Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях

Производство по
делам об административных правонарушениях
предусматривает последовательное
осуществление процессуальных действий
на определенных стадиях. Каждая стадия
завершается принятием по делу
соответствующего акта, ей присущи свой
круг участников, свои процессуальные
документы.

Различают
следующие стадии производства по делам
об административных правонарушениях:

1.
Возбуждение дела об административном
правонарушении
 (гл.
28 КоАП РФ), его этапы не так четко
различаются, как на последующих стадиях
производства. На данной стадии количество
этапов зависит от формы производства:
упрощенной, общей, особой.

Эти формы
различаются по полноте процессуальных
действий.

Для каждой из них присущ этап
возбуждения административного дела;
составление протокола об административном
правонарушении отсутствует при упрощенной
форме производства; административное
расследование характерно для особой
формы производства.

2. 
Рассмотрение административного дела
компетентным органом и принятие
соответствующего решения
(гл.
29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

  • —  подготовка к
    рассмотрению дела;
  • —  анализ
    обстоятельств дела и его правовая
    оценка;
  • —  принятие и
    оформление решения (постановления) по
    делу;
  • —  доведение
    принятого решения до сведения.

3. 
Пересмотр постановлений (решений) по
делам об административных правонарушениях
 (гл.
30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

  1. —  обжалование,
    опротестование постановления;
  2. —  подготовка к
    рассмотрению жалобы (протеста прокурора)
    на постановление;
  3. —  рассмотрение
    жалобы (протеста);
  4. —  решение по
    жалобе (протесту) и его оглашение;
  5. —  пересмотр
    решения, вынесенного по жалобе (протесту)
    на постановление по делу.

4. 
Исполнение постановления
 (гл.
31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

  • —  обращение
    постановления к исполнению;
  • —  реальное
    исполнение наказания, установленного
    постановлением (решением);
  • —  окончание
    производства по исполнению постановления
    (решения).

Вопрос 38: Возбуждение и расследование дела об административном правонарушении

Возбуждение
административного дела

– первоначальная стадия административного
производства. Следует различать его
поводы и основания.

  1. Поводами к
    возбуждению дела являются
    :
    непосредственное обнаружение
    уполномоченным должностным лицом факта
    совершения административного
    правонарушения; материалы, поступающие
    из правоохранительных органов, а также
    от других государственных органов,
    органов местного самоуправления,
    общественных объединений; сообщения и
    заявления физических и юридических
    лиц; сообщения в средствах массовой
    информации.
  2. Основанием для
    возбуждения дела является

    наличие достаточных данных, указывающих
    на признаки административного
    правонарушения.
  3. Дело об
    административном правонарушении
    считается возбужденным

    с момента составления протокола о его
    совершении или вынесении прокурором
    постановления о возбуждении
    административного производства.

Протокол об
административном правонарушении

– процессуальный документ, свидетельствующий
о совершении данного противоправного
деяния (конечно, предположительно).

Его
составляют уполномоченные должностные
лица – представители тех органов,
которые правомочны рассматривать дела
об административных правонарушениях
(например, должностные лица милиции,
контрольно-надзорных органов и т.п.).

Установлены
реквизиты протокола: дата и место
составления; данные о его составителе;
сведения о личности нарушителя; место,
время совершения и его существо;
нормативный акт, предусматривающий
административную ответственность за
данное правонарушение; данные о
потерпевших и свидетелях; объяснения
нарушителя и иные сведения, необходимые
для разрешения дела. При составлении
протокола физическому лицу или законному
представителю юридического лица должны
быть разъяснены их права и обязанности.

Протокол составляется
сразу же после выявления факта совершения
административного правонарушения. Если
же требуется дополнительное выяснение
обстоятельств дела, в том числе данных
о. личности или сведений о юридическом
лице, протокол составляется в течение
суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол
направляется органу (должностному
лицу), уполномоченному рассматривать
дело, в течение суток с момента его
составления. Если правонарушение влечет
за собой административный арест, протокол
передается судье немедленно после его
составления.

При невозможности
составить протокол на месте совершения
административного правонарушения, хотя
его составление обязательно, нарушитель
может быть доставлен в полицию.

Административное
расследование

Расследование
дела, являясь начальной стадией
производства по делам об административных
нарушениях, представляет собой комплекс
процессуальных действий, направленных
на установление обстоятельств нарушения,
их фиксирование и квалификацию деликта.
В этой стадии создаются предпосылки
для объективного и быстрого рассмотрения
дела, применения к деликвенту
предусмотренных законом мер воздействия.

Основанием
возбуждения административного дела и
производства расследования является
совершение лицом деяния, содержащего
признаки административного нарушения.

Началу административного
расследования предшествует получение
информации о деянии, имеющем признаки
нарушения, т. е. наличие повода, ибо не
обнаруженное нарушение нормы не вызывает
административно-процессуальных
отношений.

Правовое значение повода к
возбуждению и расследованию дела состоит
в том, что он вызывает публичную
деятельность полномочных органов,
требует, чтобы они соответствующим
образом реагировали на сигнал об
административном нарушении.

  • Поводами к
    возбуждению и расследованию

    административных дел могут быть заявления
    граждан, сообщения представителей
    общественности, учреждений, предприятий
    и организаций, печати и иных средств
    массовой информации, а также непосредственное
    обнаружение неправомерного деяния
    управомоченным лицом.
  • Исследование
    фактических обстоятельств может
    осуществляться и с помощью материальных
    носителей информации (вещественных
    доказательств и документов), получаемых
    в результате задержания деликвента,
    личного досмотра и досмотра вещей,
    изъятия предметов.
  • Процессуальным
    документом, фиксирующим окончание
    расследования по административному
    делу, является протокол, который
    составляется о каждом нарушении, кроме
    случаев, прямо предусмотренных
    законодательством.

Завершающим этапом
первой стадии производства по делам об
административных правонарушениях
является направление материалов
расследования на рассмотрение. Очевидно,
что он имеет место лишь тогда, когда
лицо, закончившее расследование и
составившее протокол, само не вправе
решить дело по существу или считает
необходимым передать его в другие
государственные органы.

Дело, по которому
проведено расследование, направляется:

  • органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных нарушений;
  • в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки преступления;
  • на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива;
  • командиру воинской части, ректору вуза, соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности.

Источник: https://studfile.net/preview/6008763/page:25/

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делу об административном правонарушении проходит во времени ряд закономерных, логически последовательных связанных между собой этапов (стадий), состоящих из последовательных процессуальных действий, направленных на реализацию административно-процессуального статуса участников административного производства. Каждая стадия включает в себя определенные правовые действия, каждое из которых преследует свои индивидуальные цели, позволяющие в своей совокупности достичь желаемого результата. Единство всех процессуальных действий, реализуемых в каждой последующей стадии, позволяет полно, всесторонне, объективно и справедливо разрешить спорное правоотношение, выявить причины и условия, способствующие совершению правонарушений и сформировать основные направления их устранения в будущем. Каждая стадия административного производства, как привило, имеет документальное оформление, являющееся итоговым подтверждением достижения поставленной перед нею цели.

В Кодексе об административных правонарушениях в гл. 28 — 30 установлены виды стадий и процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии административного производства. Исходя из содержания КоАП РФ, административное производство по делам об административных правонарушениях проходит следующие виды стадий:

1) возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28);

2) рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по делу постановления (гл. 29);

3) пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30). Пересмотр постановления по делу возникает в том случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, или потерпевший не согласны с вынесенным постановлением. Протест на Постановление по делу может вынести только прокурор.

Некоторые авторы в стадии производства по делам об административных правонарушениях включают так же исполнение постановлений об административных правонарушениях.

Как нам представляется, такое обобщение исполнительного производства со стадиями производства по делам об административных правонарушениях, нельзя считать правильным, так как исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях является самостоятельным видом административного производства, имеющим свои самостоятельные цели и задачи.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении заключается в составлении протокола уполномоченным на то лицом или представителем общественной организации. Перечень лиц, которые имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, приведен в ст. 28.3. КоАП.

Большее всего составов административных правонарушений, по которым составляются административные протоколы, отнесено к компетенции органов внутренних дел (полиции).

Кроме должностных лиц органов внутренних дел, административные протоколы правомочны составлять: должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, и контроля за их деятельностью; должностные лица налоговых органов; должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и многие другие.

Наличие протокола об административном правонарушении свидетельствует о том, что имеются основания для возбуждения дела, причем протокол должен быть составлен уполномоченным лицом с соблюдением определенной, установленной законом формы. В противном случае дело об административном правонарушении не может быть начато.

В протоколе должны указываться: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и суть административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; другие сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Первая стадия производства по делам об административных правонарушениях заканчивается с момента направления протокола органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. К нему должны прилагаться и все другие материалы о правонарушении (объяснения свидетелей, протокол изъятия вещей и т.п.).

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения по делу постановления состоит в том, что компетентный орган (должностное лицо) проводит окончательное расследование по делу и дает правовую оценку действиям лица, которое обозначено в протоколе как правонарушитель.

Получив материалы дела, компетентный орган (должностное лицо) готовит его к рассмотрению.

При этом он решает: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлены протокол и другие материалы дела об административном правонарушении; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли необходимые дополнительные материалы; подлежат ли удовлетворению ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей и адвоката.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто, как правило, по месту его совершения и в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.

В его отсутствии это возможно лишь в случаях, когда имеются сведения о том, что гражданин своевременно извещен о времени и месте рассмотрения, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства.

Рассмотрение дела в присутствии нарушителя создает дополнительную гарантию правильного и объективного разрешения этого дела и одновременно служит цели непосредственного воспитательного воздействия на нарушителя и общей профилактике правонарушений.

Несоблюдение этого требования влечет за собой признание постановления о наложении взыскания недействительным. Если нарушитель не является по вызову, то он может быть подвергнут приводу (ст.27.15 КоАП). При необходимости орган, рассматривающий дело, может вызывать свидетелей, законных представителей правонарушителя и потерпевшего.

Нарушитель может пригласить адвоката, полномочия которого удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. В целом, процедура рассмотрения административных проступков значительно более проста, чем процесс разрешения уголовных дел.

Так, свидетели не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний или за отказ от дачи показаний, прокурор не участвует в производстве как представитель обвинения.

Читайте также:  О материальной помощи к отпуску: как рассчитывается выплата госслужащим

Кодекс об административных правонарушениях подробно регламентирует порядок рассмотрения дел. Оно начинается с представления должностного лица, разрешающего дело. Затем объявляется дело, являющееся предметом разбирательства, называется лицо, привлекаемое к ответственности, а всем участникам производства разъясняются их права и обязанности.

После этого оглашается протокол о правонарушении, заслушиваются лица, участвующие в деле, и исследуются доказательства. Рассмотрение дела — это оценка всех данных о правонарушении и правонарушителе.

На основании совокупности доказательств необходимо выяснить: было ли совершено административное правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; причинен ли имущественный ущерб; имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; обстоятельства исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом и т.д. Орган, или должностное лицо рассматривающие дело, не связаны названным перечнем обстоятельств и обязаны выяснить все вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела. Если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что в нарушении содержатся признаки преступления, то материалы передаются прокурору, органу предварительного следствия или дознания для решения вопроса по существу.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. Однако, в зависимости от важности характера правоотношений, законодатель устанавливает и другие сроки рассмотрения дела — одни сутки, 48 часов, 5 или 7 дней.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Содержание постановления и его форма урегулированы в ст. 29.10. КоАП РФ.

  • В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
  • 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • 2) дата и место рассмотрения дела;
  • 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • 5) статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • 6) мотивированное решение по делу;
  • 7) срок и порядок обжалования постановления.
  • В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
  • Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.
  • При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.
  • При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.
  • При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
  • В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:
  • 1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;
  • 2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • 3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;
  • 4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/40294.html

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях имеет свою внутреннюю организационную структуру, которая может быть представлена в виде конкретных процессуальных стадий. В свою очередь, стадии представляют собой относительно самостоятельные части производства, которые решают свойственные только им (каждой в отдельности) задачи.

Каждая из стадий имеет свое название, процессуальное назначение, в рамках каждой из них осуществляются определенные, строго последовательные действия, которые оформляются специальными процессуальными документами.

При этом правовая регламентация всех последовательных действий в рамках производства построена таким образом, что каждое из действий, решая внутристадийные задачи, нацелено на достижение общих задач производства.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства. Для возбуждения дела необходимы повод и основания.

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ):

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения ;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения ;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ;

  • 4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  • 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4, транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица.
  • ——————————–

Достаточными данными, указывающими на наличие события административного правонарушения, являются доказательства, подтверждающие факт совершения административного правонарушения конкретным лицом. Как правило, это признаки объективной стороны.

Указанные материалы должны содержать необходимые свидетельства (доказательства) о факте совершения административного правонарушения и причастности конкретного лица к его совершению.

Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.12, 14.13 и 14.23 КоАП РФ, являются поводы, указанные в п. п.

1, 2 и 3, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника – юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 – 14.33 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.35 и 8.

37 КоАП РФ, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все перечисленные выше материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ):

  1. 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  2. 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  3. 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  4. 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
  5. 5) в случае если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения;

6) в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного гл.

12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 Кодекса.

Содержание протокола об административном правонарушении

Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, и протокол об административном правонарушении составляется в течение 2-х суток с момента выявления административного правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья (часть статьи) КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Читайте также:  Об увольнении по состоянию здоровья: могут ли уволить, что говорит тк рф

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В случае если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа на месте, протокол об административном правонарушении не составляется, а оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф (ст. 28.6 КоАП РФ).

В случае если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ).

В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 Кодекса), законодательства о противодействии коррупции, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании в части, касающейся деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), об организации и о проведении азартных игр, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике (в части соблюдения требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики), о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование – комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, указанных выше, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксацию, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором – в виде постановления непосредственно после выявления факта совершения административного правонарушения.

  • В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации.
  • Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности .
  • ——————————–

Подпункт “а” п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца; по делам о нарушении таможенных правил – начальником вышестоящего таможенного органа на срок до 6 месяцев; решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, – на срок до 6 месяцев.

Данные сроки являются процессуальными, а не давностными, поэтому нарушение этих сроков не прекращает производство по делу об административном правонарушении. К виновному в нарушении сроков применяются меры дисциплинарной ответственности.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия

  1. “Административно-процессуальное право”

Источник: https://zakoniros.ru/?p=18522

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

  • Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:
  • 1) возбуждение дела;
  • 2) рассмотрение дела;
  • 3) пересмотр постановлений;
  • 4) исполнение постановлений.

Каждая стадия — это совокупность процессуальных действий, имеющих сравнительно самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи.

Одна стадия отличается от другой кругом участников производства, совершением разного вида действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог деятельности на данном этапе.

В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса. Стадии производства тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.

Каждая стадия, в свою очередь, подразделяется на этапы, состоящие из взаимосвязанных действий. Систему стадий и этапов производства можно представить таким образом:

Возбуждение дела — означает принятие решения начать его расследование при наличии признаков правонарушения. Далее происходит собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и личности правонарушителя, т.е. административное расследование:

  1. возбуждение дела;
  2. административное расследование;
  3. процессуальное оформление результатов расследования;
  4. направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения по подведомственности.
  5. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
  6. 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  7. 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  8. 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
  9. Рассмотрение дела:
  10. подготовка дела к рассмотрению;
  11. анализ и оценка обстоятельств дела;
  12. принятие постановления;
  13. объявление постановления.

По поступившему делу об административном правонарушении мировой судья в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ проверяет:

  • 1) относится ли оно к его компетенции;
  • 2) нет ли оснований для самоотвода;
  • 3) правильно ли составлены: протокол об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом.

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (т.е. не имеется ли формальных поводов к прекращению дела производством,);

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (на данном этапе судья не вправе входить в оценку доказательств, предрешать вопрос о виновности; его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в судебном заседании);

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Общее правило — дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Исключение: в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносят мотивированное определение.

  1. Пересмотр постановления:
  2. подача жалобы или опротестование постановления;
  3. рассмотрение жалобы или пересмотр постановления;
  4. вынесение решения;
  5. оглашение решения.
  6. Являясь факультативной стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения:

В зависимости от субъекта, осуществляющего рассмотрение жалобы (протеста), и особенностей процедуры пересмотра она может быть подразделена на два вида — в административном и в судебном порядке.

Соответственно, выделяется административное производство и административное судопроизводство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Несмотря на то, что КоАП установил единые процедурные правила пересмотра для административных органов и судов, у этих двух видов государственной деятельности различная конституционная основа и основополагающие правовые и организационные принципы.

  • Исполнение постановления:
  • обращение постановления к исполнению;
  • приведение постановления в исполнение;
  • разрешение вопросов, связанных с исполнением;
  • окончание производства по исполнению постановления.
  • Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления (определения) по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, т.е. через 10 дней после вынесения постановления, определения (ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ);

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ);

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе (т.е. вынесения решения судом кассационной инстанции), протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

В случае упрощенного (ускоренного) производства по некоторым категориям дел, стадии производства не имеют своего четкого выражения, они практически сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяется расследование, рассмотрение дела и исполнение постановления. В данном случае все действия осуществляются одним должностным лицом.

Таким образом, деятельность субъектов административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга этапов развития, или стадий. Каждая стадия может начаться при наличии материального и процессуального оснований.

Материальное основание — наличие нарушения правовой нормы, т.е. наличие юридического факта, содержащего в себе все признаки административного правонарушения.

Процессуальное основание (повод) — это полученная в установленном порядке компетентным органом (лидирующим субъектом) информация в виде заявления, сообщения, протокола, постановления, решения, протеста, жалобы.

Источник: http://www.panov.in/Otvety/Zapisi/2011/6/30_Vopros_38.html

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

  • Анализ норм КоАП РФ позволяет вести речь о четырех стадиях производства по делу об административном правонарушении:
  • возбуждение дела об административном правонарушении,
  • рассмотрение дела об административном правонарушении,
  • пересмотр постановления и решения (факультативная стадия),
  • исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
Читайте также:  Об определении места жительства ребенка: судебная практика, подсудность, иск

В производстве по делу об административном правонарушении каждая стадия играет свою роль. Специфика заключается в том, что большинство из них по отношению к стадии рассмотрения — обеспечивающие. Например, первоначальная стадия производства призвана обеспечить процесс рассмотрения дела посредством сбора доказательств, процессуального оформления материалов и направления их по подведомственности компетентному органу. Стадия пересмотра направлена на обеспечение законности в порядке обжалования или опротестования принятых постановлений. А стадия исполнения направлена на реализацию уже вынесенного постановления по делу.

Каждой стадии должны быть присущи следующие черты:

  • 1) стадия — самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;
  • 2) стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;
  • 3) стадия — совокупность последовательных юридических действий, в том числе процессуальных, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных границах (сроках). На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных действий;
  • 4) каждая стадия оформляется процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности;
  • 5) стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше;
  • 6) стадия характеризуется определенным соотношением степени познания совершенного правонарушения государственным органом и изменениями в правовом статусе нарушителя.

Каждая стадия имеет самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой — качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления

Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии.

Все стадии производства по делам об административных правонарушениях взаимосвязаны, объединены общими задачами, указанными в ст. 24.1 КоАП РФ.

К ним относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Большая часть этих задач решается на первых двух стадиях производства.

Возбуждение дела означает принятие решения начать его расследование при наличии признаков правонарушения. Далее происходит собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и личности правонарушителя, т.е. административное расследование.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Указанные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • 1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
  • 2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • 3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;
  • 4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

По поступившему делу об административном правонарушении мировой судья в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ проверяет:

  • 1) относится ли оно к его компетенции (т.е. дело возбуждено по факту совершения правонарушения, перечень которых дан в ч. ч. 1 и 2 ст. 28.1 КоАП РФ; исключений, содержащихся в ч. 3 этой же статьи, нет);
  • 2) нет ли оснований для самоотвода;
  • 3) правильно ли составлены: протокол об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом.
  • 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (т.е. не имеется ли формальных поводов к прекращению дела производством, см. ст. 24.5 КоАП РФ);
  • 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (на данном этапе судья не вправе входить в оценку доказательств, предрешать вопрос о виновности; его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в судебном заседании);
  • 6) имеются ли ходатайства и отводы.

Общее правило — дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Исключение: в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносят мотивированное определение.

Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения.

Конституционным основанием стадии пересмотра являются ст. 33, 45 и 46 Конституции РФ, гарантирующие каждому человеку государственную защиту и самозащиту своих прав, включая право на обращение с жалобой в государственные и муниципальные органы и на судебное обжалование решений и действий органов публичной власти.

Процессуальной основой стадии пересмотра являются гл. 30 КоАП РФ.

Для оспаривания постановлений, определений и решений, принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела, законодатель предусмотрел институт не общей, а специальной административной и специальной судебной жалобы (специального судебного порядка), следовательно, другие процессуальные механизмы признания незаконными вышеназванных юрисдикционных актов здесь не применяются, за исключением тех случаев, когда суд вынужден воспользоваться аналогией процессуального закона. Возможность обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы вытекает из конституционного принципа доступа к правосудию, поскольку такое определение препятствует дальнейшему продвижению дела. Другие виды процессуальных определений, выносимые на стадии пересмотра, — об отказе в удовлетворении ходатайств, об отложении слушания дела, об истребовании дополнительных доказательств — не могут выступать в качестве самостоятельного предмета судебного разбирательства, поскольку носят промежуточный характер, непосредственно не ограничивая материальных прав участников, следовательно, обжалуются либо опротестовываются вместе с итоговым решением по жалобе (протесту).

Стадия пересмотра постановления и (или) решения по делу, как правило, состоит из следующих этапов: подачи жалобы или протеста; подготовки дела к пересмотру; слушания дела; вынесения решения по делу; доведения решения до сведения заинтересованных лиц.

Все названные этапы сохраняются при подаче последующих жалоб и протестов, рассматриваемых во второй инстанции, за исключением пересмотра дела в порядке надзора. До вступления постановления в законную силу предусмотрено как минимум одно обжалование — когда оспаривается постановление суда общей юрисдикции, в том числе мирового судьи.

Максимальное — трехкратное обжалование — допускается в отношении постановления административного органа: вышестоящему органу, в районный и вышестоящий суд.

В зависимости от субъекта, осуществляющего рассмотрение жалобы (протеста), и особенностей процедуры пересмотра она может быть подразделена на два вида — в административном и в судебном порядке.

Соответственно, выделяется административное производство и административное судопроизводство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Несмотря на то, что КоАП установил единые процедурные правила пересмотра для административных органов и судов, у этих двух видов государственной деятельности различная конституционная основа и основополагающие правовые и организационные принципы.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

  • 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления (определения) по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, т.е. через 10 дней после вынесения постановления, определения (ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ);
  • 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ);
  • 3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе (т.е. вынесения решения судом кассационной инстанции), протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Судья, вынесший постановление о назначении административного наказания, приостанавливает исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение.

Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.

Вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, вынесшим постановление, в 3-дневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.

Лица, заинтересованные в разрешении вопросов, указанных в ч. 1 ст. 31.8 КоАП РФ, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов.

  1. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
  2. Самостоятельность производства по делам об административных правонарушениях обусловливается такими причинами, как:
  3. споры из отношений власти и принуждения по своему существу чужды гражданскому разбирательству с его принципами устности, равенства сторон, состязательности, материального интереса;
  4. особенности самого производства, заключающимся в упрощенной процедуре.
  5. Процедура разрешения дел об административных правонарушениях по КоАП РФ максимально приближена законодателем к традиционному для современного российского процесса уровню судопроизводства.

Источник: https://studwood.ru/1207978/pravo/stadii_proizvodstva_delam_administrativnyh_pravonarusheniyah

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector