Требование об уплате налогов и сборов: что это, какие сроки на выполнение

Статьи 44 и 45 Налогового кодекса РФ регулируют обязанности по уплате налогов налогоплательщиками. Если оплата поступает не полностью, это будет являться основанием для отправки налогоплательщику налоговыми органами требования об уплате задолженности по налогу.

Требование об уплате налогов и сборов: что это, какие сроки на выполнение

Данное положение указано в 69 статье Налогового кодекса. Руководствуясь этой статьёй инспектор налоговой службы направляет письменное уведомление о пропуске сроков по уплате задолжавшему налогоплательщику. Такое требование одинаково касается как граждан, так и юридических лиц.

Требование направляется по месту жительства налогоплательщика в виде письменного извещения по почте. Оно должно в себе содержать следующие данные:

  • факты, дающие основания для направления требования;
  • содержание самого требования, поясняющее какую сумму и в какие сроки следует оплатить задолжавшему лицу;
  • данные о местоположении налогоплательщика;
  • информация о налоговом органе, направившем это требование.

Требование об уплате налогов и сборов: что это, какие сроки на выполнение

Можно выделить два основных положения, руководствуясь которыми, налоговые органы направляют требование задолжавшему лицу:

  1. Если лицо не исполнило либо ненадлежаще исполнило обязанности, связанные с уплатой налогов.
  2. При вступлении в силу законного решения в отношении лица, которое нарушило налоговое законодательство.

Сам порядок регулируется пунктами 5 и 6 статьи 69. По ним налоговые органы имеют право выбрать вид в каком будет представлено извещение задолжавшему налогоплательщику. К таким видам относятся:

  1. Личное вручение под расписку физическому лицу или представителю юридического лица, если это организация.
  2. Заказным письмом по почте. Такое требование будет считаться полученным после 6 дней со дня его отправки налоговыми органами.
  3. Отправка электронной версии письма по сети интернет.

Наиболее распространённым способом извещения о задолженности является отправка заказного письма по месту регистрации физического или юридического лица.

Для упрощения процедуры, а также сокращения сроков получения извещения, налогоплательщикам представляется возможность зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и завести личный кабинет. Это позволит оперативно получать всю информацию, которая касается уплаты налогов.

Сроки

Требование об уплате налогов и сборов: что это, какие сроки на выполнениеСроки, в течение которых налоговым органам необходимо направить извещения налогоплательщикам, регулируются статьями 70, 101.3 и 101.4 Налогового кодекса.

В них указан общий срок направления требования об уплате выявленной задолженности по результатам проверки. Он фактически исчисляется со дня обнаружения неуплаты и не может быть более трех месяцев.

В случае, если задолженность, образовавшаяся из-за неуплаты, будет выявлена в результате выездных или камеральных проверок, то извещение согласно статье 101.3 будет направлено в течение 10 дней. Тот же срок будет относиться к случаям, когда лицо будет привлечено к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Читайте так же:   Налоги по ИНН: порядок определения и уплаты

Если извещение будет направляться задолжавшему лицу при помощи средств для телекоммуникационных связей, то срок будет составлять 90 дней.

В пункте 4 статьи 69 прописаны минимальные сроки исполнения требований, которые должны устанавливать работники налоговой службы, направляя извещения для добровольной оплаты выявленной задолженности. По общему правилу срок уплаты составляет 10 календарных дней с момента получения требования.

Если уведомление направляется по телекоммуникационным каналам связи, тогда срок для физических лиц будет составлять 30 дней, для юридических лиц — 20 дней.

После оплаты задолженности в отмеченный срок, обязательство будет считаться исполненным.

Способы обеспечения исполнения обязанностей

Требование об уплате налогов и сборов: что это, какие сроки на выполнение

Все эти действия по обеспечению исполнения обязанностей делятся на две группы:

  1. Ограничение.
  2. Общее применение.

К первой группе относятся такие действия, как:

  • поручительство за налогоплательщика;
  • внесение в залог имущества налогоплательщика.

Такие способы применяются, если задолжавшее лицо получило от налоговой службы отсрочку по уплате, рассрочку или налоговый кредит. Имущество либо поручительство будет считаться обеспечением исполнения данного налогового обязательства.

Ко второй группе относятся следующие действия:

  • ограничение операций по счёту в банке задолжавшего лица;
  • пеня;
  • наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Налоговая служба прибегает к таким методам исполнения обязательств в случаях, когда лицо не исполняет указанных требований.  Наложение ареста на имущество налогоплательщика наступает только в случае, если на его банковских счетах, попавших под ограничения, отсутствует необходимая сумма для уплаты задолженности перед налоговой службой.

Налогоплательщик может использовать меру по залогу своего имущества для изменения сроков уплаты задолженности. В таких случаях, он может предоставить любое имущество в соответствии с Гражданским кодексом, на которое может устанавливаться залог.

Что делать, если пришло требование из налоговой, можно узнать из данного видео.

Уплата недоимки по страховым взносам

Как и Налоговая служба, так и Фонд социального страхования вправе требовать с неплательщика погашения образовавшейся у него задолженности.  С 2017 года уплата страховых взносов попала в поле деятельности налоговых органов.

Контроль за осуществлением страховых взносов от несчастного случая остался в ведении у фонда соц. страхования. Все действия по своевременной оплате теперь регулируются 34 главой Налогового кодекса. Все эти меры касаются организаций и индивидуальных предпринимателей, которые согласно Российскому законодательству обязаны отчислять положенные страховые взносы.

Читайте так же:   Налоговые правонарушения: понятие, виды, состав

Порядок направления требования у фонда такой же, как и у налоговой службы. В течение 90 дней со дня обнаружения в ходе проверки задолженности по уплате, плательщику направляется письменное извещение с требованием уплатить образовавшуюся задолженность. Он, в свою очередь, в течение 10 календарных дней со дня получения требования обязан закрыть задолженность перед фондом.

Если это не произошло и сроки уплаты были пропущены, то ФСС выносит решение, на основание которого происходит принудительное взыскание денежных средств задолжавшей организации через её банковские счета.

Если на банковских счетах не будет хватать средств для погашения задолженности, фонд имеет право наложить арест на имущество организации в целях дальнейшей реализации и покрытия суммы задолженности.

Пропуск сроков страховых выплат и отказ от уплаты задолженности несет не только материальный ущерб организации. Репутация при возникновении такой ситуации тоже значительно страдает. В дальнейшем велика вероятность получения отказа от банков на получение кредита.

Обжалование

Требование об уплате налогов и сборов: что это, какие сроки на выполнение

Процедура обжалования проходит в основном в досудебном порядке. Если разногласия не были решены, то налогоплательщик вправе обратиться с иском в суд для дальнейшего разбирательства.

Если от Налоговой службы, находящейся в регионе, где была подана жалоба, пришёл отказ, то плательщик может обжаловать его в вышестоящем органе, подав апелляционную жалобу.

Вышестоящий орган обязан рассмотреть поданную жалобу в течение 30 дней.

Если для вынесения решения будет необходимо сделать запрос на получение документов от региональной службы, то процесс может быть продлён ещё до 15 дней.

На основании полученных данных вышестоящий налоговый орган либо принимает жалобы, либо отменяет её. Помимо этого, может быть вынесено решение по изменению содержания жалобы или выдвинуто новое решение по требованию или его отмене.

Недостатки оформления

Недостатки при оформлении требования по уплате налога к налогоплательщику являются нарушением правил, которые будут являться основанием для подачи жалобы и изменением решения. К таким нарушениям правил оформления и доставки извещения можно отнести:

  • отсутствие уведомлений со стороны налоговых органов о наличии задолженности у налогоплательщика, а также о начале процесса принудительного исполнения обязательств к нему;
  • отсутствие минимального срока, который должен назначать налоговый орган для добровольного погашения задолженности плательщиком;
  • нарушение условий по порядку вручения извещения с требованием.

Все перечисленные нарушения имеют весомое основание для обращения с письменной подачей жалобы в региональную налоговую инспекцию. Если одно из правил было нарушено, то будет принято решение, по которому условия требования будут изменены либо оно будет отменено вовсе.

Чем грозит просрочка по налогам? Узнайте из выпуска новостей.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/nalogi/control/otvetstvennost/trebovanie-ob-uplate.html

Налоговые требования: что с ним делать, срок ответа

Обязанностью любой организации является предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы, а также своевременная и полная уплата налогов и сборов в бюджет.

Налоговые органы проверяют данные, предоставленных организацией, осуществляют налоговый контроль.

В случаях выявления несвоевременного или/и неполного исполнения обязанностей налогоплательщика, налоговая инспекция может направлять налоговые требования по исполнению этих обязательств. Рассмотрим требования об уплате налогов и требования о предоставлении документов.

А. Требование об уплате налога

Что такое налоговое требование, требование ифнс об уплате налога? 

Требование об уплате налога (штрафа) — это акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства (обязательства по уплате штрафа) перед бюджетом.Требование об уплате налогов и сборов: что это, какие сроки на выполнение

Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление № 13592/04 от 29.03.2005 Президиума ВАС РФ).

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок не уплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

Виды налоговых требований об уплате налога

Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налоговой санкции (штрафа) по правилам, установленным ст.69 «Требование об уплате налога» НК РФ.

Форма требования об уплате налога утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов .

Налогоплательщики сообщают о том, что к ним поступают разного вида требования — первоначальное, повторное и уточненное, требование об уплате налога (сбора), требование об уплате штрафа. Вид требования об уплате налогов един, он определен в Налоговом Кодексе.   

Статья 71 НК РФ предусматривает только один случай направления уточненного требования — это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования. Отсутствие условий для направления уточненного требования при наличии выставленного уточненного требования означает, что налоговый орган направил повторное требование.

Налоговые органы не имеют права под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период. Данные обстоятельства будут свидетельствовать о незаконности действий налоговых органов.

Неоднократное направление требований об уплате налогов за один и тот же период и по одним и тем же налогам нарушает законные права налогоплательщика

Содержание

  • сумма задолженности по налогу и пени;
  • меры, которые будут приняты по взысканию налога;
  • основания взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
  • срок уплаты налогов;
  • срок исполнения требования.

Порядок направления требования об уплате налогов

Ранее налоговой инспекции требовалось доказать факт передачи налогового требования.

Все возможные действия налогового органа по принуждению налогоплательщика к уплате налоговых платежей в бюджет могли быть осуществлены в случае, если налоговый орган располагал сведениями о вручении либо невручении налогоплательщику требования (пример, Постановление ФАС Центрального округа от 30 июня 2011 г. по делу N А14-9429/2010/335/28).

В настоящее время НК РФ предоставляет налоговому органу три самостоятельных и независимых способа направления требования:

  1. личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
  2. направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  3. передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст.

54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения (пример — постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010).

  • Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:
  • 1) требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения
  • 2) требование должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учета
Читайте также:  Пример заполнения 3 ндфл при возврате за обучение, как выглядит декларация

Важно: Факт выявления налоговым органом недоимки фиксируется документом по установленной форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16 апреля 2012 г. N ММВ-7-8/238@. Данный документ о выявлении недоимки налогоплательщику не направляется.

Срок направления требования об уплате налога

Установлен общий срок направления требования — не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок должен быть не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки.

Срок направления требования по результатам налоговой проверки (в том числе направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) — в течение 20 (двадцати) дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Последствия пропуска срока направления налогового требования. В практике нередки ситуации, когда налоговый орган пропускает установленный срок направления налогоплательщику требования.

Налоговый Кодекс не предусматривает изменения течения срока или его прекращение.

Таким образом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не исключает возможности применения дальнейших мер по взысканию недоимки.

Срок исполнения требования об уплате налога

Минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки: 8 (восемь) дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).

Если же требование об уплате налога будет направлено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то согласно п. 4 Письма ФНС России от 9 марта 2011 г.

N ЯК-4-8/3612@ «О порядке направления требования в электронном виде» срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составить не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, — не менее 30 календарных дней.

До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения к уплате налога, пени и штрафа.  

Основания для обжалования требования по уплате налогов

  • отсутствие сведений, информирующих налогоплательщика о факте наличия задолженности;
  • отсутствие сведений о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога;
  • не предоставление налогоплательщику минимально установленного срока для добровольного исполнения требования;
  • нарушение порядка вручения требования.

Неисполнение налогового требования по уплате налогов ведет к процедуре бесспорного взыскания недоимки (пени, штрафа, процентов).  Для обеспечения исполнения требования по уплате налога налоговый орган вправе применить следующие меры понуждения к уплате:

  • пени – это сумма, которую налогоплательщик уплачивает помимо начисленных налогов и сборов, в случае если уплата происходит позже установленных сроков. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от не уплаченной суммы налога или сбора. Ставка равна одной трехсотой ставки рефинансирования.
  • приостановление операций по счетам налогоплательщика (ограничение прав налогоплательщика распоряжаться своими денежными средствами в сумме предъявленного требования, налоговым органом выносится соответствующее решение, в случае погашения задолженностей перед бюджетом, решение должно быть отменено в течение 2 дней);
  • поручительство (поручитель обязан выплатить все суммы налогов и сборов, пеней и штрафов в том случае, если налогоплательщик в определенные сроки этого не делает, оформляется договором);
  • банковская гарантия (банк является гарантом уплаты задолженностей налогоплательщика перед бюджетом; к банку, предоставляющему банковскую гарантию, предъявляется ряд требований, которые изложены в ст. 74.1 НК РФ);
  • залог имущества (оформляется договором между налоговой и организацией, в случае неуплаты положенных сумм в определенные сроки, налоговый орган осуществляет оплату самостоятельно за счет стоимости заложенного имущества);
  • арест имущества (производится только с санкции прокурора и только в случаях наличия достаточных оснований полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры к сокрытию имущества; может быть как полным, так и частичным).

Если после направления требования суммы недоимки, пеней или штрафов изменились (например, выявлены недочеты в результате сверки платежей), то налоговый орган высылает уточненное требование об уплате. Таким образом, направление требования об уплате налога является неотъемлемой частью процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщика перед бюджетом.

Б. Требование о предоставлении документов (информации)

При проведении налоговых проверок или других мероприятий налогового контроля, налоговые органы вправе запрашивать различную информацию и документы. Налоговые органы направляют требование о предоставлении документов или информации налогоплательщику в следующих случаях:

  • налоговой проверки налогоплательщика;
  • налоговой проверки контрагента налогоплательщика.

Сроки ответов на налоговые требования документов

При получении требования в рамках налоговой проверки, касающейся непосредственно самого налогоплательщика, срок предоставления документации (информации) составляет 10 рабочих дней.

Если проводится налоговая проверка в отношении другой организации, являющейся контрагентом налогоплательщика, налогоплательщик получает не только требование о предоставлении документов, но и копию поручения налогового органа контрагента. В таком случае срок предоставления документов составляет 5 рабочих дней. В случае отсутствия запрашиваемой информации об этом также сообщается в налоговые органы в письменной форме в срок до 5 дней.

Эти сроки могут продлятся в случае указания причин, по которым необходима отсрочка. К таким причинам можно отнести, например, большие объёмы запрашиваемых документов или отсутствие по уважительной причине должностного лица. Но, к сожалению, налоговая инспекция может отклонить запрос об отсрочке.

В срок до пяти рабочих дней налогоплательщик также обязан отвечать на:

  • требование пояснений образования убытка организации налогоплательщика;
  • требование пояснений при расхождении данных, выявленных ошибках или противоречиях в ходе налоговой проверки организации налогоплательщика.

В таких случаях налоговым органом рекомендуется либо предоставить пояснения, либо внести исправления в те же сроки.

Порядок предоставления документов по налоговому требованию 

Документы по требованию могут быть предоставлены в налоговую инспекцию лично или через представителя, переданы в электронном виде или же высланы почтой заказным письмом. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных налогоплательщиком копий, заверять их нотариально не нужно (если только это особо не предусмотрено законодательством РФ).

Особенностью оформления предоставляемых документов на бумажном носителе является то, что копия каждого документа заверяется отдельно, то есть заверяется каждый лист. Лишь для многостраничного документа возможно исключение: заверяется прошивка этого документа целиком.

Для этого обязательно проставляется:

  • надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • личная подпись этого лица с расшифровкой (инициалы и фамилия);
  • дата заверения;
  • печать организации.

Напомним, что при предоставлении копий, налоговый орган имеет право ознакомиться с оригиналами документов. К документам, передаваемым по требованию, прилагается опись, составляющаяся в двух экземплярах, на одном из которых проставляется отметка о получении документов налоговым органом.

Бывают ситуации, когда налоговые органы не указывают точный список нужных документов, например, требуют подтверждения определенных показателей. В таких случаях налогоплательщик может самостоятельно определить необходимый перечень документов.

Но во избежание недоразумений отсутствие конкретизации в требовании необходимо отразить в сопроводительном письме.

Если организация заключила соглашение об электронном документообороте, то требование могут прислать по телекоммуникационным каналам связи. Данное требование изначально формируется на бумажном носителе, и только после в электронном виде.

Если после направления электронного требования в течение следующего дня налоговый орган не получает от организации квитанцию о приеме, то он обязан выслать требование в бумажном варианте почтой.

Если полученное из налоговой электронное требование не соответствует установленным стандартам, например, не подписано электронной цифровой подписью, то налогоплательщик высылает уведомление об отказе в приеме. Налоговики обязаны исправить указанные ошибки и выслать требование повторно.

Документы по требованию также могут предоставляться в электронном виде. Процедура составления, направления, получения подтверждения или отказа такая же. Также если налоговый орган в течение одного дня не подтвердил получение документов от налогоплательщика, то данные документы предаются на бумажном носителе.

Повторное истребование ранее предоставленных документов

Особо следует отметить, что зачастую возникают ситуации, при которых налоговый орган запрашивает документацию повторно, вновь направляя требование налогоплательщику. В Налоговом Кодексе указано, что не допускается повторное требование документов, которые были получены налоговыми органами ранее. Но данное ограничение не действует в следующих случаях:

  • если до этого документы представлялись в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • если документы, были утрачены вследствие непреодолимой силы;
  • если требование предоставления документов направлено налогоплательщику в рамках налоговых проверок его контрагентов (в этом случае на каждое требование необходимо предоставлять копии запрашиваемых документов в указанные сроки, независимо от того, какие документы были предоставлены ранее).

Штрафные санкции

В случае непредставления документов (письменного сообщения об их отсутствии) или предоставления их с несоблюдением сроков, налоговые органы вправе оштрафовать налогоплательщика (ст. 126 НК РФ):

  • нарушения сроков предоставления запрашиваемой информации — 200 (двести) рублей за каждый документ, исключения составляют непредставление налоговой декларации или уведомления о контролируемых сделках;
  • непредоставления документов (или информации) либо предоставления с умышленными искажениями — 10 000 (десять тысяч) рублей для организаций и индивидуальных предпринимателей, для физических лиц – 1 000 (одна тысяч) рублей, за исключением непредставления банком справок по счетам и операциям;
  • за утаивание информации, которую было необходимо сообщить налоговым органам размере 5 000 (пять тысяч) рублей, в случае повторения такого правонарушения в течение одного года этот штраф может увеличиться до 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

В заключение, обобщим всё вышесказанное. В случае выявления налоговым органом неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей, инспекция имеет право выставлять требования.

В зависимости от того, в какой части организация не исполняет или исполняет неверно свои обязанности, ей направляется либо требование о погашении задолженности перед бюджетом, любо требование о предоставлении информации, документации или пояснений.

Для каждого требования установлены свои формы, сроки выполнения и меры, обеспечивающие их исполнение. При получении таких требований организация обязана исполнить требования налогового органа в полной мере в установленные сроки.

Фирммейкер, июль 2014Ольга Анисимова

При использовании материала ссылка обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/nalog-trebovanij

Сроки направления требования об уплате налога и сбора

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Сроки направления требования об уплате налога и сбора

  • Требование об уплате налога и сбора может быть выставлено в нескольких случаях.
  • Содержание
  • Для максимального соблюдения действующих норм и правил, а также в целях защиты законных интересов налогоплательщиков, налоговое законодательство РФ устанавливает четкие сроки, в которые каждый налогоплательщик должен быть уведомлен о срочной необходимости уплаты того или иного налога и сбора.
  • Несоблюдение налоговым органом установленных условий по уведомлению того или иного налогоплательщика ведет к тому, что несвоевременно направленное уведомление теряет свою юридическую силу.
  • Соответствующе оформленное требование об уплате налога должно быть направлено уполномоченным органом налогоплательщику в установленный 3-х месячный период с того момента, когда существующая недоимка была выявлена и поставлена на учет.

В установлении допустимого срока определенную роль играет и сумма имеющейся недоимки. Если она не превышает 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено лицу в период, равный одному году со дня непосредственного обнаружения и фиксирования недоимки.

Читайте также:  Можно ли возвращать товары без чека: как вернуть, или обменять в магазине

В данном случае допустимый срок предъявления требований увеличивается в связи с перевесом затрат действий налоговых органов в сравнении с взыскиваемой суммой недоимки.

Исключениями будут являться случаи, когда обнаружение недоимки в том или ином размере стало результатом ранее проведенной налоговой проверки. Тогда, после вынесения официальных результатов данной проверки и фиксирования недоимки, налоговый орган должен направить свои требования о ее погашении в течение 20 дней с момента проведения данной проверки.

Требования о погашении задолженности могут быть направлены как самому лицу-налогоплательщику, так и ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Требование об уплате того или иного налога составляется в письменной форме и, как правило, в одном экземпляре. Исключения составляют случаи, когда документ направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.

После того, как на втором документе была проставлена отметка налогоплательщика, либо его представителя, о получении, данный экземпляр возвращается в налоговый орган и хранится там.

Правила установления срока исполнения требования об уплате

Сроки направления требования об уплате налога и сбора устанавливаются действующим законодательством РФ и, в дальнейшем, местными налоговыми органами. Исчисление срока всегда начинается с момента обнаружения недоимки. С этого времени у налогового органа появляется полноценное право на предъявление финансовых требований к налогоплательщику.

Факт выявления недоимки, в обязательном порядке, фиксируется налоговым органом по установленным правилам. Документ, свидетельствующий о выявлении недоимки, является внутренней налоговой бумагой и налогоплательщику не направляется.

Нередко недоимки выявляются и во время производства по делу о налоговом правонарушении. В таком случае, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее, чем в течение 10 дней со дня обнаружения недоимки.

Законодательство РФ устанавливает минимальный срок, в течение которого требование налогового органа должно быть исполнено налогоплательщиком. Данный срок равен 8 дням с момент получения уведомления.

  1.  В тех случаях, когда требования об уплате направляется налогоплательщику в электронном виде, установленный срок увеличивается до 20 календарных дней, в отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями – до 30 дней.
  2. До окончания срока, предусмотренного для добровольного исполнения требований налогоплательщиком, налоговый орган не может применить дополнительные принудительные меры, например, в виде пеней или штрафов.
  3. В судебной практике нередко встречаются случаи, когда решение налогового органа о принудительном взыскании долгов с налогоплательщика за счет его имущества, было признано незаконным именно потому, что оно было вынесено в период до истечения установленного законодательством срока для добровольного исполнения налоговых требований.
  4. Только после истечения установленного периода, налоговый орган может приступать к следующему этапу – выбору определенной принудительной меры для взыскания.

Срок исполнения требований об уплате налога, как правило, представляет собой стандартные цифры – 8, 20, 30 дней и один календарный год. Но, в определенных случаях он может быть увеличен, либо уменьшен, в зависимости от конкретных индивидуальных обстоятельств. Конечный результат устанавливается уполномоченным налоговым органом, но минимальное значение срока – 8 дней сократить нельзя.

Несоблюдение сроков направления требования об уплате

В налоговом праве сроки играют огромную роль, причем это напрямую касается не только налогоплательщиков и их обязательств, но и самих налоговых органов, действия которых не должно противоречить действующим нормам и правилам. Еще более важное значение приобретают сроки, когда речь идет о взыскании определённой материальной суммы для погашения налоговой задолженности.

Итак, если налоговый орган не проводил проверку, а недоимка составила сумму более 500 рублей, информирование налогоплательщика и предъявление соответствующих требований о погашении долга должно быть осуществлено в течение 3-х месяцев со дня обнаружения данной недоимки.

Если задолженность так и не была погашена, решение о взыскании может быть принято налоговым органом сразу после истечения установленного срока, но не позднее, чем в течение двух календарных месяцев после данного периода.

В действующем налоговом законодательстве РФ не установлено четких сведений о том, какую ответственность будет нести налоговый орган при нарушении установленного срока для предоставления требований об оплате.

Существуют множественные судебные решения, подтверждающие тот факт, что несоблюдение инспекциями установленных сроков по предъявлению требований не лишает их дальнейшей возможности взыскания различных штрафов и пеней. Помимо этого, данный факт не влечет изменения остальных сроков, предусмотренных законодательством РФ.

С другой стороны, судебная практика содержит в себе немало прецедентов, в которых действия налоговой инспекции были признаны незаконными, по причине несоблюдения установленных сроков и, как следствие, грубых нарушений действующего законодательства.

В таких случаях судебный орган нередко ставал на сторону налогоплательщика и освобождал его от необходимости оплаты выявленной ранее недоимки по причине неправомерных действий со стороны налоговых органов. Таким образом, в данном вопросе нет официальной и единственной позиции.

Как правило, во внимание принимаются различные, дополнительные обстоятельства, которые помогают судебному органу принять наиболее оптимальное и справедливое решение, максимально защитив интересы, как налогоплательщиков, так и представителей налоговых органов.

В тех ситуациях, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа о принудительном взыскании денежных средств, наложении ареста на имущество, либо о начислении пеней и штрафов за просрочку исполнения обязательства, он имеет полное право на обращение в судебный орган.

Разбирательство данных дел входит в компетенцию Арбитражного суда. Заинтересованному лицу следует подать иск, в котором необходимо указать имеющиеся требования и обосновать их.

В качестве основного доказательства нужно представить первоначальное требование налогового органа о срочной уплате существующей недоимке. В данном документе, в обязательном порядке, должен быть прописан срок, в который данная недоимка должна быть погашена. Затем следует представить в суд окончательное решение налоговой инспекции о принудительном взыскании денежных средств.

Источник: https://advokat-malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/sroki-napravleniya-trebovaniya-ob-uplate-naloga-i-sbora.html

Порядок формирования и направления требования об уплате налога

Не погашенное своевременно налогоплательщиком требование об уплате налога является основанием для принудительного взыскания недоимки.

Однако юридическую силу имеет не всякое такое требование, а лишь составленное и направленное плательщику в установленном законом порядке.

Шаблонный документ

В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование составляется в письменной форме, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Содержание требования об уплате налога определяется как самим федеральным законом, так и ведомственными нормативными актами.

Как указано в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса, рассматриваемое требование должно содержать сведения:

  • о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования;
  • о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
  • о сроке исполнения требования; о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком; подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Также в настоящее время действует Приказ ФНС от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/825@ «Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации». Данный приказ предусматривает две самостоятельные формы требования об уплате налога. Одна из них предназначена для направления руководителю организации или индивидуальному предпринимателю, а вторая — только физическим лицам, не относимым действующим законодательством к индивидуальным предпринимателям (их круг, помимо прочих субъектов, образуют частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатский кабинет).

Текстуально эти две формы различаются лишь ссылками на законодательство, применимое к лицам, имеющим специальный налоговый статус.

Вместе с тем следует признать направление требования об уплате налога в адрес юридического лица на бланке, адресованном физическому лицу, существенным нарушением, ставящим под сомнение правомерность предъявления такого требования.

Ведь в таком случае налоговый орган будет считаться не исполнившим надлежащим образом обязанности, возложенные на него статьей 32 Налогового кодекса.

А именно: он не разъяснил в действительности правовые последствия неисполнения указанного требования, сославшись на не имеющие отношение к налогоплательщику правовые нормы. Таким образом, в настоящее время требование об уплате налога есть формализованный (шаблонный) документ, несоблюдение типовой структуры которого способно повлечь его недействительность.

Данный вывод подтверждается и практикой нижестоящих арбитражных судов. Так, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2007 г.

№ А40-43842/06-126-187 были удовлетворены исковые требования организации о признании недействительным требования инспекции об уплате налога и пени в связи с тем, что вместо данных об основаниях взимания налога и нормах закона о налоге, который устанавливает обязанность заявителя уплатить налог, в оспариваемом требовании указана статья 45 Налогового кодекса. Напомним, что данная статья определяет момент исполнения обязанности по уплате налога и случаи, при которых взыскание налога с организаций (индивидуальных предпринимателей) производится исключительно в судебном порядке. В указанном деле суд справедливо посчитал, что оспариваемое требование об уплате налога и пени нарушает права и интересы заявителя, поскольку не соответствует законодательству о налогах и сборах.

Время — деньги

Действующее законодательство определяет четкий временный срок как для налогового органа, в течение которого он имеет право выставить требование об уплате налога или сбора, так и для налогоплательщика, в течение которого последний под угрозой новых санкций обязан выполнить соответствующее предписание налогового органа.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки либо в течение 10 дней с момента принятия решения по результатам налоговой проверки. При этом в первом случае составляется специальный документ о выявлении недоимки у налогоплательщика, а во втором основанием для предъявления требования служит акт выездной или камеральной проверки.

Законодательство не предусматривает возможности продления или восстановления срока для направления требования налогоплательщику. И в этом плане практика арбитражных судов неукоснительна. Так, решением Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2007 г.

№ А40-48744/07-129-310 было установлено, что пропуск налоговым органом срока, установленного для направления требования об уплате налога, а также отсутствие в указанном требовании подробных данных об основаниях взимания налога влекут признание такого требования недействительным.

Увы, того же нельзя сказать о судах общей юрисдикции, склонных принимать любые требования от налоговых органов. В немалой степени этому способствует существующий в гражданском процессе институт приказного производства, отсутствие которого в арбитражном процессе определенно идет на пользу налогоплательщикам.

Со стороны налогоплательщика требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Несогласный с предъявленным требованием налогоплательщик может его оспорить, подав заявление в суд.

Оставлять же вовсе без внимания требование об уплате налога, надеясь на забывчивость налоговых инспекторов, нежелательно, так как в этом случае обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора, вероятнее всего, изменится, что повлечет новый расчет пеней и направление новых требований.

Читайте также:  Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе

Отправил и забыл

В качестве приоритетного способа направления требования налогоплательщику пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса называет вручение требования законному или уполномоченному представителю лица, указанного в требовании, лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. И только в том случае, если личное вручение не представляется возможным, требование об уплате налога направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Данное законоположение представляется спорным, так как по разным причинам не может однозначно свидетельствовать о том, что в действительности налогоплательщик получил направленное ему требование.

Однако в этом положении проявляется следование налогового законодательства общей тенденции развития процессуальных принципов, основанных на принятии презумпции извещения. Аналогичные нормы, касающиеся порядка извещения ответчика, существуют и в гражданском, и в арбитражном процессе.

Поэтому во избежание негативных последствий налогоплательщикам и их представителям рекомендуется поддерживать регулярные информационные связи с территориальным налоговым органом.

Комментарий

  • Менеджер практики налогового консультирования компании «Энерджи Консалтинг» Юлия Гладышева:
  • — Анализ существующей арбитражной практики демонстрирует, что суды, как правило, склонны прислушиваться к доводам налогоплательщиков о нарушении инспекциями ФНС норм, регламентирующих как содержание требования об уплате налога, так и срок его направления налогоплательщику.

Так, можно упомянуть ряд судебных постановлений, в которых требования об уплате налога признавались недействительными полностью либо в части по причине того, что в них был указан не основанный на законодательстве срок уплаты налога, отсутствовали сведения о размере недоимки, дате начала начисления пени и ставке пеней (постановления ФАС Московского округа от 26 февраля 2008 г. № КА-А41/804-08, от 21 февраля 2008 г. № КА-А40/638-08 и др.).

Нередки и случаи пропуска налоговиками установленных сроков направления требования налогоплательщику, что суды также считают весомым аргументом для признания данного требования недействительным и не подлежащим исполнению (см.

, например, постановление ФАС Московского округа от 21 февраля 2008 г. № КА-А40/661-08).

Инспекторы ФНС зачастую пытаются обойти нормы о сроках выставления требования об уплате налога путем проявления удивительной настойчивости, неоднократно предъявляя требования по одной и той же сумме за пределами не только трехмесячного, но даже трехлетнего срока, то есть по истечении срока исковой давности. Известны примеры, когда претензии в виде требований по налоговым платежам, «зависшим» в проблемных банках в 90-е годы прошлого столетия, налогоплательщики получали спустя 9—10 лет.

В связи с этим можно сделать вывод: получив требование, налогоплательщику в первую очередь следует внимательно изучить, насколько правильно оно составлено, обращая внимание на даты и текст. Возможно, другие действия, связанные с оспариванием оснований для предъявления требования по существу, в данном конкретном случае не понадобятся.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/110895/

Какие сроки обжалования требования об уплате налогов? — Правовед.RU

456 юристов сейчас на сайте

ИП УСН неправомерное требование об уплате страховых взносов (1%).Требование от 13.07.2018 года.

Если срок 1 год, то с уважительными причинами будет проблематично(

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (2)

Андрей, добрый день, срок обжалования в административном порядке составляет 1 год в силу ст. 139 НК РФ: 

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

В судебном порядке в течении 3х месяцев в силу ст. 198 АПК РФ: 

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Между тем обжаловать в судебном порядке возможно уже решение вышестоящего органа. 

Кроме того, как видите при наличии уважительных причин срок может быть восстановлен. Пропуск срока на месяц не такой существенный, можно привязать к моменту получения требования. 

  • Андрей, здравствуйте!
  • Требование об уплате налога (взноса) является одним из элементов в процедуре принудительного взыскания недоимки, за которым следует принятие решение о взыскании налога (взносов) за счет денежных средств и направление поручений в банк.
  • Если после требования об уплате налогов, которое было направлено Вам более года назад, налоговым органом не принималось решения о взыскании налога (соответственно, не направлялись в банк, в котором у Вас открыт счет, поручение на списание денежных средств), тогда в настоящее время недоимка по страховым взносам может быть взыскана с Вас исключительно в судебном порядке и смысл обжаловать отдельно указанное требования отсутствует.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. (ч. 4 ст. 46 НК РФ)

Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора, страховых взносов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. (ч. 10 ст. 46 НК РФ)

С уважением, Александр Васильев

Источник: https://pravoved.ru/question/2485691/

Требование об уплате налога. Основания, порядок и сроки его направления

Требование об уплате налога — это извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ).

Основанием направления налогоплательщику требования об уплате налога является наличие у него недоимки.

Требование обладает следующими признаками:

  • 1) это письменное извещение с указанием ИНН лица, которому оно адресовано. Устные обращения к налогоплательщику, публикации о необходимости уплатить налоги и сборы в СМИ и т.д. не являются требованиями об уплате;
  • 2) требование адресуется:
    • • налогоплательщикам, т.е. организациям и физическим лицам, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплаты налогов;
    • • плательщикам сборов;
    • • иным лицам (например, налоговым агентам (ст. 24 НК РФ), лицам, указанным в ст. 51 НК РФ;
  • 3) требование направляется налогоплательщикам, как правило, налоговым органом по месту их учета (п. 5 ст. 69 НК РФ). Однако в ряде случаев оно может исходить и от вышестоящего органа, если этот орган, например, проводит налоговую проверку и по ее результатам предъявляет требование об уплате налогов и сборов;
  • 4) требование об уплате налога направляется лицу, у которого возникла:
    • • недоимка по налогам и сборам;
    • • обязанность уплатить в установленный налоговым органом срок определенную сумму налогов и сборов, а также пени и штрафов.

Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

  • • сумму задолженности по налогу,
  • • размер пеней, начисленных на момент направления требования,
  • • срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах,
  • • срок исполнения требования,
  • • меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога (например, залог, поручительство, арест имущества), которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога (ими признаются, в частности, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка налога или сбора — ст. 17,38 НК РФ), а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Форма требования утверждена ФНС России[1].

Требование в обязательном порядке вручается налогоплательщику. Если адресатом требования является организация, то требование об уплате налога может быть передано (вручено) лично под расписку с указанием даты вручения:

  • • законному представителю организации (т.е. лицу, уполномоченному представлять организацию на основании закона или учредительных документов — п. 1 ст. 27 НК РФ);
  • • уполномоченному представителю организации (т.е. физическому лицу или юридическому лицу, уполномоченному налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами — и. 1 ст. 29 НК РФ).

Если адресатом требования является физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), то требование об уплате налога может быть передано (вручено) лично ему под расписку с указанием даты вручения, а также его законному (и. 2 ст. 27 НК РФ) или уполномоченному (ст. 29 НК РФ) представителю.

Если налогоплательщики (их представители) уклоняются от получения требования (например, не желают дать расписку в получении требования), то применяются правила абз. 2 и. 6 ст. 69 НК РФ.

В такой ситуации должностные лица налогового органа направляют требование по почте заказным письмом.

Согласно закрепленной вышеназванной правовой нормой презумпции требование об уплате налога считается полученным по истечении шести календарных дней с даты направления такого письма.

Вышеизложенные правила применяются не только в отношении требования об уплате налога, но и в отношении требования об уплате сбора, пени и штрафа. То есть содержание, форма и порядок направления требования унифицированы для всех видов налоговых платежей и санкций.

Сроки направления требования об уплате налога определены ст. 70 НК РФ. Срок направления требования различен в зависимости от того, каким способом налоговый орган выявил недоимку.

По общему правилу требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В этом случае налоговый орган составляет документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента по форме, утвержденной ФНС России[2].

Если же недоимка выявлена в ходе налоговой проверки, то требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ). Согласно ст.

6[2] НК РФ данный срок исчисляется в рабочих днях.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (и.

6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации'). Сроки принудительного взыскания налога и пеней, в том числе пресекательные, установлены ст. 46, 47 и 48 НК РФ.

Таким образом, срок направления требования об уплате недоимки и пени включен в общую цепочку процессуальных сроков взыскания недоимки по налогу и пени и влияет на их соблюдение.

Источник: https://studref.com/569688/pravo/trebovanie_uplate_naloga_osnovaniya_poryadok_sroki_napravleniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector