О прекращении административных дел: основания завершения производства по коап рф

О прекращении административных дел: основания завершения производства по КоАП РФПерейти из стадии привлечения к административной ответственности в прекращение административного производства – значит, избежать назначения наказания. Этот способ применяют уполномоченные сотрудники органов власти и суд после того, как состоялось возбуждение дела об административном правонарушении. И далее на любой стадии вплоть до рассмотрения. А на стадии обжалования эти обстоятельства станут основанием изменить вынесенное постановление.

В идеале, при наличии хотя бы одного из оснований, при которых следует прекращение административного производства, административное дело не возбуждается. Но, к сожалению, некоторые основания требуют правового обоснования и доказывания. Поэтому в случае затруднений обратитесь к дежурному юристу сайта.

Основания прекращения административного производства

Перечень оснований, исключающих производство и влекущих прекращение дела на любой его стадии устанавливает ст. 24.5 КоАП РФ. Этот перечень закрытый. То есть никакие иные законы и нормативные акты расширить его не могут. Итак, это:

  • отсутствие события административного правонарушения. Событие – это действие или бездействие. Это основание применит уполномоченное лицо, когда какие-либо доказательства факта совершения правонарушения отсутствуют. Что не было действия, которое образует правонарушение. Или бездействия. То есть фактически нарушения не было.
  • отсутствие состава правонарушения. Когда орган власти не доказал наличие всех составляющих правонарушения.
  • недостижение правонарушителем возраста административной ответственности. Он составляет 16 лет.
  • невменяемость гражданина (в т.ч. по решению суда о признании недееспособым).
  • когда нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости. То есть гражданин нарушил закон только потому, что под опасность были поставлены его личность и права, охраняемые законом интересы общества или государства. Наличие такого обстоятельства доказать действительно сложно. Ведь нужно еще доказать, что иных способов устранить опасность не было. А еще, что причиненный вред в результате правонарушения оказался меньше, чем предотвращенный. Это “задачка со звездочкой” не только для рядовых граждан, но и для многих юристов.
  • амнистия, когда акт устраняет применение административного наказания.
  • отмена закона, который устанавливает ответственность за правонарушение (нормы закона). Не применяется, если за такое действие (бездействие) вводится уголовная ответственность. Это реализация принципа – закон, ухудшающий положение лица, не применяется.
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
  • никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного нарушения. Если органы власти уже вынесли по этому факту постановление о возбуждении уголовного дела, начато производство об административном правонарушении, назначено наказание или дело прекращено, то начатое после этих событий дело подлежит прекращению.
  • смерть (ликвидация) правонарушителя.
  • иные обстоятельства, предусмотренные КоАП РФ. Установлены они в отдельных статьях Особенной части. Например, собственник транспортного средства освобождается от ответственности, если докажет, что в момент фиксации видеокамерой правонарушения автомобилем пользовался иной гражданин. Найдите статью, указанную в протоколе об административном правонарушении, и поищите в КоАП, в т.ч. в примечании к статье, есть ли случаи освобождения от ответственности.

Порядок прекращения административного производства до передачи материалов для рассмотрения

Никто не обязан доказывать свою невиновность, а любые сомнения трактуются в пользу предполагаемого нарушителя. Это основной принцип привлечения к административной ответственности. Но, приложить руку к “спасению” себя, все-таки, человек имеет право. Поэтому при наличии одного из вышеуказанных обстоятельств для прекращения производства, письменное ходатайство будет кстати.

Выносят постановление о прекращении административного производства должностные лица органа, в чьем производстве находится дело. Для передачи на рассмотрение материалы не подлежат. Должностное лицо составит протокол о прекращении, который подпишет сам. И предоставит длят подписи лицу, в отношении которого было возбуждено дело. 

Обратите внимание: более за данное событие человек, в отношении которого начиналось дело, к административной ответственности привлекаться не может.

Прекращение производства в процессе рассмотрения материалов

Согласно ст. 29.9. КоАП РФ постановление о прекращение производство по делу органы власти при рассмотрении дела выносят:

  • при наличии одного из обстоятельств, рассмотренных выше. Если их “упустили” из виду до передачи дела.
  • установили малозначительность деяния и вынесли устное замечание. Государство признает, что факт нарушения все-таки был. И за его совершение должен был быть выбран один из видов наказания. Но орган, который рассматривает дело признает, что существенной угрозы охраняемым правоотношениям не возникло. И вот поэтому-то и освобождает лицо от административной ответственности. Такое основание в судебной практике применяется. Но доказать нужно именно отсутствие угрозы. А не тяжелое материальное положение нарушителя, добровольное возмещение вреда и т.п. Последние обстоятельства дадут суду (а именно этот орган обычно применяет малозначительность)  возможность снизить наказание. Но не свидетельствуют о малозначительности нарушения.
  • обнаружены признаки преступления и дело передано для расследования по подведомственности
  • освобождение в соответствии с примечаниями статьи Особенной части КоАП РФ. Это статьи:  6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20. 

Если прекращение административного производства не состоялось, то на данной стадии орган власти вынесет постановление о назначении административного наказания, определение о направлении дела по подведомственности.

Источник: https://iskiplus.ru/prekrashhenie-administrativnogo-proizvodstva/

Прекращение административного дела — Домашний юрист

О прекращении административных дел: основания завершения производства по КоАП РФ

Практически каждый человек хоть раз в своей жизни нарушал те или иные требования российского законодательства.

Некоторые совершали мелкие проступки вполне осознанно, а другие граждане действовали по незнанию, состоянию здоровья, а также из-за сложившихся обстоятельств, которые они не в силах были предотвратить своими действиями.

Любому гражданину РФ будет полезно узнать, на каких основаниях можно говорить о прекращении административного дела по малозначительности и как отстоять свои права в суде в случае непричастности к возникшей неприятной ситуации, в т. ч. при примирении сторон.

Прекращение административного дела

  • Дело по административному правонарушению может быть прекращено только при наличии хотя бы одного основания, указанного в КоАП и КАС РФ.
  • При этом решение о том, наказывать лицо или нет, принимается на стадии возбуждения дела и вынесения определения должностным лицом.
  • В случае, если человек не согласен с постановлением, доказать свою правоту придется через суд: существует определенный механизм подачи ходатайства и требования по содержанию данного документа.
  • Когда прекращаются дела

Важно! Для того, чтобы прекратили разбирательство, обвиняемому достаточно будет привлечь свидетелей правонарушения и доказать отсутствие причинно-следственной связи между наступившим событием и деянием заявителя. Помочь в сборе доказательной базы сможет юрист.

Прекращение уголовного дела

Законом предусмотрены случаи, когда дело по административному правонарушению может быть прекращено. Перечень обстоятельств и основания для того, чтобы следователь мог прекратить или приостановить разбирательство, указан в ст. 28.9 и 24.5 КоАП РФ.

Основания для прекращения дела

В соответствии с положениями ст. 24.5 Кодекса, производство по судебному разбирательству прекращается, если имеет место одно из нижеуказанных обстоятельств:

  • невыявление в ходе следственных мероприятий события правонарушения,
  • отсутствие законодательно установленного состава, предусмотренного для данного рода правонарушений. Сюда входит деяние лицом, не достигшим 18 лет, а также наличие факта психических отклонений у гражданина на момент наступления правонарушения – его невменяемость, повлекшая за собой противоправные действия, либо бездействие,
  • в случае, если у лица не было иного выбора – при крайней необходимости,
  • при наличии амнистии,
  • при изменении положений закона, предусматривающих наказание за данного рода нарушения,
  • при истечении установленных на законодательном уровне сроков исковой давности,
  • в случае смерти виновного лица,
  • если лицо уже амнистировано или осуждено по тому же преступлению при попытке повторного привлечения по делу,
  • прочие случаи, которые устанавливаются на основании законодательных актов.

Человек действовал в силу крайней необходимости

Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон

Под крайней необходимостью понимаются ситуации, при которых согласно ст. 27.7 Кодекса опасность угрожала здоровью и жизни как самого гражданина, так и других людей, либо интересам России и общества. При этом предотвращенный ущерб должен быть меньше, чем причиненный, и иных способов действий не должно было быть в критической ситуации.

Истечение срока давности

В соответствии с перечнем, указанным в ч. 1 ст. 4.5. Кодекса об административных правонарушениях, предусмотрены разные сроки подачи иска.

Так, при нарушениях, связанных с исполнением условий контрактов на предоставление услуг, оказание работ и поставке товаров в пользу государственных органов и муниципалитетов, лимит времени для подачи иска составляет 1 год. Такие правонарушения приводят к дисквалификации виновного лица.

Важно! Общий лимит времени для подачи иска составляет 2 месяца, по окончании которого лицо освобождается от ответственности. В случае, если дело находится на рассмотрении в суде – 3 месяца.

За ряд нарушений установлен срок в 1 год, например, при неисполнении требований законодательства об:

  • экспортном контроле,
  • охране природы,
  • здоровья граждан,
  • о рекламе,
  • авторском праве и т. д.

Двухлетний срок установлен для нарушений, связанных с:

  • нарушениями требований таможенных законодательных актов ЕврАзЭС,
  • прочими нарушениями, связанными с таможней,
  • нарушениями ведения бухгалтерского учета,
  • положениями, указанными в 5.35.1 и 6.1.1 КоАП,
  • правонарушениями в сфере регулирования и законодательства (валютного),
  • неисполнением требований бюджетного законодательства РФ.

Лимит времени, установленный КоАП

3 года установлено за противоправные деяния в сфере:

  • деятельности политических организаций согласно ст. 5.64 и 5.68 КоАП,
  • неисполнения требования закона о банкротстве.

6 лет исковой давности предусмотрено за:

  • нарушения положений 15.27.1 Кодекса – терроризм,
  • неисполнение требований закона о коррупции.

За отсутствием состава

Важно! В данном случае административное дело будет закрыто по причине непричастности гражданина к совершению неправомерного поступка, либо при недостижении им возраста, установленного для ответственности за данный вид преступления – т. е. 18 лет, либо это может быть связано с его невменяемостью.

По малозначительности

Согласно ст. 2.9. КоАП РФ, лицу будет вынесено только замечание в устной форме. Пояснения дал ВАС в Постановлении от 2 июня 2004 г.

№10, согласно которому критерий «малозначительного» выставляется в соответствии с оценкой обстоятельств, которые повлекли за собой нарушение, а именно – отсутствие в вине человека существенного вреда для общества и порядка.

При этом требуется мотивировка принятого решения, а также установлена социальная значимость содеянного. Данное положение применяется крайне редко на практике.

Порядок прекращения административного производства

Ходатайство об ознакомлении с материалами административного дела

Решение о том, чтобы прекратить разбирательство, принимает должностное лицо, ответственное за принятие решения по административному делу, либо судья по одному из известных оснований. При этом выносится соответствующее постановление о том, чтобы прекратить дело, еще на стадии возбуждения, т. е. до передачи в суд.

Обратите внимание! Если дело уже передано судье, то у нарушителя есть право не прекращать действовать и направить в суд документ с просьбой прекратить разбирательство. Необходимо доказать отсутствие вины.

Отсутствие состава преступления

Ходатайство о прекращении административного дела – образец

Документ содержит:

  • наименование судебного органа,
  • данные о заявителе,
  • номер и дату постановления,
  • обоснованную просьбу об отмене решения,
  • подпись, дату и список приложений.

Образец документа можно скачать по ссылке.

Ответчик составляет ходатайство для суда

Постановление о прекращении административного дела

Согласно ст. 28.9, ответственным за прекращение разбирательства является должностное лицо, которое выносит постановление согласно порядку, установленному в ст. 29.10 Кодекса.

Документ содержит следующие сведения:

  • анкетные данные о должностном лице,
  • место и дату заключения,
  • обстоятельства и факты содеянного,
  • ссылку на законодательство,
  • мотивированное решение,
  • срок и порядок его аннулирования.
Читайте также:  Штраф за продажу самогона и самогоноварение: статья и сумма наказания, оплата

Такое постановление направляется в течения одного дня в соответствующую инстанцию.

Таким образом, есть определенные ситуации, при которых виновные действия лица не повлекут за собой наказания, а именно: его малый возраст, особенности психики, отсутствие события деяния, наличие крайней необходимости и прочие основания, которые легко можно доказать судье. Доказывать свою правоту должен уметь каждый человек: если гражданина обвинили незаслуженно в правонарушении, которого он не совершал, у него всегда есть возможность обжаловать постановление в судебном порядке. Для того, чтобы отстоять честное имя, необходимо будет предоставить свидетельские показания и подтверждающие отсутствие вины документы. Для того, чтобы ускорить данный процесс, а именно – составить ходатайство быстро и без ошибок, и передать его в суд, рекомендуется воспользоваться услугами практикующего юриста.

Источник: https://64home.ru/prekrashhenie-administrativnogo-dela.html

Приостановление производства по делу — Юридическая консультация

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 24.

5 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельством, исключающими производство по делу об административном правонарушении, является наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Наличие же по одному и тому же факту совершения противоправного деяния лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ранее возбужденного дела об административном правонарушении не предусмотрено КоАП РФ в качестве основания, исключающего производство по делу, что представляется законодательным пробелом, не согласующимся с общими началами и смыслом процессуального законодательства.

Не предусмотрена КоАП РФ и возможность приостановления производства по делу об административном правонарушении в связи с наличием вышеуказанного обстоятельства.

Вместе с тем дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными в гл. 25 АПК РФ и КоАП РФ (ч. 1 ст. 202 АПК РФ).

Следовательно, ели после принятия арбитражным судом заявления о привлечении к административной ответственности с протоколом об административном правонарушении будет установлен факт нахождения в производстве суда аналогичного дела, арбитражный суд обязан оставить данное заявление без рассмотрения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.

Аналогичная по содержанию норма, содержащаяся в ст. 222 Гражданского процессуального кодекса РФ, не распространяется на рассмотрение дел об административных правонарушениях судами общей юрисдикции, поскольку, как следует из п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.

2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает КоАП РФ.

Сказали спасибо:

Источник: https://pravo.rg.ru/rubrics/question/1448/

ст. 31.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ с ми

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:
1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
____________________________________________________________________

Пункт 2 статьи 31.

7 настоящего Кодекса признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (части 1 и 2) и 54, в той мере, в какой он предполагает прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, если отмена законом административной ответственности за административное правонарушение одновременно сопровождается введением уголовной ответственности за то же деяние — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 года N 20-П.

  • ____________________________________________________________________
    3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;
    4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 настоящего Кодекса;
    5) отмены постановления;
  • 6) вынесения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (пункт дополнительно включен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ).

Комментарий к статье 31.7 КоАП РФ

1. На судью, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, налагается обязанность прекратить исполнение постановления на основании и в пределах комментируемой статьи, так как в ней содержится перечень оснований прекращения исполнения, который не подлежит расширительному толкованию.

В данном случае оформляется постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

При решении вопроса о прекращении исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на основании истечения срока давности исполнения постановлений необходимо руководствоваться тем, что максимальный срок, в течение которого постановление может быть приведено в исполнение, равен одному году со дня его вступления в законную силу, и по истечении одного года со дня вступления постановления в законную силу и при отсутствии обстоятельств, при которых течение срока давности исполнения прерывается, приостанавливается либо продлевается, а исполнение постановления подлежит прекращению.

Кроме того, необходимо учитывать, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 4 ст. 31.7 КоАП РФ по истечении срока давности исполнения постановления, установленного ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, независимо от того, что исполнение не производилось либо было произведено не полностью.

В качестве обстоятельства, прекращающего исполнение постановления, названо объявление лица, привлеченного к ответственности, «в установленном законом порядке умершим». Порядок объявления гражданина умершим регламентируется статьей 45 ГК РФ.

В данной ситуации имеет значение случай объявления гражданина умершим, если в месте его жительства в течение шести месяцев нет сведений о нем, а он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (ч. 1 ст. 45 ГК РФ).

Днем смерти гражданина считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим (ч. 3 ст. 45 ГК РФ).

2. Применительно к делам об административных правонарушениях, входящих в компетенцию арбитражного суда, согласно ст.

327 АПК по заявлению судебного пристава-исполнителя может приостановиться или прекратиться исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (см. комментарий к статье 31.6 КоАП РФ).

Другой комментарий к статье 31.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания в случаях, указанных в п.

1 — 3 комментируемой статьи, соответствует обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, определенным п. 4, 5, 8 ст. 24.5 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Наличие хотя бы одного из указанных обстоятельств в соответствии со ст. 24.5 КоАП влечет прекращение производства по делу.

2. Отмена постановления о назначении административного наказания, а также постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении предусмотрена при вынесении решения по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу в случаях, предусмотренных п. 3 — 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП.

Применительно к делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, арбитражный суд согласно ст.

327 АПК по заявлению судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в порядке, предусмотренном ст. 324 АПК.

Определение арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано.

Исполнительное производство возобновляется по заявлению судебного пристава-исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления.

О возобновлении исполнительного производства выносится определение (см. также п. 1 к ст. 31.5).

Отмена вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу, вынесенных судьей арбитражного суда, возможна при пересмотре в порядке надзора указанных постановлений Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ (см. п. 2 к ст. 30.11).

3. Решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде постановления.

Источник: https://rukoaprf.ru/st-31.7-koap-rf

Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП:

  • 1) отсутствие события административного правонарушения;
  • 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • 3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
  • 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;5) отмена закона, установившего административную ответственность;
  • 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
  • Орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. 

Рассмотрение дела об административном правонарушении.

Это вторая стадия производства по делам об административных правонарушениях. Рассмотрению дела посвящена гл. 29 КоАП РФ.

На ней принимается главный документ дела – постановление о привлечение лица к административной ответственности или освобождение его от нее.

На стадии рассмотрения решаются основные задачи производства – всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, решение его в соответствии с законом, выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

1 этап Подготовка дела к рассмотрению.Предполагает разрешение судом, органом, должностным лицом, получившим протокол и другие материалы дела об админ. правонарушении, ряда вопросов, предусмотренных ст. 29.

1 КоАП:                                                                                                                1) Относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела (гл.

23 КоАП);                                                                                                                                                      2) Имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом (ст. 29.2.

КоАП если является родственником или прямо или косвенно заинтересован в решении дела);                                                                             3) Правильно ли составлены протокол об админ. правонарушении (ст. 28.

2 КоАП) и другие протоколы, а также правильно ли оформлены другие материалы дела;                                                   4) Имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24.5 КоАП отсутствие события, состава админ. правонарушения, крайняя необходимость, амнистия, отмена закона, истечение срока давности, смерть привлекаемого лица и т.д.

Читайте также:  О разделе наследства: каким правом регулируется получение, порядок и условия

);                                                               5) Достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;                       6) Имеются ли ходатайства и отводы.                                                                                                         Как правило, этап подготовки отсутствует в случае ускоренного производства.

Этап подготовки заканчивается принятием определения (ст. 29.4 КоАП) о времени и месте рассмотрения дела, вызове участников производства (ст. 25.1-25.

10 КоАП), об истребовании дополнительных, необходимых материалов по делу, о назначении экспертизы, об отложении рассмотрения дела, о возращении протокола и иных материалов дела в орган, или лицу, которые составили протокол, о передаче протокола и иных материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

                                    Место рассмотрения дела:1) по месту его совершения – общее правило;2) по месту жительства: в отношении несовершеннолетних; по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу;3) по месту нахождения органа, проводившего админ.

расследование; 4) по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств (ч.5 ст. 29.5 КоАП РФ).                     Сроки рассмотрения дел:1) 15-дневный срок — со дня получения материалов дела – общее правило.

2) этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (об этом выносится мотивированное определение).3) не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности подразделений юридического лица, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг — по делам о правонарушении, совершение которого влечет административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности; 4) в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;5) этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (об этом выносится мотивированное определение).6) в пятидневный срок со дня получения материалов дела: по статьям 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ; 7) в день получения протокола об административном правонарушении – по делам о правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение;8) не позднее 48 часов с момента задержания, если лицо подвергнутого административному задержанию.                                  

2 этап Слушание дела.Состоит из подготовки (если дело рассматривается не тем должностным лицом, что составило протокол) и слушанием по существу.

1) объявляется: кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к ответственности;2) устанавливается: факт явки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;3) проверяются: полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 4) выясняется: извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; 5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; 7) выносится определение: об отложении рассмотрения дела в случае необходимости (ст.29.7 КоАП);о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (ст. 29.5 КоАП РФ); 8) заслушиваются: показания лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и эксперта, заключение прокурора;9) исследуются иные доказательства.                                                                                               

3 этап Принятие постановления (решения) по делу. Это результат рассмотрения дела. Выносится постановление (ст.29.9 КоАП) о назначение административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. По ст.

206 АПК выносится решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. В постановлении должны содержаться (ст. 29.

10 КоАП): 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;2) дата и место рассмотрения дела;3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья закона, предусматривающая ответственность за проступок, либо основания прекращения производства по делу;6) мотивированное решение по делу;7) срок и порядок обжалования постановления;8) иные вопросы, указанные в ст. 29.10 КоАП.                                                                                                         Постановление по делу об админ. правонарушении, выявленном с помощью спец. технических средств, выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП.    

4 этап Обнародование постановления (решения), доведение постановления (решения) до сведения привлекаемого к ответственности.Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу: вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, либо высылается указанным лицам в течение 3-х дней со дня вынесения постановления.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение 3-х дней со дня вынесения постановления. ( ст.29.12 КоАП)

Источник: https://studopedia.net/7_21598_prekrashchenie-proizvodstva-po-delu-ob-administrativnom-pravonarushenii-do-peredachi-dela-na-rassmotrenie.html

Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания

Главой 31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены общие положения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 31.7 КоАП РФ безусловными основаниями и обстоятельствами для прекращения исполнения постановления являются:

  • 1) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • 2) отмена или признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
  • 3) смерть лица, привлеченного к административной ответственности, или объявление его в установленном законом порядке умершим;
  • 4) истечение сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 настоящего Кодекса;
  • 5) отмена постановления.

Кроме того, п. 6 ст. 31.7 КоАП РФ предусмотрено прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания в случаях, предусмотренных КоАП РФ, вынесения постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания. Вот такая хитрая «загагулина» в законе.

Например, в гражданском производстве имеют место случаи, когда по инициативе прокуратуры прекращается действие права на управление транспортными средствами и осуществление деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), в порядке ст.

28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в связи с возникновением у водителя заболеваний, ставящих под угрозу безопасность дорожного движения.

Возобновление деятельности, связанной с источником повышенной опасности, например, при алкоголизме, наркомании, токсикомании, допускается только в случае стойкой ремиссии, а также после лечения и снятия с учета, то есть в связи с возникновением обстоятельств для прекращения исполнения решения суда (например, в случае улучшения здоровья, подтвержденного медицинским заключением, в частности, после снятия с учета в медучреждении, куда гражданин (или гражданка) был поставлен в связи с ухудшением здоровья, препятствующим безопасному управлению транспортными средствами).

Что именно имел в виду законодатель, введя норму п. 6 в ст. 31.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и зачем прекращать уже прекращенное исполнение постановления, непонятно и неясно, тем более, что никакой судебной практики по применению этой нормы закона на данный момент не существует, а Верховный Суд РФ до сих пор не дал разъяснение по данному моменту*.

В соответствии со ст. 31.7 КоАП РФ решение о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление о назначении административного наказания, либо лицом, которое в официальном порядке замещает соответствующую должность или исполняет соответствующие обязанности.

Лицо, заинтересованное в разрешении вопроса о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, извещается о месте и времени рассмотрения заявления.

Однако рекомендуем данный момент прямо учесть в своем заявлении. Следует иметь в виду, что неявка заинтересованного лица без уважительных причин не является препятствием для разрешения вопроса, что предусмотрено ч.

2 ст. 31.8 КоАП РФ.

Для реализации своего права на прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания (постановления об административном правонарушении) следует составить соответствующее заявление на имя суда, вынесшего постановление о назначении административного наказания. В заявлении необходимо указать обстоятельства, которые, по-Вашему мнению, являются основаниями для прекращения исполнения постановления.

Решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания должно быть вынесено в виде постановления (ч. 4 ст. 31.8 КоАП РФ). Иных процессуальных (определение, решение) и внепроцессуальных (письма) форм судебных документов КоАП не предусмотрено.

Постановление вступает в силу с момента его вынесения и КоАП РФ не предусмотрен 10-ти-дневный срок для вступления такого постановления в силу, как не предусмотрен и порядок его обжалования.

В случае отказа в удовлетворении заявления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (постановления об административном правонарушении) обжалование постановления о назначении административного наказания (постановления об административном правонарушении) осуществляется в соответствии с гл. 30 КоАП РФ.

* — Верховный Суд РФ вышел из этого двусмысленного положения, указывая по тексту своего постановления, что на момент рассмотрения надзорной жалобы постановление мирового судьи не исполнено, а в резолютивной части — об отсутствии (события) состава (см. ниже — постановления ВС РФ)

В настоящее время вопрос прекращения исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст.ст. 12.8 и 12.27 часть 3 КоАП РФ, приобрел особую актуальность, в связи с тем, что подавляющее большинство судов идет навстречу лицам, обратившимся с такого рода заявлениями в суд.

С другой стороны, ряд «особо продвинутых» судей отказывают в удовлетворении соответствующих заявлений граждан, основываясь на собственном толковании закона, и фактически, пренебрегая нормами КоАП РФ, выносят определения об отказе в удовлетворении заявлений граждан или даже отписываются письмами, заставляют обращаться граждан в порядке надзора в вышестоящие суды с обжалованием постановлений о назначении административных наказаний, или неправомерно заставляя граждан выжидать 10-ти-дневный срок, который, по их мнению, необходим для вступления постановления в силу, и прочее, продлевая, тем самым, себе удовольствие от своих неправомерных действий. Вот вам реальное подтверждение «законности и правосудия» российской судебной системы.

Источник: http://market-mg.narod.ru/osv_prekrascheniye_ispolneniya.htm

Прекращение производства по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 12.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях

В настоящей публикации хочу рассмотреть одно постановление Верховного Суда РФ, вынесенное 26 февраля 2019 года по делу № 5-АД19-9. 

Данное постановление привлекло к себе внимание  достаточно распространенной ситуацией, имеющей место в зимний период, а потому, оно может быть интересно как коллегам, при осуществлении защиты по делам со схожими обстоятельствами, так и водителям. 

Итак, водитель был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.

2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть). Наказание за совершение данного правонарушения либо штраф в размере 5 000 тысяч рублей, либо лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

По мнению инспектора ДПС, изложенному им в протоколе об административном правонарушении, водитель управлял автомобилем с государственными регистрационными знаками оборудованными с применением материала, препятствующего их идентификации. При этом, инспектор ДПС не удосужился отразить в протоколе сведения об этом самом материале.

Читайте также:  Постановления об отказе в возбуждении уголовных дел: образец, как обжаловать

Вам интересно знать какой именно материал, препятствующий идентификации номера автомобиля, был нанесен на него в рассматриваемом случае?

Этим материалом являлся СНЕГ!

При всем при этом, снег закрывал не весь номер, что могло бы косвенно свидетельствовать об уловке водителя, а только его первую букву.

Наряду с первой буквой номера, частично снегом были покрыты передний бампер и фары автомобиля, что также говорило о естественных причинах образования снежного загрязнения как на номере автомобиля, так и на переднем бампере и фарах.

Эти обстоятельства, подтверждались имеющимися в материалах дела фотографиями автомобиля, сделанными на момент составления протокола об административном правонарушении.

Водитель с протоколом не согласился и пояснял, как при его составлении, так и при рассмотрении дела судебными инстанциями, что он никаких материалов на государственный регистрационный знак автомобиля не наносил, а загрязнение из снега на нем образовалось в процессе движения. 

Мировой судья, с которым согласились вышестоящие судебные инстанции, признал водителя виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 12.

2 КОАП РФ и назначил ему наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 месяц.

Ходатайства о вызове для допроса инспектора ДПС, оформившего протокол и производстве экспертизы были оставлены без удовлетворения со ссылкой на достаточное количество доказательств в материалах дела для его рассмотрения. 

ВС РФ, не согласился с нижестоящим судебными инстанциями, отменил их решения и прекратил производство по делу по следующим основаниям.

Во-первых, с субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное частью 2 ст. 12.2 КОАП РФ, характеризуется умышленной формой вины. 

Из фотоматериала, имеющегося в деле следовало, что государственные регистрационные знаки были установлены на предусмотренных для этого местах и они не были оборудованы какими-либо материалами.

Вполне логично, что в процессе движения на автомобиле в зимнее время, снег естественным образом может закрыть часть номера, либо весь номер, но ведь водитель не виноват в этом. Тем более, снег не препятствует идентификации номера, а просто делает его всего лишь нечитаемым, что легко устраняется простым движением руки.

ВС РФ посчитал, что исходя из вышеизложенных обстоятельств, действия водителя образуют правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 12.2 КОАП РФ (управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи).

Переквалифицировать действия водителя с части 2 на часть 1 ст. 12.2 КОАП РФ, ВС РФ не смог, т.к. постановление мирового судьи уже было исполнено.

Во-вторых, судами были допущены нарушения требований о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела по существу, а также о непосредственности исследования доказательств, выразившиеся, как мной указывалось выше, в отклонении ходатайств водителя о вызове и допросе инспектора, а также назначении экспертизы номера. 

Источник: https://pravorub.ru/articles/86036.html

Ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении

  • Кто имеет право обращаться с ходатайством по делу об административном правонарушении?
  • Составление ходатайства о прекращении дела об административном правонарушении
  • Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении
  • Приложения к ходатайству
  • Представление ходатайства в суд
  • Рассмотрение ходатайства
  • Решение суда по факту рассмотрения ходатайства

Кто имеет право обращаться с ходатайством по делу об административном правонарушении?

Правом обращаться с ходатайством к судье, должностному лицу или в компетентный орган наделены участники процесса (п. 1 ст. 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ).

К участникам процесса, имеющим право заявлять ходатайства, относятся:

  • лица, в отношении которых ведется указанное производство;
  • потерпевший по делу;
  • законные представители граждан и организаций, являющихся сторонами по делу;
  • защитники и представители сторон;
  • уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Органы и должностные лица, оформившие протокол об административном правонарушении, не считаются участниками дела, а поэтому не наделены правом заявлять ходатайства, а также оспаривать определения и постановления в суде (п. 10 постановления пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5).

Составление ходатайства о прекращении дела об административном правонарушении

По общему правилу, ходатайство в процессе по делу об административном правонарушении должно быть составлено в письменной форме (п. 2 ст. 24.4 КоАП). В остальном требования к содержанию и оформлению такого документа законодательством не регламентированы.

При составлении ходатайства о прекращении дела в рамках КоАП можно придерживаться следующей структуры:

  • Наименование суда, имя судьи, которому адресуется ходатайство, адрес суда.
  • Имя ходатайствующего лица, его паспортные данные, адрес проживания/пребывания, процессуальная роль.
  • Указание на реквизиты дела (номер, дата), описание предмета спора.
  • Приведение доводов ходатайствующего лица, указывающих на необходимость прекращения дела со ссылками на конкретные нормы закона и материалы дела.

При обосновании своего мнения лицо может использовать положения не только КоАП, но и Конституции РФ и других законов — в зависимости от вида правонарушения, постановлений пленума Верховного суда РФ, примеров из судебной практики и т. д.

Данная часть ходатайства о прекращении дела обычно бывает очень объемной, до нескольких листов.

Следует уделить большое внимание обоснованию своей позиции по делу, подробно и последовательно изложить весь ход произошедших событий (особенно процессуальных действий).

  • Четко сформулированная просьба к суду, например, «прошу прекратить производство по делу…», «прошу признать мое право на реабилитацию в связи с…», «прошу исключить из материалов дела протокол…» и т. д.
  • Список приложений.
  • Дата составления документа.
  • Подпись ходатайствующего лица.

Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении

При составлении ходатайства о завершении производства по делу имеющиеся у ходатайствующего лица доказательства должны подтвердить одно или несколько оснований, по которым дело либо не может быть начато, либо должно быть завершено.

Производство по делу будет прекращено в перечисленных случаях (п. 1.1 ст. 29.9 КоАП):

  • выявление хотя бы одного из предусмотренных ст. 24.5 КоАП обстоятельств;
  • объявление замечания в устной форме согласно ст. 2.9 КоАП;
  • переход дела в органы прокуратуры, предварительного следствия или дознания, если в действии (бездействии) лица будут усмотрены признаки преступления;
  • при освобождении лица от ответственности, регламентированной КоАП, за правонарушения, предусмотренные ст. 6.8–6.9, 14.32, ч. 2 ст. 16.2, ч. 3 ст. 20.20 указанного кодекса.

Производство по делу в рамках КоАП может быть прекращено при следующих обстоятельствах:

  • событие или состав правонарушения по КоАП отсутствует;
  • лицо руководствовалось в своих действиях состоянием крайней необходимости;
  • был издан соответствующий акт об амнистии;
  • был отменен закон, предусматривающий указанный вид ответственности;
  • истек срок давности по привлечению к указанному виду ответственности;
  • по указанному факту совершения правонарушения лицом, в отношении которого имеется дело об административном правонарушении, изданы судебные акты (о применении наказания по КоАП, прекращении дела или постановления по делу в рамках уголовного законодательства);
  • смерть гражданина, в отношении которого имеется производство по КоАП;
  • иные обстоятельства (п. 1 ст. 24.5 КоАП).

Приложения к ходатайству

Поскольку информация, изложенная в ходатайстве о прекращении производства по делу, должна быть подробной и обоснованной, в качестве подтверждения фактических обстоятельств дела желательно приложить оригиналы или заверенные надлежащим образом копии документов.

В зависимости от вида административного правонарушения это могут быть: справки о техосмотре транспортного средства, медицинские справки, фотографии, образцы судебных актов по аналогичным делам и т. д.

При участии в деле представителя по доверенности к ходатайству должна быть приложена копия такой доверенности. О правилах составления доверенности от имени юрлица читайте в статье Доверенность на представление интересов организации — образец.

Представление ходатайства в суд

Ходатайство может быть подано на любом этапе административного процесса до рассмотрения судом дела по существу.

Ходатайство может быть представлено:

  • непосредственно судье, рассматривающему дело (даже если обращение к судье было в судебном заседании, его всё равно следует, в соответствии с требованиями закона, оформлять письменно, чтобы оно было приобщено к делу впоследствии);
  • через канцелярию суда — необходимо, чтобы специалист, занимающийся приемом документов, поставил отметку о принятии ходатайства на экземпляре заявителя с указанием даты и времени принятия, имени и должности принявшего, а также свою подпись;
  • посредством почтового отправления с описью вложения и извещением о вручении — нежелательный вариант и рекомендуется к использованию в исключительных случаях, т. к. письмо может задержаться в пути и прибыть в место назначения, когда решение по делу уже будет принято; ходатайство не может отменить принятого решения, соответственно, потеряет свой смысл.

Подается ходатайство тому судье, должностному лицу или органу, у которого в производстве соответствующее дело находится в данный момент.

Если материалы по делу в момент представления ходатайства находятся в процессе пересылки из одного органа в другой (например, было представлено ходатайство о рассмотрении дела по месту проживания), то ходатайство следует заявлять уже в новый орган. К самому ходатайству нужно приложить документ, подтверждающий отправку материалов дела между органами.

Рассмотрение ходатайства

Ходатайство о прекращении дела, по общему правилу, должно быть рассмотрено незамедлительно после его представления судье или компетентному должностному лицу (п. 2 ст. 24.4 КоАП).

Решение об удовлетворении ходатайства или отказе в этом принимается сразу же после изучения заявленного ходатайства.

Дополнительно заявителю могут быть заданы уточняющие вопросы, но переносить рассмотрение ходатайства на более поздний срок (например, на конец заседания или вообще на другую дату) недопустимо.

Ходатайства, принятые через канцелярию суда или приемную должностного лица, должны быть рассмотрены в сроки, установленные инструкцией по делопроизводству, принятой для данного суда или органа (например, п. 2.7, п. 2.

9 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом ВС РФ от 29.04.2003 № 36).

Стандартно принятое с утра ходатайство рассматривается до окончания того же дня, а рассмотрение принятого во второй половине дня документа должно быть произведено до конца следующего за днем принятия рабочего дня.

Решение суда по факту рассмотрения ходатайства

Если принимается решение об отказе в удовлетворении ходатайства, то оформляется соответствующее определение. Оно должно быть составлено с учетом требований законодательства и содержать следующую информацию (п. 1 ст. 29.12 КоАП):

  • название органа, имя судьи или компетентного лица, вынесшего определение;
  • дата и место изучения ходатайства;
  • информация о ходатайствующем лице или лице, в отношении которого ведется производство по делу;
  • сущность ходатайства;
  • выявленные при изучении ходатайства обстоятельства;
  • вынесенное решение.

Об удовлетворении ходатайства обычно сообщается устно, т. к. составление какого-либо документа в этом случае законом не регламентировано. Обычно в самом документе ставится резолюция судьи или должностного лица, а также указанный факт заносится в протокол.

Важным правовым последствием удовлетворения ходатайства является выполнение содержащейся в нём просьбы.

В завершение производства по делу о нарушении норм административного законодательства судом выносится постановление соответствующего содержания.

Итак, ходатайство о завершении производства по делу о правонарушении, предусмотренном КоАП, может быть подано кем-либо из участников дела на любом этапе производства до рассмотрения дела по существу и принятия решения.

Содержание указанного ходатайства законом не регламентировано, однако оно должно отвечать основному предназначению такого документа — убедить суд или компетентное должностное лицо в необходимости завершить производство на законных основаниях.

Если перспективы прекратить дело не усматривается, можно попробовать обратиться с ходатайством о снижении штрафных санкций (см. статью Составляем ходатайство о снижении штрафных санкций)

Источник: https://rusjurist.ru/administrativnye_dela/hodatajstva/hodatajstvo_o_prekrawenii_dela_ob_administrativnom_pravonarushenii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector