На сегодняшний день достаточно часто и практически систематично нарушается закон.
И разнообразие этих нарушений удивляет и в то же время поражает. Некоторые проступки можно искупить штрафом, другие временным заключением и, несомненно, каждое из этих наказаний что-то оставляет в голове и сознании оступившегося человека и нарушившего закон.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-85. Это быстро и бесплатно!
Скрыть содержание
Основная информация
Только подумайте, что какой-то ваш необдуманный поступок может привести к плачевным последствиям. Но закон — это наша опора и надежда на светлое будущее. И, несомненно, нарушителей его правил нужно наказывать.
Существует огромное количество наказаний административного характера, и об одном из них мы сегодня поговорим, а именно о конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Орудие совершения
Такого рода орудием считается определенного рода вещь, которая стала причиной ущерба (имущественного) частноправовым и публичным интересам занимающихся охраной права.
- Для того чтобы проступок считался действительно незаконным для начала необходимо доказать что именно этой вещью был причинен ущерб и которая находится непосредственно на каких-либо законных основаниях или в собственности человека против которого заведено дело и которого обвиняют в совершении не законного поступка.
- К такого рода орудиям относятся: как морские суда, так и летательный транспорт, оружие и пр.
Стоит отметить, что орудие, которым было совершено противоправное действие может быть только конфисковано. Исключительным моментом является то, что если преступление было совершено оружием, которое в дальнейшем может послужить причиной явного правонарушения (административного).
То есть это определенная вещь, или их может быть несколько, которые находятся в собственности у правонарушителя и купленные для незаконного оборота, или определенного характера вещь относительно которой человек производит правомочия владения, распоряжения или пользования.
Это могут биологические водные ресурсы, которые были добыты незаконно, которые характеризуются с определенным объектом имущества. К примеру, таким орудием является охотничье ружье.
- На это имеют право как федеральные службы, так и их представители.
- Но у вас, как у правонарушителя, могут забрать вашу собственность только после того, как такого рода решение вынесет суд и назначит вам наказание за ваше действие.
- Обычно административная конфискация производится на определенный период, а какой именно срок, будет изложено далее в данной статье.
Но вы должны помнить, что никто не может забрать у вас вашу личную вещь без решения суда и безвозвратно. Так же правила, которые были установлены законодательством (цивилистическим), а также ГК не подходят для того чтобы регламентировать имущественные публичные отношения.
А так же не предназначены для произведения, какого-либо рода изъятия и санкций относительно имущества в общих государственных целях. Данного рода наказание может быть рассмотрено и назначено исключительно судебными органами, об этом говорит Конституция нашей страны.
А так же объектами конфискационных действий являются как отдельная вещь, так и их совокупность, с помощью которых нарушались правовые пункты. Так же стоит отметить, что данное наказание и порядок его исполнения указаны в статье 3.7. КоАП РФ.
Читайте полностью статью КоАП РФ 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Лица, к которым не применяется
Данного рода наказание не может, применяться к людям, которые ведут особенный образ жизнедеятельности, или к тем, кто проживает исключительно, в отдельно находящихся районах нашей страны.
К таким регионам к примеру относится Крайний Север.
Так же нельзя изъять орудие, которое является основным доходом для жизни человека. К примеру, это может быть огнестрельное оружие, предназначенное для охоты или подводного рыболовства.
Законом разрешена такая деятельность, так как есть местности, в которых нет другого способа себя прокормить.
Следовательно, если с помощью данного орудия было совершено правовое нарушение, то такой человек просто «отделается» штрафом без конфискации.
Если вы столкнулись с подобной ситуацией, то вам просто необходимо знать о последствиях, которые вас ожидают после принятия решения непосредственно судовыми органами.
В общем после того как ваше дело рассмотрели и итоговый результат оказался отнюдь не в вашу пользу, то в таком случае у вас конфискуют на определенный срок орудие. Но если это было оружие, тогда вместе с патронами его заберут и привлекут к выполнению наказания органы полиции.
Если правонарушение имело место в области дела таможни, тогда данным вопросом будут заниматься представители таможни. Но это бывает очень редко. Можно сказать даже, что это своеобразное исключение из правил.
Так же стоит отметить, что бывают случаи, когда предмет конфискуют навсегда, эта особенность имеет право на существование в тех ситуациях, когда проступок был слишком велик, тогда вашу вещь направляют в органы правительства страны иными словами ее продают, а выручка идет на благо государства. Но, это в редких случаях, в основном такие предметы конфискации утилизируют.
Случай применения
Ситуация: Обращается женщина по имени А.
В квартире, где проживает ее семья, прописана сестра мужа по имени К., на которую оформлен кредит и который она не выплачивает.
Но, не смотря на свою прописку, проживает она в другом месте и в данной квартире несколько лет не появляется, да и вообще родственники не знают ее местонахождения.
Но, тем не менее, требования относительно кредита взявшего сестрой К., предъявляют семье гражданки А.,
То есть исполнительная служба вынуждает оплатить кредит, который за значительный промежуток времени вырос до значительных размеров, и угрожают тем, что конфискуют имущество, где прописана гражданка К. Имеют ли они на это право?
Ответ: данного рода требования не могут быть предъявлены к гражданке А., так как это попросту является незаконным, конечно же, только если один из членов ее семьи, которые прописаны в квартире, не является поручителями гражданки К., так как в этом случае суд имеет право заставить оплатить ее кредит.
Тем более подобного рода требования вам могут присылать только судебные органы, а не исполнительная служба. Более того, представители этой самой службы должны самолично разыскать гражданку К. и предъявить требования именно к ней.
Несомненно, конфискация орудия совершения административного правонарушения является своеобразным «кнутом, « который как никто лучше учит нарушителя закона придерживаться всем правилам, которые устанавливает государство. В особенности, когда на конфискованную вещь вы зарабатывали годами тяжелого труда, а из-за своей оплошности потеряли.
- С другой стороны может и правильно, что такой пункт наказания существует в нашей Конституции, так как нет сто процентной уверенности в том, что человек не повторит в следующий раз подобного рода преступление.
- Конфискация это своеобразная «памятка» тех, кто столкнулся с подобного рода наказанием, и который ни один раз подумает, прежде чем совершить подобный или иной проступок.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 288-16-85 (Москва)
Это быстро и бесплатно!
Источник: https://urist.expert/nakazanie/konfiskatsiya.html
информационный портал, освещающий основные вопросы на тему административного и гражданского права
Одним из наказаний за совершение противозаконного действия является конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Рассмотрим подробнее, что из себя представляет данное наказание, в каких случаях оно применяется и какие проблемы может сулить.
Содержание
- Что такое конфискация орудия совершения правонарушения?
- Пример конфискации
- Случаи, когда орудие не может быть конфисковано
- Особые правила для алкогольной продукции
Что такое конфискация орудия или предмета совершения правонарушения?
Конфискация орудия совершения административного правонарушение предусматривается статьей 3.7. КоАП РФ. Сам процесс представляет собой безвозвратную передачу в собственность государства данного орудия или предмета правонарушения. К таким вещам закон относит предметы, которые правонарушитель использует непосредственно для совершения преступления.
Следует иметь ввиду, что данная мера наказания может быть применена в том случае, если владелец не имеет законных прав или документов на пользование орудием или предметом.
Стоит отметить, что конфискация назначается только судьей, и применяется как дополнительная мера наказания. То есть, понести наказание только лишь изъятием оборудования не выйдет.
Пример конфискации:
Некий Иванов занимается незаконным производством продукции. У него нет никаких документов на владение оборудованием, на котором он ее изготавливает. В данном случае оно может быть изъято по статье 3.7 КоАП РФ в качестве дополнительного наказания. Кроме того, к Иванову будет применено основное наказание, которое будет назначаться судьей.
Рассмотрим другой пример: у Иванова есть документы, которые подтверждают его право на владение оборудованием, однако разрешения на производство продукции у него нет. В таком случае Иванову будет назначена основная мера наказания, при этом оборудование конфисковано не будет.
Случаи, когда орудие не может быть конфисковано:
Не во всех случаях орудие совершения правонарушения может быть конфисковано. К таким относятся следующие:
- Предмет совершения правонарушения является основным и единственным источником дохода собственника. При этом правонарушитель должен доказать, что предмет совершения проступка представляет собой единственное средство дохода.
Данную ремарку можно применить к жителям Крайнего Севера, отличающегося суровыми условиями и отсутствием разнообразия способов получения средств. Если правонарушитель промышляет охотой в качестве основной деятельности и у него имеется разрешение на пользование оружием, судья не сможет конфисковать у него ружье - Если орудие в соответствии с предписаниями федерального закона надлежит возвратить собственнику. В таком случае происходит не конфискация государством, а возвращение предмета законному обладателю
- В случаях, предписанных законом, орудие совершения правонарушения может быть уничтожено, а не конфисковано
Что касается алкоголя…
Особые правила распространяются на незаконное производство и распространение алкогольной продукции.
В целях пресечения подобных правонарушений в законе прописан специальный пункт, по которому должен быть конфискован этиловый спирт и алкогольная продукция, если у производителя отсутствует необходимые разрешения и лицензии.
Следует помнить, что конфискованные предметы переходят в полную бессрочную собственность государства, а, следовательно, возвращены прежнему «обладателю» не будут. Закон оставляет за собой право использовать данный предмет, реализовать его в денежный эквивалент или же уничтожить.
Комментариев нет, будьте первым!
Добавить комментарий
Источник: https://lawonline24.ru/publications/konfiskacija-orudija-sovershenija-ili-predmeta-administrativnogo-pravonarushenija/
Что такое конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения?
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является дополнительным видом санкций, которая может применяться к правонарушителю одновременно с взысканием штрафа, либо назначением обязательных работ или ареста. В ходе конфискации происходит безвозмездное и безвозвратное изъятие вещей, объектов и предметов, указанных в постановлении суда.
Что это такое
Конфискационные меры применяются в отношении лица, признанного виновным в совершении административного проступка. Суть указанной санкции заключается в следующем:
- при разбирательстве дела устанавливается, что являлось предметом противоправных действий, и какие средства использовал правонарушитель для достижения своих целей;
- если в статье КоАП РФ, по которой происходит привлечение к ответственности, указана возможность конфискации, суд может применить ее в качестве дополнительной меры наказания;
- конфискация заключается в принудительном изъятии у правонарушителя конфискованных предметов и орудий, после чего имущество обращается в федеральную или региональную собственность, либо уничтожается.
Правила назначения указанного вида санкций регламентированы статьей 3.7 КоАП РФ. Она может применяться к любым категориям правонарушителей (граждане, должностные лица, предприятия). Исключение составляют случаи, когда происходит изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, иных орудий охоты и рыболовства, если для нарушителя указанные промыслы являются единственным источником к существованию.
Конфискация проходит безвозвратно – даже после истечения срока наказания за административный проступок правонарушитель не сможет вернуть изъятое имущество.
Оно обращается в федеральную или государственную собственность, а предыдущему владельцу не возмещается стоимость вещей и предметов.
Исключение составляют случаи, когда орудие для совершения противоправных действий было взято правонарушителем у законного владельца.
Такие предметы и вещи возвращаются надлежащему собственнику после завершения административного дела, даже если были изъяты при выявлении проступка.
Как назначается конфискация
По правилам статьи 3.7 КоАП РФ, конфискация может быть назначена только судом при рассмотрении административного материала. Поэтому изъятие предмета и орудий в момент обнаружения или пресечения противоправной деятельности будет носить временный характер – пока суд не назначит санкцию в виде конфискации, правонарушитель будет считаться собственником имущества.
Процедура назначения указанной санкции выглядит следующим образом:
- по факту выявления правонарушения составляется процессуальный протокол – в содержании этого документа не только описываются все обстоятельства проступка, но и перечисляются предметы и орудия, обнаруженные у нарушителя;
- если обнаруженные вещи и предметы изымаются у нарушителя, составляет процессуальный акт – в этом документе описываются характеристики предметов, их отличительные признаки, количество, качественные показатели;
- изъятые предметы находятся на ответственном хранении у должностного лица или органа, составившего протокол;
- административный материал направляется в суд для рассмотрения дела по существу;
- при рассмотрении дела предмет и орудие совершения проступка рассматриваются как вещественное доказательство – суд может провести осмотр имущества, либо ограничиться исследованием протокола или акта об изъятии;
- если в содержании статьи Особенной части КоАП РФ содержится санкция в виде конфискации, суд может, но не обязан, применить ее.
Скачать образец протокола об административном правонарушении
Скачать образец протокола об изъятии вещей и документов
При рассмотрении дела необходимо определить, относятся ли вещи к предмету и орудию совершения правонарушения. Предметом признаются вещи, материальные и биологические ресурсы, иные объекты, на которые был направлен умысел правонарушителя. Наиболее характерные примеры конфискации предмета правонарушения связаны с незаконной добычей водных биологических ресурсов.
Например, при назначении наказания за браконьерство, конфискации подлежит весь улов правонарушителя – он является предметом противоправных действий.
Орудия совершения правонарушения помогают виновному лицу реализовать свой умысел.
В рассмотренном выше примере орудием совершения будет признаны рыболовные снасти, удочки, специальные приспособления, лодки и т.д.
Если для противоправной добычи рыбы правонарушитель использовал чужое снаряжение, оно будет возвращено законному владельцу, хотя предмет браконьерства все равно подлежит конфискации.
Стоимостные, количественные и качественные характеристик не влияют на назначение санкции. В равной степени подлежит принудительному изъятию малоценные предметы и орудия, либо дорогостоящее оборудование и вещи.
Не подлежит конфискации имущество, изъятое из оборота на территории РФ, либо находившееся в незаконном владении правонарушителя. Такие вещи и предметы будут изъяты у правонарушителя по следующим правилам:
- если имущество официально изъято из оборота – оно обращается в собственность государства или уничтожается без дополнительного решения о конфискации;
- если вещи и предметы находились у правонарушителя в незаконном владении – они возвращаются законному собственнику по акту, либо передаются в собственность государства (если от собственника не поступит заявление о возврате);
- если имущество принадлежит лицу, не привлеченному к ответственности, конфискация не применяется – исключение из этого правила действует только для правонарушений в сфере таможенного дела.
Нужно учитывать, что конфискация допускается даже в случае прекращения административного дела (например, при малозначительности проступка суд может освободить нарушителя от наказания, обязав конфисковать предмет и/или орудие совершения).
Конфискация не может применяться, если на момент вынесения судебного акта имущество фактически выбыло из владения правонарушителя – было возвращено законному владельцу, не принадлежит виновному лицу или было уничтожено. Такие факты должны быть подтверждены документально и отражаются в судебном акте.
Как исполняется
Судебное постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование, либо сразу после принятия решение по жалобе.
В течение трех рабочих дней после вступления в силу, постановление направляется в адрес службы ФССП, которая будет заниматься исполнением решения о конфискации.
Если имущество не было изъято у правонарушителя при составлении протокола, процедура конфискации будет проходить следующим образом:
- возбуждается исполнительное производство, о чем должностное лицо ФССП издает постановление;
- в постановлении будет указан срок для добровольного исполнения решения о конфискации, а сам документ направляется в адрес правонарушителя;
- если имущество не передано в добровольном порядке, приставы проводят принудительное изъятие по акту.
Любые попытки сокрыть или продать имущество, либо иным образом уклониться от передачи вещей и предметов, рассматриваются как нарушение порядка исполнения административных санкций. По данному факту судебными приставами составляется протокол, а виновное лицо будет привлечено к дополнительной административной ответственности в виде штрафа или ареста.
Если на момент конфискации вещи и предметы уже не существуют в натуре, составляется акт о невозможности исполнения. Это относится к скоропортящимся и иным аналогичным продуктам.
После фактического изъятия имущества принимается решение о передаче его в федеральную или региональную собственность, либо об уничтожении.
Например, будет уничтожено имущество, не представляющее материальной ценности, либо утратившее свое функциональное назначение.
После фактического исполнения конфискации, приставы выдают правонарушителю акт об изъятии. Одновременно направляется уведомление в адрес суда о фактическом исполнении санкции.
Если после изъятия имущества правонарушитель добьется отмены постановления суда, предмета и вещи будут возвращены ему в натуре, либо будет выплачена компенсация в денежной форме по рыночным ценам.
Источник: https://adm-pravo.ru/otvetstvennost/nakazanie/konfiskaciya-orudiya/
Конфискация орудия или предмета административного правонарушения
Определение 1
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет принудительное безвозмездное обращение не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность (либо собственность субъекта РФ).
В данном случае применению также подлежат нормы ч. 3 ст. 3.3 КоАП, на основании которых, конфискацией признается дополнительное наказание, которое может назначаться одновременно с основным наказанием.
Замечание 1
Конфискацию назначает судья.
Необходимо отметить, что конфискация таких предметов, как охотничье оружие, боевые припасы и иные разрешенные законом предметы охоты или рыболовства, не применяется к тем лицам, для которых охота или рыболовство представляют основной законный источник существования.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, тех орудий или предметов, которые:
- в соответствии с федеральным законом подлежат возвращению во владение законного собственника;
- изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении лица, совершившего административный проступок, по определенным причинам и основаниям должны быть обращены в собственность государства либо уничтожены.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Особенности конфискации при административном правонарушении
Соответственно ст.ст. 3.2, 3.
7 КоАП конфискация представляет вид административного наказания и может применяться судьей в процессе принятия решения по поводу привлечения обвиняемого лица к административной ответственности и назначения наказания исключительно в том случае, когда конкретный вид административного наказания предусматривает санкция соответствующей статьи (часть статьи) Особенной части административного кодекса.
В процессе применения административного наказания в виде конфискации необходимо принимать во внимание положения ч. 4 ст. 3.7 КоАП.
В данной статье указано, что конфискация рассматриваемых предметов и орудий административного правонарушения не применяется в случаях, когда такие предметы принадлежат лицу на праве собственности, лицо не привлечено к административной ответственности за конкретное деяние и не признано виновным в его совершении в судебном порядке. Исключение составляют случаи нарушения таможенных правил, которые предусмотрены в гл. 16 КоАП.
Следует отметить, что конфискация предметов на основании норм ч. 3 ст. 3.7 КоАП у лиц, владеющих конкретным имуществом на законных основаниях (к примеру, на основании договора аренды), только на основании того, что его использование происходит с нарушением законодательно установленных требований, не допускается.
Исключение из указанного правила представляют случаи, которые прямо предусмотрены законодательством. Например, в ч. 1 ст. 25 N 171-ФЗ предусмотрено, что для пресечения незаконного производства и оборота такой продукции, как спирт этиловый, алкогольная и иная спиртосодержащая продукция, допускается их изъятие из незаконного оборота.
Основанием для этого является решение компетентных органов и их должностных лиц, наделенных согласно действующему законодательству соответствующими полномочиями.
Обязательным условием изъятия указанной продукции является ее производство без лицензии маркировки, нарушение других существенных условий, установленных для производства и продажи.
Замечание 2
Таким образом, можно констатировать, что конфискация при совершении административного правонарушения четко урегулирована законодательством. Большинство норм, затрагивающих данный вопрос, содержится в административном кодексе и имеет императивное начало.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/administrativnoe_pravonarushenie/konfiskaciya_orudiya_ili_predmeta_administrativnogo_pravonarusheniya/
Конфискация орудий административного правонарушения
При совершении действий, содержащих признаки административного правонарушения, правонарушитель может использовать различные предметы и орудия, при помощи которых и совершаются неправомерные действия.
В этом случае виновный наказывается, а орудия, которые им использовались, чтобы совершить правонарушение, подлежит изъятию в установленном порядке.
Недавно, применялось аналогичная санкция, которая называлась возмездным изъятием, суть которой сводилось в изъятии орудия правонарушения, но с последующей компенсацией.
В связи с плохо налаженной правоприменительной практикой применения данного вида наказания, возмездное изъятие было упразднено.
Теперь применяется только конфискация, которая не предусматривает не каких встречных предоставлений и компенсаций.
Под конфискацией орудий правонарушений принято понимать действия уполномоченных на то органов и должностных лиц, по принудительному изъятию в доход государства на безвозмездной основе вещей, явившихся орудием совершения правонарушения.
Данный вид административного наказания применяется только судьей, которое выносит соответствующее постановление.
Однако, необходимо различать орудия совершения правонарушения и те предметы, которые использовались правонарушителем не принадлежащих ему. Например, использование вещей в качестве орудий правонарушения, которые принадлежат законному собственнику. В этом случае не происходит конфискации орудий в доход государства, а подлежит возврату его собственнику.
Аналогичным примером, является использование орудий правонарушения, которые относятся к категории изъятых из гражданского оборота, например, наркотические средства, психотропные вещества, радиационные и токсические предметы. В подобных ситуациях, указанные предметы подлежат изъятию и уничтожению.
В законодательстве предусмотрена гарантия для отдельных категорий граждан, ведущих особый образ жизни, или проживают в отдельных районах России, например, районах Крайнего Севера.
Не подлежит конфискации, например, огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, которые используются гражданином для осуществления охоты, рыболовства. Так как эти занятия гражданин осуществляет с целью обеспечения жизни и существования. Например, охота может быть для человека основным источником жизни, так как иных продуктов питания в его местности не предусмотрено.
Поэтому данные обстоятельства будут учтены судом и, применяться основные виды наказания в виде штрафа, без применения конфискации.
Исполнение постановления о конфискации орудий правонарушения
После вынесения постановления о конфискации орудий правонарушения, судья направляет его на исполнения в службу судебных приставов. Если речь идет о конфискации оружии и боеприпасов к нему, то будут привлекаться органы полиции.
- В качестве исключения из общего правила, конфискация может применяться таможенными органами в отношении деяний, совершенных в области таможенного дела.
- В этом случае вопросы конфискации решаются таможенными органами, а изъятые вещи поступают к уполномоченному органу Правительства России, для последующей реализации в доход государства.
- В большинстве случаев конфискованные орудия правонарушения подлежат уничтожению, в порядке, который предусмотрен Правительством РФ.
Обязательно поделитесь с друзьями!
Источник: https://sud-isk.ru/adm-pr/konfiskaciya-orudij-soversheniya-administrativnogo-pravonarusheniya.html
Статистика применения и проблемы эффективности административного наказания в виде конфискации предмета или орудия совершения правонарушения
Кременов И. Н., Олейник К. В. Статистика применения и проблемы эффективности административного наказания в виде конфискации предмета или орудия совершения правонарушения // Молодой ученый. — 2019. — №39. — С. 104-107. — URL https://moluch.ru/archive/277/62644/ (дата обращения: 06.12.2019).
- Данная статья является анализом статистических данных на основе ежегодных отчетов по делам об административных правонарушениях судов общей юрисдикции, и выявляет основные показатели применения такого вида административного наказания, как конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также проблемы эффективности применения данного вида наказания.
- Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, административное наказание, конфискация предмета или орудия правонарушения.
- Конфискация предмета или орудия совершения правонарушения как мера административной ответственности на момент написания данной статьи предусмотрена санкциями 93 статей (157 составов) Особенной части КоАП РФ.
В структуре применения административных наказаний удельный вес конфискации составил: в 2014 г. — 0,25 % от общего числа назначенных административных наказаний, в 2015 г. — 0,26 %, в 2016 г. — 0,28 %, в 2017 г.
— 0,29 %, в 2018 г. — 0,29 % [1].
Это один из четырех видов наказаний, предусмотренный кодексом об административных правонарушениях, который может быть применен как в качестве основного вида наказания, так и в качестве дополнительного.
Судами такая мера административной ответственности как конфискация предмета или орудия совершения правонарушения применяется чаще в качестве дополнительного наказания.
Стоит обратить внимание на данные ежегодной статистики по вынесенным судебным решениям по делам об административных правонарушениях судами общей юрисдикции, которые размещены на сайте Судебного департамента Верховного Суда РФ.
Как показывает анализ судебной статистики по делам об административных правонарушениях, рассмотренным судами общей юрисдикции, за 2014 г.
было вынесено 14020 судебных решений с назначением конфискации в качестве основного наказания и 1113 судебных решений с назначением конфискации в качестве дополнительного наказания (15133 общее количество вынесенных постановлений с назначением в качестве наказания конфискации), в 2015 г.
— 14625 основное и 1598 дополнительное (16223 общее количество вынесенных постановлений с назначением в качестве наказания конфискации), в 2016 г. — 15305 основное и 1097 дополнительное (16402 общее количество вынесенных постановлений с назначением в качестве наказания конфискации), в 2017 г.
16446 основное и 1074 дополнительное (1520 общее количество вынесенных постановлений с назначением в качестве наказания конфискации), в 2018 г. — 17077 основное и 1115 дополнительное соответственно (18192 общее количество вынесенных постановлений с назначением в качестве наказания конфискации).
Необходимо отметить, что за исследуемый период наибольшее количество постановлений с назначением конфискации в качестве основного наказания применяется за нарушения таможенных правил, и имеет тенденцию к росту. Наибольшее количество постановлений вынесено по правонарушениям с контрабандным составом, именно они и представляют наибольшую угрозу экономической безопасности России.
Например, по статье 16.
2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» в 2014 было вынесено — 10688 постановлений с назначением конфискации в качестве основного наказания и 635 постановлений с назначением конфискации в качестве дополнительного наказания, а всего 11323 постановлений или 74,8 % от общего количества вынесенных постановлений, в 2015г — 10962 основное наказание и 1214 дополнительное, а всего 12176 постановлений или 75,05 % от общего количества постановлений, за 2016 г. — 12502 основное наказание и 736 дополнительное, а всего 13238 постановлений или 80,7 % от общего количества постановлений, за 2017 г. — 13634 основное наказание и 597 дополнительное, а всего 14231 постановлений или 81,2 % от общего количества постановлений, за 2018 г. — 14785 основное наказание и 838 дополнительное, а всего 15623 постановлений или 85,8 % от общего количества постановлений) [2].
Если более детально изучить данные статистических отчетов по делам об административных правонарушениях, то можно заметить тенденцию к назначению в качестве дополнительного наказания конфискацию товара, который запрещен или ограничен в обороте.
К примеру, назначается конфискация контрафактного товара, оружия и боеприпасов, алкогольной продукции, специальных световых или звуковых сигналов, незаконно установленных на транспортные средства, игровых автоматов, незаконно переданного осужденным, находящимся в местах лишения свободы, имущества.
- Именно за счет конфискации вышеперечисленных предметов заметен рост применения санкции в вид конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения в административном судопроизводстве.
- Судья при поступлении материалов дела об административном правонарушении в суд, руководствуясь положениями пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ вправе вынести определение о возвращении материалов дела вместе с протоколом об административном правонарушении в орган или должностному лицу, составившему протокол по следующим основаниям:
- − протокол составлен и оформлены материалы дела неправомочным лицом
- − неправильно составлен протокол и оформлены другие материалы дела
- − имеется неполнота представленных материалов, которую невозможно восполнить при рассмотрении дела [3].
В ходе проведения анализа статистических данных за период 2017–2018 годы о рассмотрении дел об административных правонарушениях судами общей юрисдикции было выявлено, что в 2017 году общее количество поступивших на рассмотрение в суды дел об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве наказания конфискацию 434 870, из них возвращено в орган или должностному лицу на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ 39 256 дел, за 2018 год общее количество поступивших дел 422 713, из них возвращено 43 018 дел. На основании этих данных можно сделать вывод, что за последние два года судьями общей юрисдикции возвращается в среднем каждое 10 дело об административном правонарушении по статьям, предусматривающим применение в качестве наказания конфискацию предмета или орудия совершения правонарушения. Что говорит о достаточно высоком уровне нехватки юридической грамотности и владения административным законодательством, позволяющим должностным лицам, ответственным за составление протоколов об административных правонарушениях, осуществлять производство по административным делам с нарушением правовых норм.
Исполняются постановления по делам об административных правонарушениях, в которых предусмотрено наказание в виде конфискации, посредством уничтожения конфискованных предметов.
Доля конфискуемого имущества, которое впоследствии будет реализовываться и за счет реализации которого в бюджет поступают денежные суммы, незначительна.
В основной своей массе это конфискация по делам в области нарушения таможенных правил.
Административные правонарушения в области таможенного дела чаще всего совершаются лицами, для которых осуществление таможенных операций является основным видом деятельности, а значит и применение такой меры наказания, как конфискация является наиболее эффективной мерой административного воздействия на вышеуказанных лиц.
Выявление факторов эффективности такого административного наказания, как конфискация предмета или орудия совершения правонарушения важно не только для последующего совершенствования борьбы с совершением административных правонарушений, а также и для поиска механизма более эффективного применения и исполнения административных наказаний.
В действительности из года в год судебная статистика показывает рост количества постановлений с применением в качестве наказания конфискации.
Значит, напрашивается вывод о неэффективности данного вида наказания и о том, что оно не выполняет функции, возложенные на него законодателем. Думается, что это неверный вывод.
Однако, напротив, этот факт свидетельствует об усилении государственного контроля в различных сферах общественных отношений, выявлении новых правонарушений, которые ранее не могли быть выявлены в силу различных обстоятельств.
- В данный момент планируется новый кодекс, концепция которого была опубликована на сайте правительства РФ 10 июня 2019 г.
- Авторы опубликованной на сайте правительства РФ концепции Кодекса об административных правонарушениях отмечают, что требует уточнения содержание понятия такого вида административного наказания, как конфискация имущества.
- Цитата: «Поскольку, несмотря на существующее правило о том, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота, санкции ряда статей действующего КоАП предусматривают конфискацию таких предметов, например контрафактной продукции, которая, по сути, не может находиться в законном обороте (при этом необходимо учитывать изменения в гражданском законодательстве, касающиеся ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав)», — говорится в концепции) [4].
- Литература:
Источник: https://moluch.ru/archive/277/62644/
Что такое конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения? Кроме того, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения следует отличать от такого вида административных наказаний, как конфискац
Исходя из положений ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основной целью применения наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, при этом, наказание не преследует цели унижения чести и достоинства физического лица, причинение ему физических страданий.
На сегодня, одним из распространенных административных наказаний, наряду со штрафом, считается конфискация орудия совершения или предмета правонарушения. В соответствии со ст. 3.
7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «под конфискацией понимается принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей.
Конфискация как мера административного наказания может быть назначена в качестве основной и дополнительной санкций».
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена конфискация не вообще имущества нарушителя, а лишь тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения.
Так, ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.
Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, для которых охота или рыболовство — основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Конфискация не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость вещи, подлежащей обращению в собственность государства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7 Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.
Действующим законодательством предусмотрено более ста видов правонарушений, за которые предусмотрена конфискация, как вид наказания.
При этом многие ученые справедливо замечают, что наиболее сложные и дискуссионные вопросы возникают при применении данного вида наказания в экономической сфере, например, в предпринимательской деятельности, сфере финансов.
Санкция рассматриваемого правонарушения, как правило, наносит прямой вред правонарушителю, лишая его собственности и тем самым принуждая к соблюдению установленных законом правил.
К примеру, нарушения таможенных правил (глава 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в большинстве случаев совершаются лицами, для которых осуществление таможенных операций является основным видом деятельности. При таких условиях именно широко применяемая конфискация товаров должна служить наиболее эффективным инструментом воздействия на указанных лиц.
Стоит отметить, что количество таможенных правонарушений растет, о чем свидетельствуют статистические данные. Исходя из показателей правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации, можно сделать вывод о применении конфискации.
Так, «если в 2011 году с назначением конфискации рассмотрено 8946 дел, возбужденных таможенными органами России, то в 2012 году этот показатель составил 9170 дел, а в 2013 году – уже 10686 дел».Главной причиной такой ситуации является, по мнению Кима Н.И.
, то обстоятельство, что «при установлении главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодатель не учел особенности таможенных правоотношений».
Например, в большинстве случаев в отношения с таможенными органами вступают не собственники товаров, а лица, которым этот товар вверен, для совершения определенных операций.
Из этого следует, что данные лица не заинтересованы экономически в сохранении данной собственности.
То есть применение к ним наказания в виде конфискации не влечет для них никаких неблагоприятных последствий, так как собственниками конфискованного имущества они не являются. Получается, что цель привлечения к административной ответственности остается недостигнутой.
Практика применения данного вида наказания судами показывает, что в некоторых случаях конфискация рассматривается как наименьшая мера ответственности.
Часто постановления по делам об административных правонарушениях содержат следующее: «…учитывая обстоятельства дела, совершение административного правонарушения впервые, судья полагает возможным назначить наказание в виде конфискации предмета правонарушения без штрафа…», «…при назначении наказания в виде конфискации предметов правонарушения, суд принимает во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность…». Но получается практика расходится с теорией, ибо по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях конфискация является тяжким видом наказания, по сравнению, например, со штрафом. Кроме этого, следует отметить, что у судов сложилась практика невозможности конфискации предметов, которые не являются собственностью правонарушителя.
Источник: https://www.kamstat.ru/chto-takoe-konfiskaciya-orudiya-soversheniya-ili-predmeta-administrativnogo-pravonarusheniya-krome-togo-v.html
Возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Исполнение постановления о возмездном изъятии или конфискации вещи
Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.
В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия заключается в том, что оно может быть обращено только на тс вещи, которые были непосредственным орудием совершения или предметом административного правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
Применить возмездное изъятие значительно сложнее, чем конфискацию, предусматривающую безвозмездное обращение в доход государства изъятых предметов, поэтому на практике оно используется крайне редко. В настоящее время в качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается лишь в ч. 2 и 3 ст. 20.
8 КоАП РФ — за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также в ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ — за нарушение правил использования оружия и патронов к нему.
В обоих случаях возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания, кото- рос может назначаться к основному наказанию или не назначаться.
Возмездное изъятие может быть назначено только судьей. При этом судья рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими частями ст. 20.8 и 20.
12 КоАП РФ (влекущих возможность применения возмездного изъятия), если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье.
Таким образом, возможность применения возмездного изъятия как дополнительного наказания на практике зависит от усмотрения органа или должностного лица.
Граждане, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, не могут быть лишены охотничьего оружия, других орудий охоты или рыболовства и боеприпасов. В связи с этим в ч. 2 ст. 3.
6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться клипам, для которых охота или рыболовство — основной законный источник средств к существованию.
Такое исключение сделано главным образом для граждан, составляющих коренные малочисленные народы и этнические общности, исконная среда обитания которых связана с животным миром и основным видом деятельности которых является охота или рыболовство.
Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушенияявляется принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.
В отличие от уголовного законодательства, где конфискация имущества как вид наказания исключена из системы наказаний и рассматривается как иная мера уголовно-правового характера, в законодательстве об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения признается административным наказанием. Кроме того, если УК РФ допускает возможность конфискации широкого круга имущества лица, совершившего преступление, то в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей — орудий совершения или предметов административного правонарушения.
Необходимо отметить, что КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в 50 статьях Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания.
Значительно расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.
Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, для которых охота или рыболовство — основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ. регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.
Статья 32.4. Исполнение постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения. 1.
Постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.
2. Реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.
12 настоящего Кодекса, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе. Если указанные орудия или предметы были изъяты в соответствии со статьей 27.10 настоящего Кодекса или арестованы в соответствии со статьей 27.
14 настоящего Кодекса, то их уничтожение или передача производится судьей или по его поручению органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест.
Источник: https://infopedia.su/16xd59d.html