Что такое событие административного правонарушения, что об этом необходимо знать

Что такое событие административного правонарушения, что об этом необходимо знать

Российское законодательство предусматривает несколько оснований, при наличии которых производство по административному делу подлежит прекращению. В число таких оснований входят отсутствие события или состава правонарушения. Ясное понимание того, что означает каждая из этих категорий, в чем их сходство и различие важно для правильной квалификации проступка, а также для избрания вида наказания, соответствующего тяжести совершенного нарушения.

Что такое событие административного правонарушения, что об этом необходимо знать

Событие как категория административного производства

В отечественных правовых актах не встречается точного юридического определения данного понятия. Статья 26.

1 КоАП Российской Федерации лишь указывает на необходимость обязательного установления его наличия при производстве административного дела.

Однако анализ законодательных актов, судебной практики, научных работ в области юриспруденции позволяют выделить несколько признаков, характеризующих его как самостоятельную категорию в административном производстве:

  • Подтвержденный факт его возникновения и существования в материальном мире.
  • Произошло ли в результате деятельности человека или в как проявление природных сил.
  • Время возникновения, место, наступившие общественно вредные последствия.
  • Связь между противоправным поведением лица и наступившими общественно вредными последствиями.
  • Нарушается ли какое-либо общественное отношение, которое находится под охраной законодательства об административных проступках.

Таким образом, событие административного правонарушения – это его внешнее, фактическое проявление в окружающем материальном мире. Возникает лишь вследствие действия или бездействия лица. В ходе его происходит нарушение (посягательство на нарушение) охраняемых законом правоотношений.

Состав административного правонарушения

Общепринятое определение состава – система связанных друг с другом элементов, позволяющих рассматривать антиобщественное деяние в качестве административного правонарушения. Можно выделить следующие составные части:

  • Объект (общественное отношение, находящееся под охраной закона).
  • Объективная сторона (внешнее, физическое проявление деяния лица, нарушающее охраняемое общественное отношение, связь с насупившими последствиями).
  • Субъект (лицо, обладающее установленными законом признаками, нарушающее (посягающее на нарушение) охраняемое общественное отношение).
  • Субъективная сторона (внутреннее отношение лица к своему деянию).

Чтобы привлечь лицо к ответственности необходимо выявить и зафиксировать в его действиях все элементы противоправного поведения. Необходимо также удостовериться в отсутствии оснований, исключающих ответственность лица.

Сходство и взаимосвязь

При внимательном изучении структуры и внутреннего содержания рассматриваемых категорий можно отметить схожесть некоторых признаков и их определенную взаимосвязь.

Так, событие характеризуется способом совершения, местом, временем, наступившими последствиями. Эти же составляющие образуют объективную сторону проступка. Необходимым признаком события является нарушение какого-либо общественного отношения, охраняемого законодательством. Другими словами, должен быть объект нарушения права.

Таким образом, в событии правонарушения находят свое отражение элементы его состава: объективная сторона противоправного деяния (время, место, способ и другие обстоятельства) и его объект.

Различие и значение

Однако рассматриваемые категории — нетождественные категории. Так, только наличия события недостаточно, чтобы привлечь лицо к ответственности.

Для этого необходимо установить еще два элемента состава: субъект и субъективную сторону. Они характеризуют внутреннюю сторону противоправного деяния, выражающуюся в возможности лица быть привлеченным к ответственности за содеянное.

Например, субъектом может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.

Субъективная сторона предусматривает, что лица виновно в совершенном деянии, а также то, что у него имелись цель и мотив его совершения. Субъект и субъективная сторона характеризуют лицо, совершившее проступок, и субъективное отношение лица к своему проступку.

Между ними и событием правонарушения как фактическим явлением материального мира нет причинно-следственной связи. Можно привести следующий пример. Пешеход пересек дорогу в неустановленном месте. Факт нарушения налицо: пешеход перебежал дорогу в неположенном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения.

Нарушение зафиксировано видеокамерой. В ходе производства по делу лицо было признано невменяемым в связи с выявленным психическим заболеванием. Такое лицо не может являться субъектом проступка и, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения. Дело подлежит прекращению по части 1 статьи 24.

5 КоАП Российской Федерации.

Таким образом, наличие события административного правонарушения не всегда означает наличие его состава.

С другой стороны, если в действии лица установлен состав проступка, наличие события считается установленным. В этом главное различие этих категорий.

Понимание этого различия важно для правильной квалификации проступка и применения наказания в соответствии с тяжестью совершенного административного правонарушения.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-sobytie-ot-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/

Отсутствие события административного правонарушения

Что такое событие административного правонарушения, что об этом необходимо знатьДоказать отсутствие события административного правонарушения, значит прекратить разбирательство по делу. Но не всегда органы власти, которые по правилам подведомственности административных дел составляют документы, могут самостоятельно прийти к такому выводу. И заняться прекращением административного производства, а не дальнейшим разбирательством по делу.

Возможно, наша публикация поможет участнику дела об административном правонарушении убедить должностных лиц или суд. Дополнительные нюансы и вопросы можно уточнить у дежурного юриста сайта.

Что значит отсутствие события административного правонарушения

Административное правонарушение – это виновное противоправное деяние, за которое Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов России установлена административная ответственность. Ни КоАП РФ, ни иные законодательные акты не дают разъяснение, что считать отсутствием события правонарушения. И что такое, в принципе, событие административного правонарушения.

Исходя из определения административного правонарушения, юристы делают следующий вывод. Отсутствие события административного правонарушения – совершение деяния, ответственность за которое не предусмотрена.

В отличие от отсутствия состава административного правонарушения, это не отсутствие какого-то элемента. А совершение действий или бездействия, которые не нарушают законодательство. И за которые нет административной ответственности.

Сюда относятся также ситуации, когда событие административного правонарушения не установлено и не доказано.

Кто устанавливает отсутствие события правонарушения

В идеале, при наличии такого обстоятельства невозможно возбуждение дела об административном правонарушении. На что прямо указывает статья 24.5. КоАП РФ. Но, к сожалению, часто должностные лица “невнимательны”. Или не внимают доводам лица, участвующего в деле, его защитника. 

Если дело было начато, то на любой его стадии оно подлежит прекращению. Хоть по итогам административного расследования, до или после составления протокола об административном правонарушении. Хоть на стадии рассмотрения дела или обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Не только отсутствие факта наличия деяния, которое является административным правонарушением, суд назовет отсутствием события правонарушения. Но и тогда, когда его совершение не удалось установить. Устанавливает событие правонарушения уполномоченный орган государственной власти (ст. 26.1 КоАП РФ). Событие правонарушения должностное лицо описывает в протоколе об административном нарушении. 

Применение на практике

К примеру, судебный пристав начал привлечение к ответственности за неуплату административного штрафа. Государственная информационная система не работала. А квитанцию правонарушитель в суд не принес. Хотя фактически штраф оплатил. Событие административного правонарушения будет отсутствовать. 

Или нарушения в области дорожного движения. Например, статья 12.26. КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Доказательством предъявления такого требования является протокол о направлении на медицинское освидетельствование. Если в материалах дела он отсутствует, оформлен с грубыми нарушениями? Значит, событие административного правонарушения никто не доказал.

Следовательно, и дело подлежит прекращению.

Как отсутствие события административного правонарушения уполномоченный орган обязан квалифицировать действия лица, если на момент совершения нарушения закон, устанавливающий ответственность, еще не вступил в силу.

Источник: https://iskiplus.ru/otsutstvie-sobytiya-administrativnogo-pravonarusheniya/

Установления события административного правонарушения

Среди оснований прекращения административного производства есть отсутствие события административного правонарушения и отсутствие состава правонарушения. И эти понятия не идентичны.

Состав административного правонарушения – совокупность обязательных элементов.

И отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из них позволяет лицу, в отношении которого начато производство, требовать освобождения от административной ответственности.

Таким образом, отсутствие хотя бы одного из элементов (объект, объективная сторона, субъект или субъективная сторона) и есть отсутствие состава административного правонарушения. Каждый элемент конкретного административного правонарушения характеризуют свои особенности. Поэтому при наличии затруднений мы рекомендуем обратиться к дежурному юристу сайта.

Состав административного правонарушения от события отличается следующим. В первом случае (состав) – противоправное деяние было. Но один из обязательных элементов отсутствует. А во втором (событие) – это когда отсутствует сам противоправное деяние. Или факт его наличия уполномоченный орган не доказал.

Установить, что состав административного правонарушения отсутствует, уполномоченное должностное лицо может только в отношении конкретного лица. То есть после установления личности лица, которому вменяется нарушение. И это обстоятельство – безусловное основание для прекращения дела.

Малозначительность административного правонарушения означает, что все элементы состава правонарушения установлены. Но по той причине, что вред (угроза) вреда оказалась незначительной, ответственность не возлагается.

Как показывает практика рассмотрения дел по административным нарушениям, отсутствие состава административного правонарушения нередко приходится доказывать в суде.

Доказать отсутствие события административного правонарушения, значит прекратить разбирательство по делу. Но не всегда органы власти, которые по правилам подведомственности административных дел составляют документы, могут самостоятельно прийти к такому выводу. И заняться прекращением административного производства, а не дальнейшим разбирательством по делу.

Возможно, наша публикация поможет участнику дела об административном правонарушении убедить должностных лиц или суд. Дополнительные нюансы и вопросы можно уточнить у дежурного юриста сайта.

Предлагаем ознакомиться:  Какие дела рассматриваются какими судами

Применение на практике

Отсутствие объекта административного правонарушения, как правило, само по себе не встречается. Потому что каждая статья Особенной части КоАП РФ сгруппирована именно по видам объектов. На которые посягает то или иное нарушение. Поэтому это основание встречается вместе с отсутствием объективной стороны.

Норма статьи КоАП РФ содержит описание и объективной стороны. К примеру, мелкое хулиганство. Для него важно, чтобы человек действовал в общественном месте. А он, к примеру, “хулиганил” в чужой квартире, пусть и с причинением ущерба. Такие действия не свидетельствуют о наличии состава правонарушения мелкое хулиганство и т.п.

Отсутствие субъекта в КоАП РФ означает, что по каким-то причинам он не подлежит ответственности. Это недостижение возраста (16 лет), невменяемость физического лица. Причем не обязательно недееспособность, установленная приговором суда. А именно невозможность на момент совершения правонарушения отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Читайте также:  Как оплачивают больничный: как начисляется, кто оплачивает, в какой срок

Самое популярное, безусловно, средство прекратить дело – доказать отсутствие субъективной стороны. Все сомнения трактуются в пользу лица, которое привлекается к административной ответственности (ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ). Установить вину должен тот, кто составляет протокол об административном правонарушении.

К примеру, судебный пристав начал привлечение к ответственности за неуплату административного штрафа. Государственная информационная система не работала. А квитанцию правонарушитель в суд не принес. Хотя фактически штраф оплатил. Событие административного правонарушения будет отсутствовать.

Или нарушения в области дорожного движения. Например, статья 12.26. КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Доказательством предъявления такого требования является протокол о направлении на медицинское освидетельствование.

Как отсутствие события административного правонарушения уполномоченный орган обязан квалифицировать действия лица, если на момент совершения нарушения закон, устанавливающий ответственность, еще не вступил в силу.

Сен 10, 2019Колосков Дмитрий

Кто устанавливает отсутствие события правонарушения

Административное правонарушение – это виновное противоправное деяние, за которое Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов России установлена административная ответственность. Ни КоАП РФ, ни иные законодательные акты не дают разъяснение, что считать отсутствием события правонарушения. И что такое, в принципе, событие административного правонарушения.

Что такое событие административного правонарушения, что об этом необходимо знать

Исходя из определения административного правонарушения, юристы делают следующий вывод. Отсутствие события административного правонарушения – совершение деяния, ответственность за которое не предусмотрена. В отличие от отсутствия состава административного правонарушения, это не отсутствие какого-то элемента.

В идеале, при наличии такого обстоятельства невозможно возбуждение дела об административном правонарушении. На что прямо указывает статья 24.5. КоАП РФ. Но, к сожалению, часто должностные лица “невнимательны”. Или не внимают доводам лица, участвующего в деле, его защитника.

Если дело было начато, то на любой его стадии оно подлежит прекращению. Хоть по итогам административного расследования, до или после составления протокола об административном правонарушении. Хоть на стадии рассмотрения дела или обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Не только отсутствие факта наличия деяния, которое является административным правонарушением, суд назовет отсутствием события правонарушения. Но и тогда, когда его совершение не удалось установить.

Устанавливает событие правонарушения уполномоченный орган государственной власти (ст. 26.1 КоАП РФ). Событие правонарушения должностное лицо описывает в протоколе об административном нарушении.

Источник: https://neddom.ru/ustanovleniya-sobytiya-administrativnogo-pravonarusheniya/

Административное правонарушение — состав и виды

  • Что включает в себя понятие административного правонарушения, признаки и административная ответственность
  • Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ
  • Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект
  • Событие административного правонарушения — это что?
  • Место совершения административного правонарушения
  • Отличие административного правонарушения от преступления: примеры

Что включает в себя понятие административного правонарушения, признаки и административная ответственность 

Понятиеадминистративного правонарушениясодержится в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Административным правонарушением является деяние, имеющее следующую совокупность характеристик:

  • Противоправность. Предполагается, что посредством совершения деяния были нарушены какие-либо нормы, установленные законом.
  • Виновность. Считается, что действие или бездействие реализовано при наличии вины, выраженной в форме умысла или неосторожности. Таким образом, виновное деяние осуществляется либо умышленно, либо по неосторожности (ст. 2.2 закона № 195-ФЗ).
  • Наказуемость. Предполагается, что административное правонарушение влечет за собой ответственность, предусмотренную положениями закона № 195-ФЗ или нормативно-правовыми актами субъектов РФ. 

Ответственность гражданина за административное правонарушение наступает по достижении им 16 лет.

Если административное правонарушение было совершено лицом старше 16, но младше 18 лет, оно может избежать административной ответственности при применении по отношении к нему положений законодательства о правах несовершеннолетних (ст. 2.3 закона № 195-ФЗ).

По итогам изучения материалов об административном правонарушенииоформляется постановление о назначении наказания или о прекращении процесса.

С учетом сроков решения суда по делам об административных нарушениях могут быть обжалованы в регламентированном законом порядке.

Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ 

Виды административных правонарушений систематизированы в разделе II «Особенная часть» закона № 195-ФЗ. Согласно имеющейся классификации, административное правонарушение может быть отнесено к одной из следующих групп правонарушений:

  • посягающие на права граждан;
  • посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое и общественное состояние;
  • в сфере охраны собственности;
  • в сфере защиты окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • в промышленной, строительной и энергетической сферах;
  • в сельскохозяйственной, ветеринарной сферах, а также в области законодательства о мелиорации земельных ресурсов;
  • в сфере использования транспорта;
  • в области безопасности дорожного движения;
  • в сфере связи и информационных технологий;
  • в области предпринимательства и деятельности СРО;
  • в финансовой и налоговой сферах, в области страхового дела и рынка ценных бумаг;
  • нарушение таможенных правил;
  • посягающие на институты госвласти;
  • в сфере защиты госграницы РФ и обеспечения порядка нахождения на территории страны лиц без гражданства или граждан иной страны;
  • против порядка управления;
  • посягающие на установленный порядок в обществе и безопасность общества.

Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект 

Состав административного правонарушения — это регламентированный законодательными актами комплекс свойств, при обнаружении которых деяние квалифицируется как административное правонарушение. Наличие всех элементов состава представляет собой единственно возможное основание для применения ответственности за административное правонарушение.

Элементами составаправонарушения (т. е. установленными свойствами одного типа) являются:

  • объект — комплекс отношений, установленных в обществе, нормы которого были нарушены в связи с совершением деяния;
  • объективная сторона — характеристики деяния, отвечающие за внешнее выражение административного правонарушения;
  • субъект — лицо (гражданин или организация), совершившее деяние, квалифицируемое как административное правонарушение;
  • субъективная сторона — восприятие субъектом административного правонарушения своей вины, итогов своих деяний. 

Событие административного правонарушения —это что? 

Согласно п. 1 ст. 24.5 закона № 195-ФЗ при отсутствии события административного правонарушения производство по материалам дела не начинается, а уже запущенный процесс разбирательства должен быть прекращен.

Событие административного правонарушения — это реальный факт совершения неким лицом деяния, за которое КоАП РФ предусматривает ответственность. Факт события должен быть зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, так же как и описание места его совершения (п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ).

В дальнейшем такой протокол может быть представлен как источник доказательств по делу об административном правонарушении(п. 2 ст. 26.2 закона № 195-ФЗ). Составленный ненадлежащим образом протокол может быть обжалован.

Место совершения административного правонарушения 

Местом совершения административного правонарушения признается территория, географическая точка:

  • где произошло деяние, нарушающее нормы, установленные КоАП, независимо от места наступления последствий такого нарушения;
  • для нарушения длящегося вида — место обнаружения, пресечения противоправного деяния;
  • в случае выражения нарушения в форме бездействия — место, где должны были быть реализованы предписанные действия или возложенная обязанность (подп. «з» п. 3 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5). 

Материалы дела по такому нарушению рассматриваются по месту его совершения. Дело может изучаться по месту проживания лица, в отношении которого оно возбуждено, если такое лицо подаст соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 29.5 закона №195-ФЗ). 

Отличие административного правонарушения от преступления: примеры 

Преступление — это, как и административное правонарушение, виновное и противоправное деяние.

В отличие от административного проступка оно имеет дополнительные характеристики: опасность для общества и назначение наказания за его совершение исключительно согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 № 63 (п.

1 ст. 14 закона № 63-ФЗ). К уголовной ответственности привлекаются только физические лица.

Некоторые деяния могут иметь все признаки преступления, однако из-за своей незначительности не способны нести опасных последствий для общества, поэтому преступлением не именуются (п. 2 ст. 14 УК РФ).

Примером могут послужить мелкие хищения в форме кражи имущества, принадлежащего иному лицу. Если стоимость украденного таким способом не превышает 1 000 руб., такое деяние квалифицируется как административное правонарушение(примечание к ст. 7.27 закона № 195-ФЗ), если превышает — как преступление.

Таким образом, понятие и состав административного правонарушения регламентированы законом № 195-ФЗ. Указанные признаки административного правонарушения для его квалификации должны присутствовать одновременно.

Административное правонарушение (понятие, признаки, состав) отлично от других видов правонарушений, например уголовных. Однако в зависимости от степени нанесенного вреда одно и то же деяние может быть квалифицировано и как административное правонарушение, и как уголовное.

Источник: https://rusjurist.ru/administrativnye_dela/administrativnye_pravonarusheniya/administrativnoe_pravonarushenie_sostav_i_vidy/

Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

  • Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:
  • Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
  • Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Читайте также:  О штрафе за разную резину на осях в 2020: статья и сумма наказания, оплата

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.

24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице.

Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего.

Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица.

Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч.

Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия.

Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния.

Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения»), и именно в общественных местах (признак «место»).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

  1. Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.
  2. Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.
  3. Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.
  4. 4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-sostav-priznaki

Что должен знать каждый об административной ответственности

Административное правонарушениепротивоправное, виновное действие (бездействие), за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет. За совершенное правонарушение к несовершеннолетним либо их родителям применяют меры наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей.

Несовершеннолетние, совершившие административное правонарушение, подлежат постановке на учет в отделении по делам несовершеннолетних отдела полиции. Об этом извещают родителей, администрацию учебного заведения или предприятия, где учится либо работает подросток.

  • По достижению возраста 14 лет гражданин РФ обязан получить удостоверение личности (паспорт)!
  • Проживание гражданина РФ, достигшего возраста 14 лет, без удостоверения личности гражданина (паспорта), а также проживание без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2500 рублей!
  • Умышленные уничтожение или порча паспорта либо небрежное хранение, повлекшее утрату паспорта, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей.
  • Хищение, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказуемо!
  • Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, – влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 1000 рублей (ч. 1 ст. 7.27 КоАП РФ).

Мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 3000 рублей (ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ).

  1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
  2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), – влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15000 рублей.
  3. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (в том числе не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами) влечет наложение административного штрафа в размере 30000 рублей.
  4. Нарушение установленного федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей, на детских площадках – от 2000 до 3000 тысяч рублей.
  5. Продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетним запрещена!
  6. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, –  влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 рублей!
  7. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо невыполнение законного требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей.
  8. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
Читайте также:  Штраф за парковку в неположенном месте в 2020: размер наказания, как оплачивать

Об ответственности за административные правонарушения читайте в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от (ФЗ от 30.12.2001 N 195-ФЗ )

Источник: http://mp.smoladmin.ru/?p=5880

Отсутствие события административного правонарушения

Данное обстоятельство означает, что не установлено наличие противоправного деяния, то есть факт совершения правонарушения не подтвержден. Отсутствие события административного правонарушения может выражаться в следующем:

— события, послужившего основанием для возбуждения производства, в действительности не было (например, «потерпевший» обнаружил у себя «украденную» вещь).

— событие как таковое было, но явилось результатом действий природных факторов, несчастного случая и т.п.

Отсутствие состава административного правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения означа­ет, что факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из обязательных элементов (признаков) состава административно­го правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъектив­ная сторона.

Наиболее характерным обстоятельством, исключающим производ­ство по делу об административном правонарушении, являются призна­ки, характеризующие физическое лицо как субъекта противоправного деяния. Имеются в виду либо недостижение физическим лицом возрас­та, с которого наступает административная ответственность, либо его невменяемость.

Кодекс Российской Федерации об административных правонару­шениях, в ст. 2.3 (ч.

1) установил возраст, по достижении которого на­ступает административная ответственность: «административной от­ветственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения адмипистративнпго правонарушеiшя возраста шестнадцати лет».

Малолетние, которые в силу своего возраста не способны осознавать опасность совершаемых ими действий (бездействия) или руководить ими, не могут быть признаны субъектами административного правонаруше­ния и не несут административной ответственности за совершенные ими противоправные, виновные деяния.

Известно, что к несовершеннолетним относятся лица до 18 лет — возраст, с которым связано наступление совершеннолетия.

Устанавли­вая возраст административной ответственности с 16 лет, законодатель­ство об административных правонарушениях учитывает, что с достиже­нием такого возраста несовершеннолетний в полной мере способен оце­нивать свое поведение, в том числе и противоправное. Вместе с тем ч. 2 ст. 2.

3 КоАП РФ допускает, что к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совер­шившим административное правонарушение, применяются, как прави­ло, иные, чем к взрослым, меры воздействия — меры, предусмотренные Федеральным законом от 21 мая 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции от 13.10.2009 г.).

Более того, несовершеннолетний правонару­шитель в возрасте от16 до 18 лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о нем, комиссией по делам несовершеннолетних и защи­те их прав может был освобожден от административной ответственно­сти с применением к нему меры воздействия, предусмотренной феде­ральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять меры воздйствия (административные санкции) как имуще­ственного характера, так и в виде направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов здравоохранения.

Применение административных санкций имущественного харак­тера обусловлено наличием у правонарушителя гражданской дееспособности.

Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет обладают ограниченной гражданской дееспособностью — в полном объеме она, как правило, возникает с наступлением совершеннолетия.

Применение иму­щественных административных санкций связано с наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, а также и других доходов, в частности стипендии.

Применение мер воздействия в виде направления несовершенно­летних в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов здравоохранения предусмотрено упомянутым нами Федеральным законом «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Правовыми ос­нованиями направления несовершеннолетнего в специальные учебно­-воспитательные учреждения открытого типа являются: постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключение пcиxoлого-медико-педагогической комиссии, а также согласие несовер­шеннолетних, их родителей или законных представителей.

Кодексом Российской Федерации об административных право­нарушениях предусмотрены следующие обстоятельства, которыми его предписания обусловливают наступление административной ответ­ственности и возможность назначения административных наказаний: момент совершения проступка (ч. 1 ст. 2.

3 КоАП РФ), день соверше­ния административного правонарушения либо, при длящемся проступ­ке, — день его обнаружения (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Момент совершения длящегося административного проступка — деяния, беспрерывно осуществляемого в течение продолжительного времени, — связан с его обнаружением независимо от того, когда было начато противоправное действие (бездействие).

Статьей 2.

8 КоАП РФ (невменяемость) установлено, что не под­лежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руко­водить ими вследствие хронического психического расстройства, вре­менного психического расстройства, слабоумия или иного болезненно­го состояния психики.

  • Понятие невменяемости физического лица определяется двумя критериями, совокупность которых и характеризует это состояние: юри­дического (психологического) и медицинского.
  • Юридический критерий невменяемости включает указание на от­сутствие у лица способности осознавать фактический характер и проти­воправность своих действий или бездействия — это так называемый ин­теллектуальный признак, или руководить ими — волевой признак.
  • Медицинским критерием является либо хроническое психическое расстройство, которое имеет длительное течение и, как правило, неиз­лечимо; либо временное психическое расстройство, которое представ­ляет собой проходящее состояние и заканчивающееся выздоровлением (например, «белая горячка» при патологическом опьянении, реактивные симптоматические состояния или расстройсгва психики, вызванные тяж­кими душевными потрясениями.
  • Дпя признания лица невменяемым необходимо наличие хотя бы одного юридического критерия в сочетании с хотя бы одним признаком критерия медицинского.

Состояние невменяемости должно быть установлено во время совершения правонарушения. Это необходимо принимать во внимание также при длящихся административных правонарушениях. В этом слу­чае необходимо квалифицировать невменяемость в момент установле­ния факта правонарушения.

Состояние невменяемости в качестве юридического факта долж­но быть установлено в результате специального доказывания. Как пра­вило, для этого необходимы экспертные заключения, подтверждающие наличие психической патологии.

В случае подтверждения совершения противоправного деяния в состоянии невменяемости лицо освобождается от применения юриди­ческих санкций.

В отличие от законодательства об административных правонарушениях в Уголовном кодексе Российской Федерации предус­мотрены дополнительные правовые последствия при совершении уго­ловно наказуемого общественно опасного деяния: в этом случае судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера­ — особая разновидность мер государственного принуждения, отличных по своему статусу от видов уголовных наказаний.



Источник: https://infopedia.su/7xabf1.html

Событие административного правонарушения — 4 Мая 2013 — Административный сайт

  • Правонарушение состоит из четырех частей: 
  • 1) объекта правонарушения, 
  • 2) субъекта правонарушения, 
  • 3) объективной стороны правонарушения, 
  • 4) субъективной стороны правонарушения. 

Они же являются признаками правонарушения и должны быть увязаны между собой причинно-следственными связями. Доказательству подлежит каждая из четырех частей как в отдельности, так и в причинно-следственной связи между ними.

Отсутствие одной из составляющих или ее недоказанность или недоказанность между ними причинно-следственной связи не позволяет совершившееся квалифицировать как правонарушение.

1) Что нарушено, или объект правонарушения. В этой части должно быть доказано, что действительно имеется совершение нарушения. К примеру: имеются показания очевидцев, что такая-то машина действительно проехала на красный свет светофора. В наличии имеется проезд на запрещающий сигнал светофора, что является нарушением ПДД.

2) Кто нарушил, или субъект правонарушения. В этой части состава правонарушения должно быть доказано, что действия, квалифицируемые как объект правонарушения, совершены именно тем лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

3) Объективная сторона. Эта часть состава правонарушения является анализом объективных (не зависящих от воли субъекта) зафиксированных в протоколе обстоятельств. Отметим необходимость зафиксировать в протоколе объективные обстоятельства нарушения. (Если нет зафиксированных объективных обстоятельств нарушения, то нечего и анализировать.

) Анализ обстоятельств поясним следующим примером: обоснованное необнаружение в объективных обстоятельствах причин, вынудивших субъект совершить правонарушение, является доказательством, что правонарушение совершено по иным причинам (обстоятельствам), чем причины или обстоятельства, не зависящие от воли субъекта (объективные обстоятельства не являются причиной совершения правонарушения). 

4) Субъективная сторона. В этой части состава правонарушения анализируется личное участие субъекта в совершении правонарушения. Зависело ли совершение или предотвращение правонарушения от воли субъекта. 

Правонарушение считается совершенным по воле субъекта, если совершено субъектом сознательно или по неосторожности. Законодатель предписывает должностному лицу, обнаружившему и усмотревшему «достаточно материала для возбуждения…

дела» в действиях лица, в отношении которого он намеревается составить протокол, подробно описать действия этого лица с учетом обстоятельств, в которых они были совершены, и дает ему формулу — событие (или состав) правонарушения, — по которой и должно быть составлено описание действий лица, в отношении которого составляется протокол.

Обращаем ваше внимание, что перечисление в протоколе нарушенных пунктов ПДД не является описанием ваших действий. Соответственно, не является и событием правонарушения. 

Для того, чтобы уполномоченное лицо могло «всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить обстоятельства каждого дела, разрешить его в соответствии с законом», необходимо ему предоставить максимально объективную картину произошедшего.

Законодатель обязывает должностное лицо порядком составления протокола обеспечить максимально объективную картину произошедшего.

С этой целью законодатель дает перечень участников и обязывает инспектора отразить в протоколе произошедшее с точек зрения всех участников протокола.

Источник: http://pupanov.narod.ru/news/sobytie_administrativnogo_pravonarushenija/2013-05-04-17

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector