Доказательства и доказывание в делах об административных правонарушениях

Административное правонарушение — это понятие, с которым может столкнуться каждый человек и гражданин государства. Нередко случается и так, что люди становятся правонарушителями или потерпевшей стороной.

Для того чтобы привлечь виновное лицо к ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, при наличии которого уполномоченными на то органами открывается производство по делу.

В процессе его формирования производится сбор доказательств, которые впоследствии используются в суде для разбирательства в сути дела.

Доказательства и доказывание в делах об административных правонарушениях

Понятие административного правонарушения

Перед тем как начать рассматривать вопросы, связанные с доказательствами, следует разобраться в том, что же будет признано административным правонарушением.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что административное правонарушение — это деяние, которое может быть исполнено в пассивной форме, то есть, проявиться в бездействии. Данное действие может быть совершено физическим лицом, то есть человеком или юридическим лицом (любое предприятие, учреждение или организация).

По административным правонарушениям имеются статьи в КоАП РФ, которые характеризуют состав совершенного деяния.

Как правило, действие/бездействие человека или юридического лица, в соответствии с данными составами, направлено против некоторых общественных отношений, в частности, таковыми могут быть те, что имеются в сфере общественной нравственности, здоровья населения, порядка, экологии и т.п.

Понятие доказательства по делу об административном правонарушении

Доказательства и доказывание в делах об административных правонарушениях

Источники доказательств

Законными доказательствами по делам об административных правонарушениях являются те, которые были добыты из разрешенных в нормативных актах источников — полный их перечень указывается в КоАП РФ.

В первую очередь суд и должностные органы, в ведении которых находится производство по делу, должны принимать во внимание показания свидетелей совершения правонарушения (если таковые имеются).

Подобные показания — один из основных источников доказательств по делам об административных правонарушениях. Кроме этого, во внимание также принимаются показания самого лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Наибольшее количество доказательств должностное лицо, рассматривающее дело, может получить из протокола, который был составлен в процессе документирования состава правонарушения.

Доказательства и доказывание в делах об административных правонарушениях

Допустимость доказательств

Все доказательства по делу об административном правонарушении должны быть допустимыми. Это означает, что каждое из них должно быть добыто исключительно законными методами при соблюдении всех процедур, необходимых для этого.

Доказательства и доказывание в делах об административных правонарушениях

Относимость доказательств

Кроме допустимости доказательств по делам об административных правонарушениях, существует еще значение относимости.

Другими словами, каждый факт, который предоставляется на рассмотрение должностному лицу по сути вопроса, должен полностью относиться к предмету доказывания.

Любой факт или сведение должны обосновывать или, наоборот, опровергать те обстоятельства, которые являются предметом рассмотрения.

Какие сведения не могут быть доказательствами

В законодательстве предусмотрен небольшой перечень тех обстоятельств, при наличии которых полученные данные не могут выступать доказательными по делу об административном правонарушении.

В первую очередь таковыми не считаются слухи, домыслы, а также предположения лиц даже в том случае, если они были представлены человеком, проходящим по делу в качестве свидетеля.

Не являются прямыми доказательствами также и данные, которые были получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий, но на момент их представления не были проверены.

В таком случае суд или должностные органы могут рассматривать их как ориентировочные материалы, а приобщить к делу на правах допустимых доказательств их можно только после уяснения и уточнения. Если в процессе разбирательства по существу имеются материалы, которые относятся к делу, но не приобщены к нему, то такие сведения также не могут быть допустимыми доказательствами.

Процесс доказывания

В ходе разбирательства по существу дела нельзя обойтись без такой процедуры, как доказывание. Она подразумевает действия для установления истины по факту совершившегося правонарушения. Причем данная истина должна быть исключительно объективной.

Данный процесс подразумевает не только рассмотрение имеющихся фактов и установление их относимости к делу, но и сбор доказательств по делу об административном правонарушении, их исследование, а также оценку.

Все полученные факты должны быть надлежащим образом отражены в материалах дела.

Виды доказательств

Все доказательства, которые могут быть представлены в материалах дела, законодательство делит на несколько категорий, в зависимости от различных факторов. По источнику происхождения принято отделять друг от друга документы, личные и вещественные доказательства.

Документы — это носители, на которых в письменной или иной форме зафиксированы сведения о совершении правонарушения. Что касается вещественных доказательств по делам об административных правонарушениях, то они представляют собой исключительно предметы, которые являются орудием правонарушения или несут в себе информацию по рассматриваемому вопросу.

Вещественным доказательством может послужить, например, материальный объект правонарушения, орудие, а также фотоснимки.

Что касается личных доказательств, то к ним относятся показания, предоставляемые свидетелями, объяснения нарушителя, а также любая другая информация, которая предоставляется физическим лицом.

Доказательства и доказывание в делах об административных правонарушениях

И наконец, третья группа в классификации доказательств — по характеру взаимосвязи между доказательством и фактом, который подлежит установлению. По данному критерию они делятся на прямые и косвенные.

Прямые четко указывают на причастность физического или юридического лица к предмету доказывания доказательства по делу об административном правонарушении.

Косвенные же служат обоснованием для каких-либо фактов, которые могут послужить разгадкой к раскрытию сути дела.

Процессуальная форма вещественных доказательств

Любое вещественное доказательств, которое участвует в деле об административном правонарушении, должно быть правильно оформлено. В законе предусмотрена четкая инструкция того, как именно это должны сделать уполномоченные органы.

В первую очередь в процессе рассмотрения данного объекта важно процессуальное оформление факта его обнаружения или процесса получения предмета уполномоченным лицом.

Кроме этого, необходимо в обязательном порядке подробно описать его и указать в деле, что данный объект является вещественным доказательством.

Кроме всего вышеперечисленного, также важен факт приобщения доказательства к делу – в противном случае оно не может быть использовано как таковое.

Любое вещественное доказательство должно храниться в материалах дела до того момента, пока не будет вынесено окончательное постановление или решение о наложении административного взыскания.

Документы как доказательства

Такой тип доказательств по делу об административном правонарушении имеет важное значение в ходе судебного разбирательства.

Любой документ, который используется в процессе, должен быть относимым и допустимым, в противном случае он не может быть использован для рассмотрения вопроса по существу.

Что касается формы предоставления информации, то она может быть любой: в ходе рассмотрения используются как бумажные, так и электронные (и любые другие) носители. Основное требование к документам — это их правдивость и относимость к делу.

Доказательства и доказывание в делах об административных правонарушениях

Экспертиза и показания специальных технических средств

Данный вариант доказательств становится все более популярным в современном мире. Нередко органы, проводящие расследования по делам об административных правонарушениях, обращаются к специалистам и экспертам, которые являются профессионалами при разъяснениях различных вопросов.

Экспертиза может быть назначена по делам, в которых необходимо профессиональное разъяснение определенных моментов, важных для разрешения дела по существу. Она проводится исключительно одним специалистом или группой. По результатам проведенного исследования в обязательном порядке составляется заключение с подписью ответственного лица.

Доказательства и доказывание в делах об административных правонарушениях

Фальсификация доказательств

В процессе изучения материалов, предоставленных в деле, должностное лицо опирается исключительно на предоставленные ему доказательства.

Для того, чтобы вынесенное решение было честным и справедливым, законодательство запрещает какую бы то ни было фальсификацию доказательств по делам об административных правонарушениях.

В противном случае, лицо, которое умышленно свершило подделку документов или иного доказательства, предоставило ложные сведения и показания, несет ответственность, установленную Уголовным Кодексом РФ.

Источник: https://BusinessMan.ru/dokazatelstva-po-delu-ob-administrativnom-pravonarushenii-sbor-dokazatelstv-po-delu-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Доказательства и доказывание в административном производстве

Определение 1

Под доказыванием понимается процесс в ходе которого устанавливается объективная истина по делу. В содержание процесса доказывания входят собирание, проверка и оценка доказательств.

Доказыванием по делу об административном правонарушении занимается судья или должностное лицо, уполномоченное на этом законом. Например, дела о лишении прав рассматриваются только в суде, в то время как привлечь лицо за употребление спиртных напитков в общественном месте вправе и сотрудник полиции.

Понятие доказательства

Определение 2

Доказательство — это данные, на основе которых должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может установить наличие либо отсутствие события правонарушения, а также вину лица и иные обстоятельства, которые могут быть важными для дела.

Доказательство является средством решения задач административного судопроизводства.

Предмет доказывания

В содержание доказательства входят сведения об обстоятельствах предмета доказывания. В предмет доказывания по административному делу входят:

Доказательства и доказывание в делах об административных правонарушениях

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • событие административного правонарушения — под ним понимают деяние (действие, бездействие) и последовавшие за ним последствия вместе с причинной связью.
  • время, способ, место совершения правонарушения, время правонарушения имеет значение при определении действия административного закона во времени и пространстве, а место — для установления подведомственности;
  • способ совершения правонарушения — это сущность и последовательность действий, произведенных с целью достигнуть противоправного результата, способ не может влиять на квалификацию, однако имеет значение при выборе наказания.
  • лицо, которое совершило административное правонарушение, сюда относятся установление фамилии, имени, отчества, места рождения, гражданства, социального положения в обществе (образование, место работы, отношение к воинской обязанности); здоровье, возраст и вменяемость;
  • вина лица, совершившего административное правонарушение, сюда входят вопросы о наличии либо отсутствии вины, ее характере (умысел или неосторожность), цель и мотив правонарушителя, отсутствие вины делает привлечение к административной ответственности невозможным;
  • обстоятельства, которые смягчают или отягчают административную ответственность, доказывание отягчающих обстоятельств осуществляется еще на стадии административного расследования, иначе они не могут быть учтены при назначении наказания;
  • характер ущерба, причиненного правонарушением и его размер, установление ущерба зачастую требуется для правильной квалификации правонарушения, гарантирования защиты интересов потерпевшего, принятия мер по устранению ущерба. Ущерб может быть имущественным, моральным или физическим;
  • обстоятельства, которые исключают производство по делу, подобные обстоятельства необходимо доказывать только в случаях, если об этом возникнет особая необходимость;
  • иные обстоятельства, которые могут иметь значение для верного разрешения дела, а также причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.

Список обстоятельств, которые должны быть доказаны по делу, носящих важное значение для разрешения дела, является открытым и не может быть признан исчерпывающим.

Так, могут подлежать доказыванию причина и условия, при которых было совершено административное правонарушение.

Данные обстоятельства обязательными не являются, так как не влияют на судьбу субъекта, привлекаемого к ответственности, и квалификацию его действий.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/dokazatelstva_i_dokazyvanie_v_administrativnom_proizvodstve/

Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению:

  • 1) наличие события административного правонарушения;
  • 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
  • 3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
  • 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  • 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  • 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  • 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Читайте также:  О жалобах на детский сад: образец, куда написать на заведующую, в прокуратуру

Основным вопросом, подлежащим доказыванию при рассмотрении дела, является вопрос о наличии события административного правонарушения. Отвечая на него, необходимо, прежде всего, установить, имело ли место противоправное деяние, предусмотренное КоАП РФ или принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В случае, если юридический состав правонарушения предусматривает наступление в результате противоправного деяния вредных материальных последствий (материальный состав), надо определить, имеются ли такие последствия, а также существует ли причинно-следственная связь между деянием и наступлением этих последствий.

Когда объективная сторона юридического состава данного административного правонарушения определяется и иными факторами (временем, местом, способом, характером совершения деяния, его повторностью, неоднократностью, злостностностью, систематичностью), необходимо также установить, присущи ли они фактически совершенному деянию.

В процессе производства по делу об административном правонарушении необходимо установить лицо, совершившее противоправные действия (бездействие) и способность этого лица быть субъектом данного правонарушения.

Лицо, совершившее противоправное деяние, может быть установлено на основе проверки и анализа всех обстоятельств дела, исследования и оценки собранных по делу доказательств.

При рассмотрении дела подлежит выяснению и вопрос, является ли данное лицо специальным субъектом, предусмотренным для данного правонарушения (должностным лицом, водителем, осуществляющим международную автомобильную перевозку и т.д.).

Установив событие административного правонарушения и лицо, совершившее противоправное деяние, судья орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, должен выяснить, виновно ли данное лицо.

Для этого необходимо на основе оценки всех обстоятельств дела установить, имелись ли в действиях (бездействии) этого лица умысел или неосторожность.

Когда юридический состав данного правонарушения в качестве обязательных признаков его субъективной стороны предусматривает определенные цель или мотив совершения правонарушения, они также подлежат выяснению. Если указанные цель или мотив не доказаны, то ответственность за данное правонарушение исключается.

Статья 26.1 КоАП РФ обязывает судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело, выяснить не только характер правонарушения, личность виновного, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Такие обстоятельства предусмотрены соответственно ст. ст. 4.2 и 4.

3 этого Кодекса (а обстоятельства, смягчающие ответственность, могут быть дополнительно установлены законами субъектов РФ об административных правонарушениях). Однако судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, могут признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве.

Что касается отягчающих обстоятельств, предусмотренных в ст.4.3, то они являются исчерпывающими.

Выяснению подлежат также характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, должны установить не только наличие, характер, но и размер причиненного правонарушением имущественного ущерба.

При принятии решения по делу стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должны выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу. Такие обстоятельства предусмотрены ст. 24.5 КоАП РФ.

Доказывание‑ это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств.

Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное лицо, в производстве которого оно находится.

С одной стороны, доказывание служит установлению имевших место фактов, обстоятельств, их сущности, оценке значения для установления истины по делу, с другой ‑ фиксации в установленных законом порядке и формах полученных результатов для придания им статуса доказательства.

Доказательства – это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательства всегда представляют собой единство фактического содержания и процессуальной формы, в которой выражены сведения о фактах. Это определяет такие качества доказательств, как их относимость и допустимость.

  1. Относимость доказательств означает, что они должны быть связанны с данным конкретным делом, устанавливать обстоятельства, для доказывания которых используются.
  2. Допустимость доказательств означает, что: во-первых, известно происхождение полученных сведений, и оно может быть проверено, а лицо, от которого исходят сведения, могло их воспринять; во-вторых, соблюдены общие правила доказывания и правила собирания и фиксации сведений определенного вида; и, в-третьих, соблюден порядок осуществления производства по делу, не превышены полномочия судьи, органа, должностного лица, в производстве которого оно находится, не нарушены права других участников производства по делу.
  3. С учетом вида и характера фактических данных доказательства принято классифицировать по различным основаниям.
  4. По источнику происхождения доказательства делятся на личные, вещественные и документы.

Личными доказательствами являются объяснение правонарушителя, показания свидетелей и т.д., когда носитель соответствующей информации ‑ физическое лицо.

Вещественными доказательствами являются материальные объекты как носители информации, которая относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела. Примером здесь могут служить орудие совершения правонарушения или непосредственный материальный объект правонарушения.

Фотоснимки также являются вещественными доказательствами, если они сделаны в процессе совершения правонарушения, либо, если факт обнаружения фотоснимков в данном месте или у данного лица имеет существенное значение для дела.

Примером фотографии как вещественного доказательства служит фотография проезда перекрестка автомобилем на запрещающий сигнал светофора, полученная с помощью автоматического фотодокументирующего прибора.

Документы‑ это материалы, которые содержат сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены акты ревизий, справки, ответы на запросы, письма, заявления, характеристики, фотоснимки, звуко,- кино- и видеозаписи, базы ибанки данных, иная информация, содержащаяся наразличных носителях.

  • По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, все доказательства делятся на прямые и косвенные.
  • Прямые доказательства непосредственно, однозначно подтверждают или опровергают любое из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу (например, акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения).
  • Косвенные доказательства обосновывают промежуточные факты, через связь которых может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания Допустим, вскрытый факт постоянных неформальных контактов какого-либо лица с членами избирательной комиссии является косвенным доказательством его вмешательства в работу этой комиссии и может оказать помощь в доказывании совершения соответствующего правонарушения.
  • В зависимости от способа формирования доказательства могут быть первоначальными и производными.
  • К первоначальным доказательствам относятся те, которые получены из первоисточника (например, показания свидетеля, который был очевидцем совершения другим лицом мелкого хулиганства).
  • К производным доказательствам относятся те, которые получены на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья, через «посредника» (например, свидетель слышал, как его сосед хвастался лицам, с которыми распивал водку в подъезде, что он вызвал полицию, сообщив, что в магазине установлено взрывное устройство, хотя этого на самом деле не было). К производным доказательствам относятся и копии документов, слепки следов
  • Доказательства бывают также обвинительные (изобличающие лицо или устанавливающие обстоятельства, отягчающие его вину) и оправдательные (опровергающие обвинение или устанавливающие смягчающие вину обстоятельства).
  • Доказательства устанавливаются:
  • · протоколом об административном правонарушении;
  • · иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;
  • · объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • · показаниями потерпевшего, свидетелей;
  • · заключениями эксперта;
  • · иными документами;
  • · показаниями специальных технических средств;
  • · вещественными доказательствами.

Это наиболее типичные источники установления фактических данных по делам об административных правонарушениях. Однако их перечень, данный в ст. 26.2 КоАП РФ, не является исчерпывающим, ибо законодатель говорит также об иных документах, на основании которых могут устанавливаться фактические данные по делу.

Источник: https://studopedia.net/3_39689_dokazatelstva-i-dokazivanie-v-proizvodstve-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html

Понятие доказательства по делам об административных правонарушениях

Шушуков А. С. Понятие доказательства по делам об административных правонарушениях // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 388-390. — URL https://moluch.ru/archive/260/60042/ (дата обращения: 06.12.2019).



Когнитивной (т. е. познавательной) характеристикой понятия доказательства во время доказывания является философская доктрина отражения как общего свойства материи.

В доказательстве, как и в любом отражении, следует различать две его основные стороны — содержание отражения, обычно называемое отображением или образом отображения, и форму, т. е. способ существования и выражения.

Содержание отражения в доказательстве — это содержащаяся в нем информация, а форма, способ существования и выражение отображения — это источник доказательства.

Способность вещей и людей отражать, делает их носителями информации о фактах, которые интересуют правоохранительные органы и суд.

В процессе доказывания органы административной юрисдикции обязаны выяснить носителя информации, получить информацию посредством процессуальных действий и обеспечить сохранность полученной информации в установленном законом порядке. В результате этой деятельности формируются доказательства.

В реалиях современного времени можно утверждать, что изучение доказательств, доказывания, релевантности и допустимости доказательств, их проверка и оценка является одним из ключевых вопросов науки и практики доказательного процесса. Доказательства являются основой доказывания, из них формируется доказательственная база, которая предопределяет всю правовую позицию субъекта доказывания. Они составляют «корневую систему» аргументации субъекта [1, с. 70].

По мнению В. В.

Молчанова, основные положения теории доказательств и доказывания, разработанной специалистами в области общей теории права, арбитражного и гражданского судопроизводства, в равной степени применимы в уголовной и административной сфере, поскольку они отражают принципиальные аспекты, связанные с деятельностью судов при определении фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела [3, с. 167]. Эксперты высказывают разные точки зрения в области теории доказательств, но общая тенденция их отражения позволяет сделать однозначный вывод, что производные понятия, например, содержание доказательств, не следует воспринимать как нечто застывшее, догматичное. Развитие научной мысли приводит к открытию новых определений, решению выявленных правовых проблем.

С точки зрения А. Г. Коваленко, понятие “доказательство” можно рассматривать в нескольких аспектах, независимо от процессуального содержания, таких как: сам процесс доказательства; логический аргумент; фактический аргумент; вывод (в результате процесса) [2, с. 117].

Понятие доказательства по делу об административном правонарушении дано в ст. 26.

2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: доказательством является любой факт, на основании которого судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица, привлеченного к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, экспертными показаниями, иными документами, а также доказательствами специального технического оснащения, вещественными доказательствами.

В Административном кодексе Российской Федерации, законодатель определяет доказательства как фактические данные, имея в виду, что только сведения о конкретных фактах объективной действительности могут быть доказательствами в деле об административном правонарушении.

Читайте также:  Проверка квартиры перед покупкой: как это сделать в росреестре, какие документы

Утверждения, предположения, догадки, общие утверждения о том, что лицо совершило преступление без приведения конкретных фактических данных, не могут служить доказательствами. Доказательства — это факты, собранные специализированными органами, судом в окружающей их реальности.

Эти сведения существуют независимо от сознания лиц, осуществляющих доказывание, накапливаясь в памяти других лиц (лица, привлеченного к административной ответственности, потерпевшего, свидетеля, эксперта) или фиксируются в той или иной форме в виде следов административного правонарушения на объектах и документах.

В процессе доказывания по делу об административном правонарушении эти фактические данные становятся собственностью уполномоченных органов, судей и используются для установления истины.

В новых редакциях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, АПК РФ законодатель отказался от использования утверждения “фактические данные” и стал рассматривать доказательства как “любую информацию”.

Доказательства по делу об административном правонарушении могут быть определены как особая процессуальная форма информации о явлениях объективной реальности, с помощью которой орган административной юрисдикции определяет наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правового и обоснованного разрешения дела об административном правонарушении. Доказательством по делу об административном правонарушении является единство сведений о предмете доказывания или иных обстоятельствах, имеющих отношение к делу, и законном источнике доказательств, полученных и обработанных в установленном порядке.

  • Содержание доказательства:
  • – информация о событиях, явлениях, произошедших в прошлом или существующих в настоящем, точность которых еще предстоит проверить;
  • – доказательственная информация — проверенная информация, достоверность которой установлена и на основе которой можно делать выводы об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания;

– любая информация и сведения, имеющие значение для дела, т. е.

сведения, на основе которых наличие или отсутствие незаконных действий (бездействия) устанавливается, за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность или невиновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, необходимые для объективного разрешения данного административного правонарушения.

Формулировка двойственности характера доказательств позволяет сделать вывод о необходимости выделения двух компонентов в содержании доказательств.

Содержание доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях заключается в рассмотрении доказательств фактов и сведений об этих фактах, полученных в порядке, определенном административным законодательством, которые имеют отношение к правовому и своевременному установлению фактических обстоятельств по делу об административном правонарушении и принятию справедливого и обоснованного решения по рассматриваемому делу. Доказательная деятельность начинается с поиска необходимой информации, которая впоследствии преобразуется в необходимые и юридические факты.

Соотношение положений части 1 и части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильнее рассматривать как соотношение содержания и формы доказательств, неотделимых друг от друга. Факты — содержание доказательств, а форма доказательств — то, чем эти доказательства устанавливаются (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Литература:

1. Агапов А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. [Электронный ресурс]/Репринтное издание//СПС «Консультант Плюс»//«Классика Российского права»//URL: http://civil.consultant.ru (дата обращения 11.11.2018) — 70 c.

Источник: https://moluch.ru/archive/260/60042/

Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях

  • По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
  • 1) наличие события административного правонарушения;
  • 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
  • 3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
  • 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  • 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  • 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ).

  1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
  2. Эти данные устанавливаются:
  3. – протоколом об административном правонарушении;
  4. – иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;
  5. – объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  6. – показаниями потерпевшего, свидетелей;
  7. – заключениями эксперта, иными документами;
  8. – показаниями специальных технических средств;
  9. – вещественными доказательствами.
  10. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
  11. Процессуальное регулирование доказывания в КоАП РФ выражено в трех основных аспектах: предмете доказывания, доказательствах, оценке доказательств.

Содержание предмета доказывания раскрывается в рамках ст. 26.1 КоАП РФ. В процессе осуществления доказывания как деятельности уполномоченных на то субъектов, направленной на сбор, проверку и оценку доказательств по делу об административном правонарушении, необходимо выяснить конкретный перечень обстоятельств, указанных в ст. 26.1 КоАП РФ.

Таких обстоятельств семь, при этом они имеют нормативное обеспечение в рамках иных статей Кодекса, что способствует полноценной реализации задач производства. Например, в соответствии с п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Перечень же этих обстоятельств содержится соответственно в ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.

В числе обстоятельств, подлежащих выяснению по делу в первую очередь, указано “наличие события административного правонарушения”.

Установление события административного правонарушения представляет собой важную составляющую в осуществлении производства в целом, так как его отсутствие в соответствии со ст. 24.

5 КоАП РФ будет квалифицировано как обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении. От правильно осуществленного действия, направленного на установление события проступка, зависит и правильная квалификация совершенного административного проступка.

Выяснение наличия события административного правонарушения предполагает ответ на такой вопрос, как: имело ли место в жизни деяние, обладающее признаками административного правонарушения. К последним, как известно, относятся противоправность, наказуемость, виновность.

Подлежат выяснению вредные последствия, наступившие в результате совершения проступка, а также наличие причинной связи между этими последствиями и действием (бездействием) соответствующего органа или лица.

В определенных случаях выяснению подлежат место, способ, характер совершенного деяния и др.

В процессе осуществления производства по делу об административном правонарушении необходимо установить лицо, совершившее действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения представляет собой очередной этап первой стадии производства по делу. Данное положение реализуется в рамках субъективной стороны административного правонарушения, где установлению подлежит наличие в действии (бездействии) умысла или неосторожности, цели и мотива совершения правонарушения.

Следующее обстоятельство, подлежащее выяснению, указывает на характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.

Кодекс закрепляет круг доказательств по делу об административном правонарушении, под которыми понимаются любые фактические данные, на основании которых субъекты, рассматривающие дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела.

Среди них рассмотренные выше обстоятельства (наличие события административного проступка, виновность лица и т.д.). Фактические данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, а также иными протоколами, предусмотренными Кодексом.

В КоАП РФ отражена классификация фактических данных, содержание которой предполагает деление доказательств на личные, вещественные и документы.

Личные доказательства – доказательства, где носителями информации являются физические лица, например объяснение лица, в отношении которого ведется производство, показания потерпевшего, показания свидетелей.

В соответствии со ст. 26.3 КоАП РФ указанные положения представляют собой сведения, имеющие отношение к делу, и должны быть сообщены указанными лицами в устной и письменной форме.

Полноценная реализация данной нормы Кодекса обусловливает обращение к тем статьям Кодекса, в которых закрепляется правовой статус указанных участников производства (ст. 25.

1 – лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ст. 25.2 – потерпевший, ст. 25.6 – свидетель).

Вещественные доказательства – материальные объекты, являющиеся носителями информации.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы” (ст. 26.6 КоАП РФ).

Информация о наличии вещественных доказательств должна быть занесена в протокол об административном правонарушении или иной протокол, предусмотренный действующим Кодексом (например, протокол об изъятии вещей и документов).

Субъекты, осуществляющие производство, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу.

Реализация данных положений обеспечивается содержанием ряда статей, регламентирующих последовательность действий при применении процессуальных мер. Например, в ст. 27.10 КоАП РФ закреплен порядок применения такой меры, как изъятие вещей и документов.

Процедура изъятия вещей и документов и их документальное оформление способствуют правильному сохранению и использованию материальных следов административных правонарушений – вещественных доказательств в целях достижения задач производства.

Документы также имеют доказательственное значение в тех случаях, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (ст. 26.7 КоАП РФ). К ним можно отнести материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных и иные носители информации. Получение документа, имеющего доказательственное значение, должно быть зафиксировано в протоколе об административном правонарушении (ином протоколе). Обязанность сохранять документы возложена на субъекты, в производстве которых находится дело. Кодексом оговорены и те случаи, когда документы обладают признаками вещественных доказательств, что позволяет признать их в качестве последних (ст. 26.6 КоАП РФ).

В КоАП РФ содержатся нормы, закрепляющие положения о специальных технических средствах, поручениях и запросах по делу об административном правонарушении и порядке истребования сведений по делу об административном правонарушении.

Специальные технические средства – измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку (ст. 26.8 КоАП РФ).

Показания тех или иных технических средств могут быть рассмотрены в качестве доказательств только в том случае, если специально уполномоченное лицо на производство по делу об административном правонарушении будет выступать в качестве непосредственного наблюдателя.

Информация о применении специальных технических средств и их показаниях отражается в протоколе об административном правонарушении с указанием сведения об измерительном приборе и лице, присутствующем при производстве и осуществляющем измерение посредством требуемого технического средства.

Сущность закрепленных КоАП РФ норм, посвященных истребованию сведений по делу об административном правонарушении, состоит в наделении субъектов, осуществляющих производство, правом вынесения определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

Истребование сведений, необходимых для разрешения дела, должно осуществляться судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

В целях реализации принципа оперативности при рассмотрении дел об административных правонарушениях законодатель установил сроки направления истребуемых сведений – 3 дня со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест, – незамедлительно.

Читайте также:  О претензиях на возврат денежных средств: образец, как правильно написать письмо

В качестве процессуальной гарантии, обеспечивающей своевременное представление сведений, можно рассматривать норму ст. 19.7 КоАП РФ, установившую административную ответственность за непредставление сведений (информации).

Поручения и запросы по делу об административном правонарушении направлены на получение информации и материалов, наличие которых необходимо для решения дела по существу. В соответствии со ст. 26.

9 КоАП РФ поручение (запрос) направляется для проведения конкретных процессуальных действий в связи с осуществлением производства по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что поручения и запросы направляются в соответствующие территориальные органы (органы исполнительной власти), предусмотренные Кодексом.

Исполнение поручения и запроса должно быть осуществлено в определенных временных рамках – не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанных документов.

Существенное значение в процессе получения и закрепления доказательств по делу имеют экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ) и взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ).

Экспертиза проводится в тех случаях, когда при осуществлении производства возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве и т.д.

О назначении экспертизы судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, выносится определение.

Кодекс предусматривает основные составляющие определения, среди которых: основания для назначения экспертизы; информация об эксперте и данные об учреждении, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело. Все выводы должны быть внимательно изучены субъектом, осуществляющим производство. Кодекс оговаривает возможность несогласия субъекта, в производстве которого находится дело, с заключением эксперта, при этом несогласие должно быть мотивировано.

Взятие проб и образцов проводится должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, если это необходимо для проведения экспертизы. Таким образом, взятие проб и образцов выступает в качестве обеспечивающего проведение экспертизы обстоятельства.

Процессуальное оформление осуществляется в соответствии с правилами, закрепленными в ст. 27.10 КоАП РФ “Изъятие вещей и документов”.

Оценка доказательств – деятельность судьи, членов коллегиального органа, должностного лица, направленная на всестороннюю проверку доказательств по делу посредством основных способов.

Объектом данного вида деятельности являются доказательства по делу об административном правонарушении, цель – получение фактических данных, определение их достоверности или недостоверности, допустимости и достаточности для использования этих данных в процессе принятия решения по делу об административном правонарушении.

Содержание рассматриваемого вида процессуального действия определяется ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с указанной статьей субъекты, осуществляющие производство по делу, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия

  • “Административно-процессуальное право”

Источник: https://zakoniros.ru/?p=18518

Особенности доказывания по делу об административном правонарушении

Особенности доказывания по делу об административном правонарушении. В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении входят в предмет доказывания и подлежат выяснению:

  • 1) наличие события административного правонарушения;
  • 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
  • 3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
  • 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  • 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  • 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  • 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме (ч. 1 ст. 26.3 КоАП РФ).

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, протоколе судебного заседания, а в случае необходимости органом, составляющим протокол об административном правонарушении, записываются и приобщаются к делу в качестве отдельных документов (ч. 2 ст. 26.3 КоАП РФ).

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 24 марта 2005 г.

N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», определение о назначении экспертизы может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего, прокурора, защитника. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ).

В определении о назначении экспертизы указываются (ч. 2 ст. 26.4 КоАП РФ):

  1. 1) основания для назначения экспертизы;
  2. 2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
  3. 3) вопросы, поставленные перед экспертом;
  4. 4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 17.9 КоАП РФ).

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта (ч. 3 ст. 26.4 КоАП РФ).

До направления определения для исполнения судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязан ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ).

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Это обусловлено тем, что заключение эксперта является видом доказательств, а в соответствии со ст. 26.

11 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению и никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Однако заключение эксперта как одно из важных доказательств по делу об административном правонарушении не может быть произвольно проигнорировано, и в силу этого несогласие с заключением должно быть мотивировано.

При производстве по делу об административном правонарушении могут отбираться образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном КоАП РФ.

Судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

В соответствии с положениями ст. 26.7 КоАП РФ одним из источников доказательств по делам об административных правонарушениях являются документы.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 КоАП РФ, такие документы являются вещественными доказательствами.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку (ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ).

Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ (ч. 2 ст. 26.8 КоАП РФ).

Судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест, незамедлительно.

При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Источник: https://xn--b1agzhfj2f.xn--p1acf/administrativnyj-process/osobennosti-dokazyvaniya-po-delu-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector