От ошибок не застрахован никто – ни отдельный человек, ни даже солидная государственная организация. Разница состоит только в последствиях подобных ошибок. Иногда неправильные решения могут выноситься и налоговыми службами.
Причин этому бывает множество – от банального человеческого фактора, невнимательности и неполной компетентности сотрудников, до коррупционной составляющей и попыток незаконно обогатиться за счёт налогоплательщика – обычного гражданина или коммерческой фирмы.
Для восстановления справедливости в данных случаях российское законодательство предусматривает возможность обжалования решения налогового органа.
Другое дело, что защита своих попранных прав процедура достаточно трудоёмкая и требующая хорошего знания основ юриспруденции.
В связи с этим, следует внимательно ознакомиться с соответствующими положениями законодательства, либо обратиться за помощью к профессиональному юристу.
Правовая база
Возможность любого налогоплательщика подать ходатайство о пересмотре принятого чиновниками решения прописана в положениях Налогового законодательства (НКРФ). Так, статья №137 кодекса закрепляет такое право за каждым лицом, считающим, что его законные права были нарушены налоговиками. Глава №19 НКРФ устанавливает временные лимиты для опротестования постановлений чиновников ФНС, и сроки рассмотрения подобных жалоб их руководящими инстанциями.
Кроме этого, закон предусматривает такой порядок обжалования неправомочных действий налоговиков, как подача иска в судебные органы.
Порядок подачи иска и его рассмотрения в этом случае регламентирован процессуальными статьями арбитражного законодательства.
Верховный суд, в свою очередь, вынес ряд постановлений относительно правоприменительной практики оспаривания решений налоговых инспекторов. Например, постановление ВС, принятое в июле 2013 г. за номером 57.
В ряде случаев в статьях законодательства не прописаны некоторые нарушения и не дана их квалификация.
В этом случае налогоплательщик может прибегнуть к услугам внутренних нормативных актов, изданных самой налоговой инспекцией. В них содержится дополнительная квалификация ряда понятий, таких как «ненормативный акт».
Данные дополнения издаются в виде разъяснений и методичек для сотрудников, выпускаемых центральным органом Налоговой службы.
Временные сроки
По результатам любой проверки сотрудниками налоговой инспекции составляется соответствующий акт, что прописано в статье №100 НКРФ. Данный акт, согласно юридической практике, не является отдельным документом, а рассматривается в комплексе с вынесенным налоговой инстанцией решением. Дело в том, что подобные решения принимаются исключительно на основании таких актов проверок.
В связи с этим, истечение срока для подачи возражений от налогоплательщика начинается не с момента составления чиновниками акта проверки, а с момента вынесения решения. Точно так же, правовые нормативы не предусматривают процедуру опротестования результатов собственно акта проверки. Такое возможно исключительно в контексте общего постановления, в котором отражаются результаты проверки.
Согласно процессуальным нормативам, срок обжалования неправомерного решения зависит и от того, вступило оно в законную силу или нет. Если постановление не вступило в силу, то налогоплательщик имеет возможность обжаловать его в виде апелляции. На это ему даётся срок в один месяц с момента вынесения решения.
Но бывает так, что постановление вступило в законную силу, и лишь после этого гражданин или хозяйствующий субъект обнаружил какие-либо несоответствия и нарушения в процедуре произведённой проверки.
Либо поданная в месячный срок апелляция не привела к желаемым для заявителя последствиям. В таком случае ему даётся срок в один год после вступления решения в силу на опротестование вердикта налоговиков.
Исключение – когда на плательщика налагается наказание за финансовые недоимки налоговых выплат. В этом случае временной лимит сокращён до З-х месяцев. Такой же срок даётся на обжалование апелляционного решения вышестоящих налоговых органов.
Способы обжалования
Подобно прочим неправомерным действиям госорганов, обжалование налоговых решений производится в два этапа. Согласно статье №138 НКРФ, изначально протест подаётся в вышестоящие инстанции того же органа, а в случае непринятия им мер, или неудовлетворённостью результатом, налогоплательщик может подать исковое заявление в арбитражный суд. Исключение составляют постановления налоговой службы, которые возможно опротестовать сразу же в судебных органах, минуя инстанции ФНС.
Первоначально подаётся жалобы вышестоящему органу налоговой службы. Для этого составляется заявление положенной формы и подаётся в руководящий отдел ФНС.
Так, если неправомочное постановление было принято сотрудниками районного отдела налоговой службы, то апелляция направляется в адрес городской или межрайонной службы.
После вынесения неудовлетворительного решения по апелляции, плательщик имеет право опротестовать его в судебном порядке.
Для этого составляется исковое заявление и подаётся в судебный арбитраж. Для аргументированного представления собственной позиции, налогоплательщику необходимо подкрепить ходатайство доказательной базой. При этом в арбитраж можно подать жалобу как на первоначально принятое постановление чиновников, так и на последующее решение вышестоящих налоговых органов.
Если заявителем был пропущен месячный срок для подачи апелляции в вышестоящие налоговые инстанции, то он также лишается права подавать ходатайство в арбитражный суд. Исключением является случай, если месячный срок был пропущен по независящим от него обстоятельствам. К таким уважительным причинам относятся тяжёлая болезнь гражданина, стихийные бедствия и прочие форс-мажорные обстоятельства.
Ещё один нюанс, касающийся процедуры опротестования, состоит в том, что подача жалобы не является поводом для автоматической отмены постановления налоговых инспекторов.
До тех пор, пока арбитражным судом не вынесен окончательный вердикт по поводу обжалования решения налогового органа, данное постановление обязательно для выполнения.
Исключение составляет случай предоставления налогоплательщиком официальной банковской гарантии относительно уплаты взысканных с него недоимок.
Составление ходатайства
Порядок составления апелляции регламентирован нормативами НКРФ. Жалоба составляется в письменном виде и заверяется личной подписью заявителя. При подаче заявления от имени коммерческой компании его подписывает генеральный директор или уполномоченное советом директоров официальное лицо. В ходатайстве должны в обязательном порядке указываться следующие данные:
- Идентификационные данные заявителя — юридического или физического лица (Ф.И.О, наименование организации).
- Сведения об обжалуемом постановлении налоговиков, а также данные налогового органа, вынесшего это решение.
- Указание на конкретные факты нарушения действующих законодательных нормативов со стороны чиновников при принятии решения.
- Просьба налогоплательщика отменить незаконное, по его мнению, постановление.
- Контактные данные истца, по которым его можно известить о времени проведения судебных слушаний.
Составленное заявление отправляется заказным письмом в налоговые органы, либо лично передаётся в приёмный отдел инстанции. Также можно подать протест в налоговую инстанцию посредством интернета, через её официальный сайт. В арбитражный суд иск также отправляется по почте, либо передаётся лично ходатаем в судебную канцелярию.
Процедура внесения решения по апелляции
Весь процесс проверки законности вынесенного постановления начинается с принятия апелляционного иска. После этого ходатайство не позднее, чем через три дня, направляется для рассмотрения по существу в уполномоченный отдел. Сотрудники данного отдела обязаны подробно ознакомиться с сутью представленной проблемы и вынести своё решение. Это может быть либо удовлетворение жалобы, либо её отклонение.
Если обнаружены нарушения процессуальных нормативов и законов со стороны инспекторов, производятся все необходимые мероприятия по их устранению.
После этого о результатах произведённых работ уведомляется заявитель и вышестоящие инстанции.
Также истец уведомляется об отказе в удовлетворении его жалобы, если контролирующие органы не нашли каких-либо нарушений законодательства в наложенном на него взыскании.
Законом определены максимальные сроки рассмотрения ходатайства чиновниками ФНС. Месяц отводится на рассмотрение ситуаций с наложением наказания за нарушение норм налогового законодательства. Руководитель отдела ФНС имеет право продлить этот срок ещё на месяц, в случае необходимости затребования и изучения дополнительных документов для освещения всех обстоятельств дела.
Если требование истца связано с устранением незаконных действий сотрудников ФНС, то на его рассмотрение отводится 15 дней с момента подачи ходатайства.
Данный лимит может также продлеваться на две недели, если потребуется изучить дополнительную документацию. После этого сотрудники службы должны принять решение о законности или незаконности принятого ранее постановления.
Рассмотрение дела в судебном арбитраже производится в полном соответствии с действующим в России процессуальным законодательством.
Предоставлять всю необходимую доказательную базу к рассмотрению арбитража обязан заявитель. В обязанности же ответчика, то есть налогового органа, вменяется представление пакета документов и списка нормативных актов, на основании которых было принято оспариваемое решение.
Обжалование решений налоговой
Источник: https://myjus.ru/appeal-and-cassation-proceedings/obzhalovanie-resheniya-nalogovogo-organa/
Обжалование решения налогового органа
07.10.2018
Обжалование решения налогового органа – это гарантированный законом метод восстановления законных прав любого гражданина Российской Федерации. Чаще всего заявителями выступают физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, хотя и у «рядового» жителя России иногда могут возникать проблемы с налоговой.
Потребность в обжаловании решений фискального органа возникает в том случае, когда к заявителю применены неправомерные взыскания со стороны государственных служащих. На сегодняшний день существует два варианта действий при обнаружении нарушений или злоупотреблений со стороны фискального органа:
- жалоба в вышестоящую инстанцию;
- подача искового заявления в суд.
Выбор того или иного варианта зависит от того, какую именно статью нарушил гражданин или исполнители фискальной службы.
Порядок обжалования решения налогового органа
Консультация юриста бесплатно
Порядок обжалования решения налогового органа одинаковый во всех регионах России, так как он описан в КАС.
Заявителю требуется пройти следующие процедуры:
- решение вопроса в досудебном порядке (в данном случае обращение в вышестоящий орган фискального надзора);
- прохождение дополнительной фискальной проверки;
- получение на руки письменного заключения о правомерности или, наоборот, неправомерности ранее вынесенного решения;
- отправка жалобы с вопросом, касающимся нарушения прав, в суд;
- получение на руки решения, касающегося вопроса восстановления прав;
- обращение в арбитражный суд (апелляция на решение подчиняющегося органа).
В некоторых случаях лицо имеет право миновать проведение дополнительных проверок и решить проблему в судебном порядке. Если ответ не удовлетворил заявителя, то ему предоставляется право обжаловать решение в арбитражном суде. Все действия производятся в порядке, описанном в статье 4 АПК, касающейся правил и процедуры удовлетворения жалоб на действие или бездействие государственных и судебных органов, а также согласно положениям, изложенным в КАС, с учетом всех изменений, вынесенных к ним на пленумах.
Читать также: Бывший муж не платит алименты
В любом случае лицо, обратившееся за восстановлением собственных прав, должно предоставить комиссии пакет документов, в котором будут указаны все требования, а также статьи законов, которые были нарушены (по его мнению) при вынесении вердикта фискалами или судьями.
Также истцу потребуется приложить квитанции об уплате обязательных сборов на судопроизводство (госпошлин), а в некоторых случаях и документы, подтверждающие внесение средств, присужденных к погашению судом или налоговой службой (с целью получения возврата или внесения в счет будущих периодов).
Порядок обжалования решения налогового органа может быть сокращен. В том случае, если вышестоящая структура удовлетворит заявителя, подача заявления в суд не потребуется. То же самое следует сказать и о том, что если суд вынесет положительный вердикт, то жалоба в арбитраж не нужна.
Консультация юриста бесплатно
Срок подачи прошения
Срок подачи прошения (в данном случае иска), касающегося обжалования в судебном порядке любого решения, вынесенного по отношению к заявителю, также регулируется налоговым кодексом.
В этом своде документов (пункт 2 статья 139 Налогового кодекса РФ) указано, что первичное обращение заявитель может подать в течение одного года с момента вынесения решения представителями налоговых органов или дня вступления его в силу.
В том случае, когда:
- действие еще не вступило в законную силу,
- первичное обращение в суд не принесло ожидаемого результата (например, не повлекло отмены решения налогового органа),
- ответ полностью не удовлетворил пострадавшую сторону,
последней предоставляется право на протяжении одного месяца обратиться с прошением в апелляционный суд.
Важно отметить, что обращение пострадавшей стороны в арбитражный суд осуществляется исключительно в виде жалобы или в форме заявления по делам особого производства, предусмотренной в Административно-правовом кодексе РФ. Прошение, согласно правилами территориальной подсудности, следует направлять в суд по месту нахождения фискального органа, нарушившего права заявителя.
Все документы подаются лично или через официальное доверенное лицо. Образец вы видите ниже.
Читать также: Как получить статус малоимущей семьи в МФЦ
Несмотря на, казалось бы, простую формулировку, есть риск составить документ неправильно. И тогда заявитель однозначно не получит желаемого результата, а только попусту потратит средства, время и собственные нервы. Чтобы избежать этого, рекомендуется привлечь к решению вопроса адвоката, специализацией которого являются судебные разбирательства, связанные с фискальными органами.
Если заявитель не подал письменное заявление в сроки, оговоренные законодательством, то решение считается вступившим в силу и подлежит немедленному исполнению.
В том случае, если гражданин игнорирует исполнение требований, изложенных представителями фискальных органов, то последние имеют право применить к неплательщику меры принудительного взыскания.
Кроме оплаты требуемой суммы, на нарушителя будет составлен дополнительный акт и наложена сумма штрафа, а в некоторых случаях еще и пеня, взимаемая за каждый день просрочки обязательства или присужденной к уплате суммы по решению налоговой службы.
Источник: https://mfc-list.info/obzhalovanie-reshenija-nalogovogo-organa.html
Обжалование решения ифнс в суде
Статья НК РФ закрепляет право налогоплательщиков по обжалованию принятых им актов. Помимо этого указанный нормативный документ в своей главе 19 регулирует и устанавливает порядок обжалования, сроки, а также определяет основные вопросы при рассмотрении названных дел.
Кроме того, порядок регулирования таких дел дополняется обширной судебной практикой. А некоторые разъяснения (касающиеся определённых терминов), следует брать из официальных писем самого органа ФНС.
В соответствии с требованиями ст. 100 НК РФ результат любой проверки налоговой в обязательном порядке должен быть оформлен в виде акта. При этом возможности по обжалованию этого документа действующее законодательство не предусмотрело.
Однако, налогоплательщику предоставляется право по подаче соответствующих возражений на акт. При этом срок непредставление возражений определяется равным 1 месяцу. Помимо письменных возражений несогласному лицу предоставляется право по приложению соответствующих оправдывающих бумаг либо иных сведений, доказывающих его правоту.
По итогу истечения срока на подачу возражений органом ФНС выносится решение, которое в силу положений налогового законодательства уже допустимо обжаловать. Оно может содержаться в себе основания для привлечения к ответственности либо отказ от привлечения к таковой.
При этом сроки обжалования решения налогового органа будут напрямую зависеть от его вступления в законную силу:
- если оно не вступило в законную силу: в течение месяца года с момента вступления (п.2 ст. 139.1 НК РФ). При этом документом, обжалующее решение будет именно апелляционная жалоба;
- если оно вступило в законную силу: в течение одного года, при этом документ, содержащий возражения, будет именоваться как жалоба (ст. 139 НК РФ).
Статья 137 Налогового кодекса РФ «Право на обжалование»
Статья 100 Налогового кодекса РФ «Оформление результатов налоговой проверки»
Статья 139.1 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы»
Статья 139 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи жалобы»
Виды и срок обжалования решения налогового органа
Статья
Выделяют два вида такого обязательного обжалования:
- апелляционная жалоба — если оно не вступило в силу. Подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
- жалоба — если оно вступило в силу. Подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.
В обеих ситуациях жалоба направляется непосредственно в тот налоговый орган, который вынес решение. По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.
Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика и решение налогового органа не было отменено или было отменено не в полном объеме, то он вправе обжаловать его в судебном порядке путем подачи соответствующего заявления в суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа.
Перейти Кто такие участковые и что они могут
При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 № 8815/07).
Важно помнить, что после обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик вправе не только обратиться в суд с признанием его незаконным, но и подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).
Действующими нормами права РФ предусмотрены сроки и порядок подачи жалобы – заявления на решение ИФНС. Налогоплательщик, имеет право подать заявление (жалобу) в суд в течение трех месяцев, с момента, получения решения ИФНС на руки, это именно та ситуация, когда ему стало известно о том, что решением налоговой, были нарушены права.
Если налогоплательщиком пропущен трехмесячный срок на обжалование, то его можно восстановить при наличии уважительных причин, путем подачи соответствующего ходатайства. Решение суда о восстановлении процессуального срока, будет зависеть от того, насколько убедительными станут доводы заявителя.
Заявление подлежит направлению в канцелярию суда, с этого времени оно является официально принятым. Суд обязан рассмотреть направленное Вами заявление (жалобу) не позднее трех месячного срока. Исключением является случай, когда дело окажется особо сложным, в этом случае срок рассмотрения продлевается до полугода.
Задача судьи – выяснить, действительно ли акт, действие или решение нарушает права гражданина, соответствуют ли они закону. Заявитель, не обязан доказывать незаконность вынесенных в отношении него решений или совершенных действий, эта обязанность возлагается непосредственно на ответчика – налоговый орган.
Если нужно, то руководство управления вправе этот срок продлить еще на 15 дней, но не более. После рассмотрения жалобы организации, управление выносит одно из решений:
- Не удовлетворять жалобу;
- Отменить решение налоговой;
- Действия налоговой признать незаконными, вынести другое решение
|
Срок подачи иска составляет три месяца с момента извещения решения по жалобе в УФНС. Даже если срок подачи заявления организация пропустила, подать его она все же может. Но тогда помимо искового заявления, ей нужно будет одновременно подать просьбу о восстановлении срока подачи.
На рассмотрение искового заявления, предоставленного в отношении ИФНС, судебные органы затрачивают до двух месяцев. После рассмотрения заявления судебные органы выносят одно из решений:
- Действия ИФНС признать незаконными, обязать ИФНС устранить нарушение;
- Полный отказ удовлетворения требований организации;
- Частичный отказ удовлетворения требований организации.
Решение суд выдает организации, которая подала исковое заявление, а его копию передается в указанную налоговую в срок до 5 дней. Дополнительно копию решения суд может направить и в региональное управление ФНС.
Как можно обжаловать
Под этим термином подразумевается подача возражений в вышестоящую налоговую. При этом законодательство разрешает плательщику самостоятельно выбирать способ защиты своих прав: либо сразу в вышестоящий орган ФНС либо сразу в суд. Однако, не во всех случаях допустимо самостоятельное обращение сразу за судебной защитой.
Так в отношении решений, вынесенных по вопросу привлечения агента к ответственности за совершённое правонарушений в сфере налогообложения обратиться в суд можно только после рассмотрения вопроса в вышестоящей налоговой. Соответственно иные решения, такие как, по вопросу возврата налога, его зачёте, можно сразу обжаловать в суде.
Перейти Документы при расторжении рака
При этом официальном письмом орган ФНС делает обязательным наличие процедуры досудебного урегулирования вопросов только по актам, принятым после 1 января 2009 года.
Основные преимущества этого способа рассмотрения вопроса:
- отсутствие необходимости по уплате госпошлины;
- остановка исполнения акта до момента принятия итогового вердикта;
- сокращённые сроки рассмотрения материалов;
- тщательная подготовка по делу, если в дальнейшем возникнет необходимость по судебного обжалованию.
Среди недостатков можно сформулировать следующее:
- незаинтересованность вышестоящего органа в отмене решений собственных структурных подразделений;
- приостановление исполнения — это право, а не обязанность;
- срок на подачу жалобы небольшой, при этом при вероятном рассмотрении дела органом ФНС, существует вероятность пропуска срока на судебную защиту.
Этот способ своей защиты используется плательщиками, когда все иные способы исчерпаны. Условно все споры можно разделить на две большие группы:
- дела, связанные с возражениями по актам налоговой;
- дела, рассматривающие действия (бездействия) сотрудников государственной службы.
При этом инстанциями рассмотрения будут:
- арбитражный суд;
- арбитражный суд апелляционной инстанции.
Среди плюсов этого метода защиты можно назвать следующее:
- Незаинтересованность (независимость) судей по вопросу, рассматриваемом в конкретном деле;
- Всесторонность и объективность при исследовании документов;
- Высокий профессионализм лиц, рассматривающих материалы.
Недостатки следующие:
- Необходимость уплаты пошлины;
- Продолжительный срок рассмотрения.
Существует несколько видов жалоб, которые можно подавать при обжаловании решения налогового органа:
- Жалоба. Документ под этим названием подаётся в том случае, если заявитель обжалует акт, вступивший в законную силу. При этом оно не обжаловалось в порядке апелляции. Подача этого документа возможна в течение одного года с момента его принятия;
- Апелляционная жалоба. Документ под этим названием предъявляется в случае, если решение ещё не успело вступить в свою силу, отсюда и сокращённый срок на её подачу — всего 10 дней. При этом подаётся она в тот же орган его выносивший, который впоследствии перенаправляет его в вышестоящую налоговую для рассмотрения.
Бланк апелляционной жалобы на решение налогового органа
В соответствии со ст. 139.2 НК РФ жалобы должны в себе иметь следующую информацию:
- Данные заявителя по жалобе, именно:
- Ф. И. О. и адрес регистрации для физического лица;
- наименование и адрес местонахождения для предприятия;
- Реквизиты акта, в содержанием которого не согласен податель жалобы либо указание на действие либо бездействие со стороны налоговой;
- Указание на название органа ФНС, решение которого оспаривается;
- Причины, со ссылкой на нормативные акты и законы, по которым заявитель не согласен с вынесенным актом;
- Перечень требований, которые выдвигает апеллянт;
- Способы, при помощи которых апеллянт желает получить решение по жалобе:
- по почте на бумажном носителе;
- в виде электронного письма;
- через личный кабинет;
- по иным каналам связи.
Статья 139.2 Налогового кодекса РФ «Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)»
Как составить исковое заявление
На результат рассмотрения искового заявления судебными органами зависит в первую очередь от того, насколько точно оно будет отражать указанные сведения. Поэтому к составлению заявления нужно подойти основательно.
Разберем подробно какую информацию должно содержать исковое заявление:
- Наименование арбитражного суда, куда организация подает иск;
- Полное наименование организации, которая подает заявление. Здесь указываются все реквизиты юрлица, данные руководителя, адрес организации;
- В тексте заявления указывается наименование ИФНС, а также номер и результат вынесенного им решения, для обжалования которого организация обратилась в суд. Кроме того необходимо указать наименование регионального управления ФНС, в которое организация обращалась с жалобой, а также номер и результат вынесенного им решения;
- Организации следует выразить свое несогласие с решением налоговых органов, а также привести доказательства по этому поводу;
- Перечень прикладываемых документов.
Подписывает заявление руководитель организации. К исковому заявлению также прикладываются документы, необходимые для рассмотрения жалобы. К таким документам относят следующие:
- Платежное поручение на уплату госпошлины;
- Уведомление о вручении копии искового заявления и приложенных к нему документов инспекции, на которую организация подает жалобу;
- Копию свидетельства о государственной регистрации организации;
- Выписка из ЕГРЮЛ, либо из ЕРГИП;
- Копию решения налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности;
- Копию жалобы в региональное УФНС;
- Копию решения УФНС об отказе в удовлетворении жалобы;
- Копии документов, подтверждающих основательность жалобы организации.
В заявлении организация вправе приводить ссылки на законодательные акты, в этом случае можно также приложить копии таких актов.
Срок подачи искового заявления
Перечислим некоторые особенности, которые следует учесть при желании обжаловать решение налогового органа:
- Жалобу можно подавать как на бумажном носителе, так и при помощи доступных средств связи;
- Документ должен содержать в себе всю информацию, определённую для его содержания;
- В жалобе обязательны ссылки на нормативные акты, а также приведение иных весомых аргументов, которые помогут доказать правоту заявителя;
- Если имеются какие-либо ещё процессуальные нарушения со стороны сотрудников органа ФНС, необходимо также их указать.
Технические особенности оформления будут следующие:
- Недопустимо приведение неаргументированных фактов. После каждого примера необходимо ссылаться на закон, нормы НК РФ, судебную практику арбитражных и высших арбитражных судов, письма и разъяснения соответствующих ведомств;
- Требуется указание фактов, свидетельствующих об исключении ответственности, смягчении наказания, отсутствии вины налогоплательщика.
Прилагаемые документы. Обращение в суд
Документы к заявлению об оспаривании решения налогового органа будут следующими (ст. 126 АПК РФ):
- Копия обжалуемого акта;
- Копия заявления, содержащего возражения;
- Копия решения вышестоящего органа. Этот документ необходим в случае необходимости доказывания прохождения досудебного порядка урегулирования споров, по отдельной категории дел;
- Заявление (просьба) о приостановлении исполнения акта органа ФНС, находящееся на обжаловании;
- Квитанции об отправке соответствующих комплектов документов всем сторонам, участвующим в деле;
- Документ об уплате госпошлины (по делам, рассматриваемым в суде).
Внимание! Судебное рассмотрение жалобы возможно в том случае, если её податель не согласен с вынесенным актом вышестоящей налоговой либо не вынес его и не рассмотрел материалы дела в определённый срок.
Оспорить решения налоговых органов можно двумя способами: при помощи подачи соответствующих документов в вышестоящий орган ФНС либо в суд. Причём, в зависимости от того какой документ будет обжалован, зависит название жалобы.
Источник: https://imdbmedia.info/obzhalovanie-resheniya-ifns-sude/
Если вам неправомерно начислили налог. Порядок обжалования для физических лиц
Часто налогоплательщик не согласен с актами и действиями должностных лиц налоговой инспекции, например, с суммами начисленного налога или неправомерно начисленными пенями/штрафом. Даже если налог начислен полностью неправомерно, без вашего участия ошибку никто не исправит, а если вы не заявите о ней вовремя, за самим налогом последуют пени, штраф и принудительное взыскание.
- Форма №12984: «Форма жалобы/апелляционной жалобы на акты, действия и бездействия налоговых органов с инструкцией по заполнению»
В первую очередь стоит явиться на прием в свою инспекцию и получить разъяснения.
Вопрос может быть решен на месте — возможно, вы не знали о повышении налоговой ставки/базы или уведомление/требование об уплате налога было направлено вам ошибочно.
По предложению налогоплательщика также может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Если же в инспекции уверены в своей правоте, несмотря на ваши доводы, надо срочно вооружаться налоговым кодексом и подавать жалобу.
Право на обжалование актов ненормативного характера налоговых органов (к ним относятся требования, решения, письма, постановления и другие акты, принятые в отношении конкретного лица), а также действий (бездействий) их должностных лиц предусмотрено ст. 137 Налогового кодекса РФ.
Обжалование возможно как в административном (досудебном), так и в судебном порядке.
В большинстве случаев административный (досудебный) порядок является обязательным, непосредственно в суд можно обжаловать только акты (действия), вынесенные самой ФНС, а также акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы. Согласно ст. 138 НК РФ досудебное обжалование возможно в двух формах: обычная жалоба и апелляционная жалоба.
Стоит отметить, что ввиду отсутствия четкого установленного списка актов налоговых органов, относящихся к ненормативным, некоторые акты не всегда признаются таковыми, а соответственно вышестоящий орган или суд может отказать в жалобе.
В частности, это касается уведомлений и требований.
В этом случае стоит сначала направить в инспекцию письмо с требованием произвести перерасчет налога, указанного в уведомлении или требовании, по рассмотрению которого инспекция должна вынести акт, который уже можно будет обжаловать.
Важно: Исполнение акта полностью или частично не лишает налогоплательщика права на подачу жалобы. Обжалование ненормативных актов, действий и возврат излишне уплаченных сумм налога – разные способы защиты права, которые могут применяться независимо друг от друга.
Исполнив решение, вы снимаете с себя риски применения обеспечительных мер. Если в результате рассмотрения жалобы акт инспекции будет отменен, можно будет претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата.
Для возврата сумм налога подается заявление о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в налоговый орган, в который данный налог был уплачен. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Сроки и порядок подачи жалобы
Апелляционная жалоба касается решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), не вступивших в силу на момент подачи жалобы. Возможность апелляционного обжалования предусматривается непосредственно в самом решении, там же указывается срок – один месяц со дня вручения решения налогоплательщику.
Восстановить срок апелляционного обжалования в случае его пропуска нельзя.
Обычная жалоба подается на вступившие в силу акты налогового органа ненормативного характера, а также на действия или бездействие его должностных лиц.
Срок обжалования составляет один год со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав или со дня вынесения решения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.
Если срок пропущен по уважительной причине, то его можно восстановить на основании отдельного ходатайства (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Обе жалобы (далее под жалобой понимается как обычная, так и апелляционная жалоба) может подать как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель (с обязательным приложением доверенности).
В качестве адресата надо указать вышестоящий налоговый орган, но подавать через тот налоговый орган, который вынес решение. Т.е. жалобу на территориальную (районную, межрайонную) инспекцию следует подавать в Управление ФНС по субъекту через ту же территориальную инспекцию.
Жалобу можно подать непосредственно в налоговый орган, отправить по почте или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган в течение трех дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, приложив свое заключение.
Содержание жалобы
В жалобе необходимо указать акты налогового органа, совершенные действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав.
Следует привести основания, подтверждающие нарушение прав (например, ошибочное применение законодательства, неправильная трактовка фактических обстоятельств и т.п.).
Завершают жалобу требованием: отменить решение, признать действия инспекторов незаконными и т.п. (подп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).
К жалобе стоит приложить все первичные подтверждающие документы. Данное требование необязательно, допускается преставление документов позднее в налоговый орган или суд (до момента принятия решения по жалобе), однако не стоит рисковать, суд вправе отказать в принятии документов, которые были в распоряжении налогоплательщика, истребовались налоговым органом, но представлены только в суд.
Также стоит привести все имеющиеся доводы о незаконности решения налогового органа в первоначальной жалобе в вышестоящий налоговый орган. Как и в случае с документами, если какие-то существенные доводы не будут приведены в первоначальном процессе, то суд может в дальнейшем отказать в их принятии.
Если в самой жалобе специально не указано, какие части решения обжалуются, то считается, что решение обжаловано в полном объеме.
Можно обжаловать только часть вынесенного решения и прямо указать на это в жалобе, однако в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
В случае подачи апелляционной жалобы, даже если обжалована часть решения, такое решение не вступает в силу (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).
Рассмотрение жалобы
Жалоба может быть рассмотрена с участием лица, подавшего жалобу, если вышестоящий налоговый орган выявит противоречия в материалах или несоответствия сведений налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (п. 2, 5 ст. 140 НК РФ). При желании участвовать в рассмотрении стоит сделать акцент в жалобе на указанные противоречия, а также заявить ходатайство об участии в рассмотрении жалобы.
Решение по жалобе, поданной на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня их получения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.
Вынесенное решение направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Нарушение срока рассмотрения жалобы не влечет недействительность решения, принятого по результатам такого рассмотрения. Однако налогоплательщик может заявлять доводы о пропуске срока давности взыскания, например, если обжаловано требование об уплате налога, и в течение двух месяцев, налоговый орган не принял решение, он лишается права на вынесение решения о взыскании налога.
Вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением, но может быть дополнено и (или) изменено приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, а также исправлены арифметические ошибки, опечатки, в том числе в сторону увеличения (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).
Обращение в суд
В случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа, невынесения решения в установленный срок, а также при обжаловании актов (действий), вынесенных непосредственно ФНС можно обращаться в суд.
Административное исковое заявление (обжалование решения, действия, бездействия) может быть подано в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
С учетом обязательности досудебного порядка обжалования, трехмесячный срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по его жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ).
При взыскании излишне уплаченных сумм налога заявление подается в суд общей юрисдикции по правилам искового производства в течение трех лет с моменты уплаты налога.
Источник: https://pravobox.ru/info/soviets/vam_nepravomerno_nachislili_nalog/
Порядок обжалования решения налогового органа
Если налогоплательщик не согласен с решением, вынесенным налоговой инспекцией, и считает, что оно нарушает его права, он может его обжаловать (ст. 137 НК РФ). В каком порядке происходит обжалование решений налоговиков, и в какие сроки – рассмотрим в нашей статье.
Обжалование решения налогового органа: куда обращаться
Регулирует порядок обжалования глава 19 НК РФ и Арбитражно-процессуальное законодательство. Пожаловаться на решения ИФНС можно в вышестоящий орган ФНС и в суд.
Для всех «несогласных» налогоплательщиков установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа. Это значит, что обратиться за защитой прав сразу в арбитраж не получится — сначала лицо должно обжаловать решение своей ИФНС в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Пока не вступило в силу решение по результатам налоговой проверки о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, несогласие с ним выражается подачей апелляционной жалобы. На вступившие в силу решения налоговиков подается жалоба (ст. 101, п. 1 ст. 138 НК РФ).
Подавать данные жалобы нужно через налоговую инспекцию, принявшую обжалуемое решение. Эта ИФНС передает в течение 3-х дней все материалы и жалобу в вышестоящую инстанцию (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
Рассмотрев доводы налогоплательщика, вышестоящий орган ФНС принимает свое решение по жалобе:
- оставляет ее без удовлетворения;
- полностью/частично отменяет обжалуемое решение ИФНС;
- отменяет решение ИФНС и выносит новое решение.
Форма обжалования решения налоговой
Подать любую жалобу можно в «бумажной» форме, электронно по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
В содержании обычной и апелляционной жалобы, подаваемой в порядке обжалования решения налогового органа, должно присутствовать (ст. 139.2 НК РФ):
- Ф.И.О. и место жительства физлица, или название и адрес организации,
- реквизиты акта, содержащего обжалуемое решение, наименование вынесшего его органа,
- основания, дающие повод «несогласному» лицу считать нарушенными свои права,
- требования лица,
- способ, которым лицо желает получить решение по своей жалобе: на «бумаге», электронно, через личный кабинет налогоплательщика,
- подпись физлица, или руководителя организации.
Рекомендуется приложить документы, подтверждающие приведенные налогоплательщиком доводы, а также указать все необходимые сведения для своевременного рассмотрения жалобы (номера телефонов, адрес электронной почты и т.д.).
Срок обжалования решения налогового органа
Решение налоговиков привлечь к ответственности лицо за налоговое правонарушение, принятое по итогам проверки, вступает в силу 1 месяц спустя после вручения его налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). Пока не завершится этот срок, «несогласный» налогоплательщик может подать апелляционную жалобу.
Для вступившего в силу решения ИФНС, по которому апелляционная жалоба не подавалась, на обжалование отводится 1 год со дня его вынесения. Пропустив данный срок, налогоплательщику не стоит отчаиваться – если причина пропуска уважительная, вышестоящий орган ФНС может его восстановить (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Решение по полученной жалобе о результатах налоговой проверки вышестоящий орган ФНС должен принять в течение 1 месяца, допустимо также продление данного срока еще на месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ). По прочим жалобам на принятие решения отводится 15 дней, продление этого срока возможно лишь на 15 дней.
Не дождавшись от вышестоящего органа ФНС в установленный срок решения по своей жалобе, налогоплательщик сталкивается с нарушением досудебной процедуры, поэтому вправе обращаться в суд.
Источник: https://spmag.ru/articles/poryadok-obzhalovaniya-resheniya-nalogovogo-organa
Как обжаловать решение налоговой
Между налогоплательщиками и контролирующим органом нередко возникают противоречия. Зачастую они вызваны несогласием граждан с действиями соответствующей инспекции.
Например, с выданными ею подзаконными актами по результатам проведенных проверок, другими решениями или действием/бездействием налоговиков.
В любом из случаев законодательством закреплено право на обжалование решения налогового органа, которое уже действует, или того, что не вступило в силу. Рассмотрим, как это осуществить на практике.
1
Общие принципы
Регламент обжалования индивидуально-правовых актов налоговой инспекции (далее – ИПА), или как их еще называют «акты ненормативного характера», определен статьей 138 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Под таким протоколом кроется и понятие документов с различными наименованиями, в том числе и решений.
Кроме того, пунктом 2 статьи 138 НК обозначен обязательный досудебный порядок оспаривания требований (решений) налоговой службы или действий ее работников. В тексте налогового кодекса России даны определения понятиям жалобы и апелляции.
Первая подается в случае, когда протоколы службы вступили в силу, а вторая – если решения о наказании за налоговое правонарушение еще не в действии.
2
Куда жаловаться
Как уже было сказано выше, при несогласии с ИПА инспекции не нужно бежать с жалобой в суд. Если вы считаете, что ваши права нарушены – действуйте в таком порядке:
- Обратитесь с претензией к вышестоящему должностному лицу. У любого инспектора есть начальник, которому положено рассматривать обращения граждан о неправомерных действиях его подчиненных.
- Пожалуйтесь в вышестоящий орган.
- Отправляйтесь в арбитражный суд.
3
Исключения из правил
Стоит отметить, что по некоторым возражениям можно обойти предварительную внесудебную проверку:
- Если претензия касается индивидуальных постановлений, вынесенных по итогам рассмотрения жалоб/претензий. В этом случае предусмотрена возможность обращения как в вышестоящий орган, так сразу и в судебный.
- Когда акты приняты непосредственно федеральной налоговой службой (ФНС).
Эти особенности основываются на пункте 2 статьи 138 НК РФ (3 и 4 абзацы).
4
Механизм обжалования
Предоставление апелляций или жалоб на налоговую службу предполагают следующие действия:
- Определите контролирующую службу для адресации заявления. Само письменное обращение подается в спорную инспекцию для дальнейшей передачи в вышестоящий налоговый орган. При этом законодательством установлен срок 3 дня с момента обжалования.
- Составьте документ и передайте в уполномоченную инстанцию. Сроки на подачу жалобы определены статьей 139 НК РФ и представлены ниже на рисунке. Апелляционное обжалование возможно до дня вступления в силу спорного решения (ст. 139.1 НК РФ).
После того как претензия была направлена в управление ФНС на решения, принятые нижестоящими службами, у вас появляется право на обращение в арбитражный суд.
На эти действия законом предусмотрен срок – 3 месяца с момента, когда налогоплательщику стало известно о правонарушении.
В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине его можно восстановить путем создания соответствующего ходатайства (ст. 139 НК РФ).
Ходатайство с просьбой восстановить пропущенный срок тут.
Пример с просьбой восстановить пропущенный срок здесь.
5
Форма и содержание жалобы/апелляции
Образца написания этих документов не существует, а их содержание регламентируется требованиями статьи 139.2 НК РФ. В обращениях должны быть обозначены следующие реквизиты:
- В «шапке» документа укажите:
- наименование органа, действия которого обжалуются;
- личные данные адресата или организации;
- номер спорного решения.
- В тексте обоснуйте подачу жалобы.
- Укажите требования и составьте перечень прилагаемых документов.
- Поставьте дату и подпись.
Скачайте у нас на сайте:
6
Способы подачи
Жалоба может быть подана лично, по обычной или электронной почте. Адреса доступны на интернет-портале Госуслуг.
Жалобы, адресованные в судебный орган, именуются заявлениями. Процедура их составления схожа с оформлением иска, а порядок рассмотрения близок с исковым производством.
Источник: https://sovetclub.ru/kak-obzhalovat-reshenie-nalogovoj
Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
Каждый налогоплательщик может столкнуться с необходимостью обжалования решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого налоговым органом по результатам выездной или камеральной проверок. Несколько слов о процедуре такого обжалования.
С 2009 года в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
- Обжаловать решение, принятое по результатам налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган можно двумя способами:
- -в апелляционном порядке, еслирешение не вступило в законную силу (со дня его вручения налогоплательщика не истекло 10 рабочих дней),
- — в обычном порядке,если решение вступило в законную силу ( со дня вручения налогоплательщику решения истекли 10 рабочих дней, и налогоплательщик не обжаловал его в апелляционном порядке).
Процедура обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности установлена в ст. 101.2 НК РФ.
Правила ст. 101.2 НК РФ являются специальными по отношению к общему порядку, предусмотренному в ст. ст. 139 — 141 НК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 101.2 НК РФ). В первую очередь это касается решений, принимаемых налоговыми органами по материалам проведенных проверок.
Порядок обжалования решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения зависит от того, вступило решение в силу или нет.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, обжалуется в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).
Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности подается в течение десяти рабочих дней с даты вручения такого решения налогоплательщику или его представителю (п.
9 ст. 101 и абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ). Напоминаем, что согласно п. 9 ст. 101 НК РФ вышеназванные решения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Источник: http://asp-1C.ru/events/news-tax/?ELEMENT_ID=57991