным правонарушением, оно должно обладать указанными чертами.
1. Деяние. Законодатель счел нецелесообразным применять обобщенный термин «деяние», который уже используется в других нормативных правовых актах (например, в ст. 106 Налогового кодекса РФ).
Представляется, что не является принципиальным закрепление в легальном определении правонарушения термина «деяние» или термина «действие или бездействие», поскольку по своему со-держанию эти понятия абсолютно тождественны.
Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.
Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.
Часть административных правонарушений может быть совершена только в результате действия (например, мелкое хищение — ст. 7.27 КоАП РФ), часть — путем бездействия (например, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету — ст. 21.
5 КоАП РФ). Есть и «смешанные» правонарушения, объективную сторону которых составляет совокупность действия и бездействия (например, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств — ст. 16.2 КоАП РФ).
Административным правонарушением выступают только внешне выраженные акты субъекта. Именно поэтому не могут признаваться правонарушением мысли, чувства и желания субъекта, если они не выражены в определенном поступке.
И активное, и пассивное поведение для признания его административным правонарушением, кроме своего внешнего проявления, должно быть осознанным.
Отсутствие одной из характеристик — внешнего проявления поведения и его осознания субъектом — исключает рассмотрение деяния в качестве противоправного (например, действие непреодолимой силы или действия невменяемого лица или лица, не достигшего возраста административной ответственности).
2. Противоправность. Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Как правило, административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения.
Так, нарушая нормы права, регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым посягают на общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.2 КоАП РФ).
Особенность административной ответственности в том, что противоправность административных правонарушений проявляется в совершении лицом деяния, нарушающего не только нормы административного, но и ряда других отраслей права, например, конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового.
Противоправность является юридическим выражением материальной характеристики общественного свойства административного правонарушения.
Признак противоправности деяния не обусловлен обязательным наступлением вредных последствий — административным правонарушением может признаваться только сам факт нарушения (невыполнения) требований, предписанных нормой права и охраняемых мерами административной ответственности (например, ст. 19.3 КоАП РФ).
Вместе с тем не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях, даже если оно и причинило вред общественным интересам.
3. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. с определенным психическим отношением физического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.
Совершение деяния, формально подпадающего под признаки административного правонарушения, при отсутствии такого психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям не может рассматриваться в качестве административного правонарушения.
Не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения и невиновное совершение противоправного действия (бездействия) юридическим лицом.
4. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение.
Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.
Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями главы 3 КоАП РФ. За совершение административного правонарушения к виновным лицам специально уполномоченными органами и должностными лицами применяются административные наказания.
5. Общественная вредность. Наиболее дискуссионным из признаков административного правонарушения является его общественная вредность или общественная опасность.
Единого мнения и однозначного подхода к этому вопросу до настоящего времени не сложилось. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда.
Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.
В теории административного права весьма распространена точка зрения о том, что административные правонарушения, как и преступления, тоже являются общественно опасными деяниями, хотя степень этой опасности ниже, чем у преступлений.
Общественная опасность деяния проявляется в посягательстве, в причинении или создании реальной угрозы причинения существенного ущерба общественным отношениям, охраняемым нормами права.
Представляется, что большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, даже с учетом их «массовости» (например, безбилетный проезд — ст. 11.18; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов — ст. 12.6 КоАП РФ).
Б то же время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения, пожарную, экологическую безопасность).
Не следует использовать категорию «общественная вредность» в качестве универсального отличия административных правонарушений от преступлений, хотя к этому подталкивает беглый анализ уголовного законодательства и законодательства об административ-н^1х правонарушениях. Статья 2.1 КоАП РФ в отличие от ст.
14 УК РФ не дает четкого ответа на вопрос: чем следует считать административные правонарушения — общественно вредными или общественно опасными деяниями? Вместе с тем ст. 2.2 КоАП РФ при определении форм вины прямо упоминает о вредных последствиях административного правонарушения.
Б качестве критериев разграничения административных правонарушений и преступлений могут выступать такие факторы, как тяжесть последствий (например, при совершении нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств — ст.
264 УК РФ и нарушения правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего,— ст. 12.24 КоАП РФ), размер материального ущерба (например, административно наказуемым по ст. 7.
27 КоАП РФ признается мелкое хищение, совершенное на сумму до одного минимального размера оплаты труда, а уголовно наказуемым по ст. 158 УК РФ — свыше такого размера), а также иные обстоятельства. При любых условиях правоприменитель должен всесторонне и полно выяснять все обстоятельства, характеризующие состав правонарушения, для правильной квалификации деяния в соответствии с нормами либо Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо Уголовного кодекса РФ.
С учетом сказанного можно утверждать, что общественная опасность административного правонарушения не является его обязательным качеством. Административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут и не быть таковыми. Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества, и это выражается в их противоправности.
Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е.
личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.
Признаки административного правонарушения образуют его юридический состав — единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.
Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
Правонарушение есть явление реальной действительности. Состав правонарушения — логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее свойства, существенные признаки реальных явлений, т.е. определенных антиобщественных действий.
Законодатель не создает признаков правонарушений, а лишь отбирает существенные, отличительные черты и конструирует составы. Но состав административного правонарушения — понятие правовое. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной.
Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.
Вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают. Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава.
Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы:
- объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);
- объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);
- субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);
- субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.
Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.
Состав правонарушения представляет собой органичную систему, все его признаки важны, значимы и тесно связаны между собой. Так, для конкретного административного правонарушения (например, мелкого хищения — ст. 7.
27 КоАП РФ) такие его признаки, как собственность, отчуждение имущества, психическое от-ношение лица к деянию в форме умысла, достижение 16-летнего возраста, сами по себе ничего противоправного не содержат.
Однако когда они существуют в совокупности и объединяются законодателем в диспозиции правовой нормы в качестве перечня признаков правонарушения — это уже правовая модель административного правонарушения, его юридический состав.
Если в деянии отсутствует хотя бы один из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и самого состава, следовательно, оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона, на основе нормы права, закрепляющей данный состав.
Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов.
Б нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъект действий и его психическое отношение к деянию.
По этой причине в составе административного правонарушения также присутствуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков, характеризующих и детализирующих его (например, для субъективной стороны — это психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям в форме вины, а также мотив и цель).
Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).
В отличие от уголовного права, в котором существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений, составы административных правонарушений подразделяются только на основные (например, ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) и квалифицированные (с отягчающими признаками — ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ) составы.
По особенностям конструкции различаются:
- материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);
- формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.
В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом:
- казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ);
- обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).
Большое практическое значение имеет и такое деление составов административных правонарушений:
- однозначные составы, в которых четко указывается единственный признак (например, ст. 12.8 КоАП РФ);
- альтернативные составы, содержащие два или более вариантов признаков, вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением, т.е. административным правонарушением будет являться совершение одного, нескольких или даже всех из названных в норме действий (например, ст. 20.8 КоАП РФ).
- По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.
- Правильное определение всех элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а также способствует предупреждению административных правонарушений.
- Кроме того, учение о составе административного правонарушения имеет большое значение: оно способствует выявлению наиболее существенных признаков административных правонарушений, разграничению их и установлению справедливых санкций; помогает правоприменителям правильно квалифицировать правонарушения и избирать соответствующие им меры воздействия; позволяет по-нять закон.
Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=34827