Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

Определение точного местоположения границ земельного надела помогает устранить многие юридические сложности при пользовании таким наделом или совершении сделки по его отчуждению.

Процедура уточнения имеет ряд особенностей, которые зависят от имеющихся документов и текущего статуса границ.

Процедура уточнения

Уточнение границ наделов земли является особым видом межевых работ, результатом которых является составленный кадастровым инженером межевой план надела, в котором указаны обновлённые границы.

Согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218, уточнение границ участков земли проводится в следующих случаях:Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Границы участка не установлены;
  • В документах отсутствуют данные о ранее определённых границах;
  • Границы участка установлены с недостаточной точностью.

Первый случай относится к ситуации, когда на приобретённый надел земли отсутствует кадастровый документ с указанием границ надела.

Во втором случае кадастровый документ имеется, но необходимо уточнить границы из-за отсутствия межевого плана, так как кадастровый документ на участок можно получить в общих границах, определённых проектом межевания территории (особенно при предоставлении садового или дачного участка).

Необходимые документы

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

  • Свидетельство о праве пользования наделом;
  • Кадастровый документ (если имеется);
  • План застройки надела;
  • Копия проекта межевания территории;
  • Копия паспорта.

Проект межевания территории находится в местном органе исполнительной власти, который предоставил ранее землю для застройки или развития. Если земля была предоставлена садовому или дачному товариществу, то копию проекта межевания можно получить в правлении СНТ.

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Данные лица должны иметь документы, подтверждающее право пользования наделом.

Следует знать, что в соответствии с ч.2 п. 1 ст. 29.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» № 221, кадастровый инженер может отказаться от проведения межевых работ, если заказчиком был представлен неполный пакет документов, или в документах имелись недостоверные сведения.

Порядок действий

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

  • Сбор нужных сведений и подготовка документов;
  • Выбор геодезической компании;
  • Первичный осмотр участка кадастровым работником;
  • Заключение договора с выбранной компанией;
  • Осуществление межевых работ на участке;
  • Анализ собранных данных;
  • Согласование предварительной карты участка;
  • Составление окончательного межевого плана;
  • Регистрация межевого плана в кадастровой палате.

При выборе геодезической компании необходимо обратить внимание на наличие соответствующей лицензии, а также на репутацию фирмы. Кадастровый работник фирмы обязательно должен состоять в федеральном списке кадастровых инженеров, представленном на сайте Росреестра.

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

Далее кадастровый инженер выезжает на участок с необходимыми инструментами для проведения измерений, работы на участке могут продлиться до двух недель.

Кадастровый инженер осуществляет на участке следующие действия:

  • Осмотр естественных границ;
  • Первичный замер длин границ;
  • Фотографирование территории;
  • Осмотр почвы;
  • Установка контрольных точек (колышков);
  • Измерение высоты холмов и/или глубины низин;
  • Уточняющий замер.

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

При отсутствии претензий заинтересованных лиц кадастровый инженер составляет итоговый межевой план участка, который состоит, согласно ч. 5 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», из двух частей:

  • В графической части приводится изображение плана участка с указанием новых границ и мест прохода/проезда через участок при публичном сервитуте.
  • Заинтересованные лица должны подписать акт согласования границ надела земли, который располагается на обороте графической части итогового межевого плана.
  • После этого согласованный межевой план передаётся в государственный кадастр недвижимости для рассмотрения и окончательного утверждения, в процессе которого члены комиссии по рассмотрению могут делать запросы в архивы и проверять подлинность документов.
  • В случае выявления нарушений кадастровый орган отказывает в согласовании итогового межевого плана с указанием причины.

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

  • Недостоверно указанные данные;
  • Неполный пакет документов;
  • Обнаружение ошибок в расчётах кадастрового инженера;
  • Обнаружение факта наложения границ;
  • Недопустимое приближение границ к красным линиям территории;
  • Нарушение публичного сервитута.

В случае успешного согласования заказчик получает межевой план с точно определёнными границами, на основании которого может оформить кадастровый паспорт на земельный надел в будущем.

Важно помнить, что если сведения о площади земельного надела занесены в ЕГРН, то уточнённая площадь не может быть меньше указанной в ЕГРН более, чем на 10%, согласно п. 3 ст. 42.

8 Федерального закона «О кадастровой деятельности» № 221.

Также площадь надела с уточнёнными границами не может превышать предельно установленные размеры для земель данного вида или 10%, если такие пределы не установлены.

Особенности процедуры при наличии кадастрового паспорта

В кадастровом паспорте содержится схематическое изображение участка с указанием основных граничных точек.

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

  • Уменьшение необходимого пакета документов;
  • Уменьшение количества межевых работ;
  • Наличие дополнительного аргумента при споре с соседями;
  • Упрощённое согласование итогового межевого плана в кадастровой палате.

Межевые работы по уточнению границ непосредственно на участке занимают несколько дней из-за отсутствия необходимости проводить множество предварительных измерений для определения первичных границ. Уточнение стандартных прямоугольных садовых участков при отсутствии разногласий занимает один рабочий день.

Также следует понимать, что если соседние землепользователи заказали межевые работы, то при возникновении спора преимущество будет на той стороне, у которой будет в наличии кадастровый документ со схематичным изображением границ. Если он имеется у обеих сторон спора, то тогда вопрос решает суд.

В конечном этапе уточнения границ, при согласовании их в кадастровом органе, такое согласование происходит значительно быстрее, чем при отсутствии кадастрового документа, и уменьшается вероятность отказа в согласовании.

Как составить исковое заявление об уточнении

Если в процессе уточнения границ межевой план надела не был утверждён в кадастровой палате, или часть надела земли землепользователя была незаконно захвачена соседями, то такой спор решается в судебном порядке.

Структура заявления

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

  • Вступительной;
  • Мотивировочной;
  • Просительной.

Во вступительной части происходит описание ситуации, из-за которой возник спор, с указанием подтверждающих данных. В мотивировочной части происходит перечисление законов и подзаконных актов, применимых к изложенной истцом ситуации в юридической практике, а также каким именно образом они могут быть применены, по мнению истца (или его адвоката).

В просительной части истец просит суд решить ситуацию в его пользу на основании изложенных в мотивировочной части заявления законов и перечисленных обстоятельств.

Содержание заявления и документы

В заявлении должно быть указаны следующие пункты:

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

  • Площадь участка;
  • Кадастровый номер;
  • Категория земли;
  • Вид разрешённого использования;
  • Номер свидетельства регистрации собственности.

Например, в пунктах для категории и вида использования земли следует писать: «Земли поселений, для индивидуального жилищного строительства», или «Сельскохозяйственные земли, для садоводства».

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Копия паспорта заявителя;
  • Квитанция об оплате госпошлины;
  • Правоподтверждающие документы;
  • Правоустанавливающие документы;
  • Копия кадастрового документа;
  • Технически паспорт на строения;
  • Межевой план.

Если спор возник на стадии составления межевого плана, то вместо него прилагается заключение кадастрового инженера об определённых им границах участка при межевых работах по уточнению.

Правоподтверждающими документами могут являться документы, на основании которых землепользователь осуществляет эксплуатацию земельного надела и имеет право уточнять границы, ими могут быть документ о праве собственности, договор аренды, свидетельство о праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Необходимо понимать, что каждый земельный спор по уточнению имеет свои особенности, и для составления заявления в суд лучше обратиться к квалифицированным юристам, так как неверно составленное заявление может привести к неверному решению суда или не будет принято изначально.

Итак, для уточнения границ земельного надела необходимо собрать пакет документов и обратиться в межевую организацию. Наличие кадастрового паспорта упростит процедуру, а грамотный выбор фирмы-подрядчика и своевременное оповещение заинтересованных лиц о предстоящей процедуре поможет избежать судебных разбирательств.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/granicy/izmenenije/utochnenie-granic-uchastka-kak-provesti.html

Как исправить ошибку расположения границ участка на кадастровой карте

Собственники земельных участков постоянно сталкиваются с неверным
отображением границ на кадастровой карте. Проблема выглядит так — земельный участок корректно стоит на кадастровом
учете, но его расположение на карте отличается от реальных границ. Пересечение
границ и наложение участков наблюдаются в большинстве дачных поселков и
сельских поселений.

Как возникают
ошибки

Кадастровая
карта отражает ошибки участников кадастровых процедур. Это происходит, когда
кадастровый инженер, собственник участка или сотрудник Росреестра допускают
ошибку в координатах. Росреестр различает два вида таких ошибок.

Реестровая ошибка — кадастровый инженер внес неверные координаты в исходный межевой
план и эти ошибочные сведения регистрируют в ЕГРН.

Кроме того, сотрудники Росреестра могут допускать технические ошибки, опечатки.

Тогда искажаются правильные координаты из межевого плана, и несмотря на достоверность исходных документов, на кадастровой карте возникают сдвиги угловых точек участка.

Бывает, что собственники принимают за ошибки погрешности
спутниковой фотосъемки. А некоторые склонны списывать на ошибку свои ложные
представления о границах. Важно, что в таких ситуациях данные ЕГРН
соответствуют юридическому положению дел.

Исправление
ошибки — это внесение корректных изменений в ЕГРН. Есть два способа внесения
таких изменений: внесудебный порядок и на основании судебного решения. Первый
способ отличает отсутствие претензий со стороны третьих лиц — владельцев
смежных участков. Если же возник конфликт с соседями, внесение изменений в ЕГРН
возможно по решению суда. Разберем стандартные ситуации.

Читайте также:  О прекращении уголовных дел в связи с примирением сторон: досудебное и в суде

Ошибка 1. Искажение
границ одного участка

Собственник участка 54:07:054701:105 выяснил, что на карте Росреестра границы его участка наложились на
участок соседей :348. Это выглядит так, будто проблемный участок развернули против часовой стрелки.

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

Сообща
соседи выяснили, что взаимных претензий по фактическим границам у них нет.
Здесь мы можем иметь дело с реестровой ошибкой инженера, который неправильно определил координаты поворотных точек на местности, ошибся при составлении межевого плана. Если же
инженер все сделал правильно, то технический сбой произошел на стороне
Росреестра.

Как исправить: мысленно развернем проблемный участок по часовой стрелке. Он точно ляжет на свои фактические границы, сохраняя
площадь и конфигурацию. Границы и площадь смежных участков остаются неизменными.
Значит претензии собственников друг к другу отсутствуют. Этот факт определяет
внесудебный порядок исправления ошибки.

Если ошибся
инженер:

Делаем межевание заново. Чтобы переделать проект бесплатно, рекомендуем
обращаться к кадастровому инженеру, допустившему ошибку. Инженера можно привлечь
к дисциплинарной ответственности, вплоть до исключения из членов
саморегулируемой организации кадастровых инженеров;

  • Направляем в Росреестр уточнённый межевой план и заявление об
    исправлении ошибки. Документы сдаются через любой МФЦ, поскольку с 1 января
    2017 года Росреестр приём граждан не ведёт;
  • Росреестр исправит ошибку в течение 5 рабочих дней.
  • Если ошиблись в Росреестре:
  • Подаем заявление в Росреестр через МФЦ об исправлении ошибки в записях ЕГРН;
  • Росреестр исправит ошибку в течение 3 рабочих дней.

Ошибка
2. Искажение границ двух и более участков

Собственник
в центре выяснил, что его участок накладывается на соседние. Ситуация
осложняется тем, что смежный с ним участок также отображается на карте неверно.

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

Как исправить: похоже на эффект домино — придется
исправлять участки один за другим. Последовательно пройдем цепочку исправлений
границ всех участков, начиная с участка № 2.

Устанавливаем всех пострадавших собственников и согласовываем границы. Изменения не
коснутся только собственника участка № 1;

Делаем межевание всех
проблемных участков заново. Всем будет удобнее, если привязку границ сделать
одновременно у единого подрядчика. Можно попробовать устранить недостатки за
счет виновного в изначальной ошибке;

Направляем в Росреестр уточнённые межевые планы вместе с заявлениями об исправлении ошибки. Это
может сделать и исполнитель межевых работ;

Росреестр исправит ошибку в течение 5 рабочих дней.

Ошибка 3. Отказ
соседа в согласовании границ

Усложним предыдущую
задачу. Собственник участка № 8 не согласен изменить границы своего участка. Он
отказался подписать предложенный акт согласования границ. Возможно, его
устраивает внесенная в ЕГРН ошибочная конфигурация, он настаивает на ее
подлинности.  Росреестр откажет в регистрации
изменений границ всех остальных участков.

Как исправить: придется обратиться в суд. Требуем аннулировать сведения границах участка
несогласного собственника, в связи с технической или реестровой ошибкой в ЕГРН.
В качестве третьего лица можно привлечь Росреестр. К исковому заявлению прилагаем:
выписки из ЕГРН на свой и смежный участки, копию межевого плана, подтверждение
об уплате госпошлины.

После
вступления решения суда в законную силу обращаемся в Росреестр через
МФЦ. Прилагаем межевые планы и заявления об уточнении границ всех участков.

Ошибка 4. Сдвиг
спутниковых фотоснимков

Часто
встречается ситуация, когда при наложении координат кадастровой карты на спутниковую фотосъемку все участки квартала одинаково сдвинуты относительно своих
фактических границ. Выглядит это так:

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

Как исправить: сдвиг связан с погрешностями спутниковой фотосъемки, к чему
Росреестр не имеет отношения. Поэтому с участком все в порядке, в ЕГРН содержатся правильные данные, а значит вносить изменения не нужно. Если требуется точное
изображение, просто подвигайте подложку карты.

Справа под выбором спутниковых слоев есть ссылка «Настроить карту». Нажмите ее и с помощью стрелок
настройте изображение до корректного совмещения границ:

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

Повторимся, что это делается только для вашего удобства и никак не влияет на данные в ЕГРН.

Ошибка 5. Ложные
границы

Собственник
участка № 2 уверен, что его участок отображен на кадастровой карте неправильно.
Он претендует на большую площадь. Возможно даже, обнес участок забором, и никто
из соседей не высказывает претензий. Технической или реестровой ошибки в ЕГРН
нет.

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

Как исправить: публичная карта все отображает
правильно. Мы столкнулись с самозахватом земли. Бывает, пользуясь прилегающей
территорией длительное время, собственники автоматически приписывают себе
«лишние» сотки.

Это незаконно и преследуется в административном порядке по ст.
7.1 КоАП РФ. Однако, если собственник участка № 2 уверен в своей правоте, придется в
судебном порядке обосновать притязания.

По сути, речь идет о легализации самозахвата
и приобретении еще одного объекта недвижимости.

Установите текущего собственника спорного участка. Зачастую это сельское поселение,
городской округ. В качестве отправной точки используем ст. 11.7 ЗК РФ
«Перераспределение земельных участков»;

Будьте готовы к проведению межевания и постановке участка на кадастровый учет;

Документально обоснуйте свои притязания и обратитесь к текущему собственнику в досудебном порядке.
Будьте готовы обосновать свою позицию в суде;

В случае отсутствия подтверждения владения используйте ст. 234 ГК РФ о приобретательной
давности. Также рассмотрите приобретение участка с торгов.

Неверные
границы нужно исправлять

Судя по
обращениям собственников, смещение кадастровых границ — частый случай.

Если вы увидели
на карте неправильное отображение границ, то проблему придется решать. Неверные
координаты границ — причина конфликтов с соседями. Такой участок трудно продать,
на нем нельзя вести законное строительство. Возникнут сложности и с подведением
коммуникаций.

Источник: https://egrp365.ru/info/chto-delat-esli-zemelnyj-uchastok-nepravilno-otobrazhyon-na-kadastrovoj-karte.html

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок действий

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

Наверняка, если вы читаете данную статью, вы стали владельцем земельного участка и теперь стремитесь благоустроить его. Свежий воздух, своя территория, удаленность от шумного города — все это настолько привлекательно, что мы забываем о том, что нам необходимо в первую очередь заняться нечто другим.

И под этим нечто подразумевается надлежащее оформление всех прав на земельный участок.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Покупая земельный участок мы должны четко знать, какая именно земля теперь будет находится в нашей собственности и речь идет далеко не о технических ее характеристиках.

Вопросы с границами земельного участка должны быть непременно урегулированы для того, чтобы в последующем вы могли грамотно оформить земельный участок в соответствующих органах, а значит, иметь возможность производить с ним разного рода сделки, такие как купля-продажа, дарение, завещание, сдача в аренду и многие другие. Согласование границ земельного участка — важный процесс.

Что это такое?

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

Что такое уточнение границ? В первую очередь это действие, которое должно быть выполнено при условии, что у представленного гражданина есть все необходимые документы, в том числе свидетельство о том, что именно он является собственником данной территории. Также в понятие определения уточнение границ входит описание результата.

Им является выдача гражданину на руки кадастрового паспорта и кадастрового плана и самое главное – присвоение кадастрового номера, в результате чего ваш земельный участок будет числиться в реестре земельных участков не только вашего муниципального образования и региона, но и в федеральном реестре в целом.

Таким образом вы ознакомились с тем, что такое уточнение границ, а также имеете представление об этом действии. Теперь стоит рассмотреть другие проблемные вопросы уточнения границ. Ведь они имеют место не только в нашей повседневной жизни, но и в законодательстве в целом. Далее вы можете ознакомится с частью закона «О государственном кадастре недвижимости»:

Источник: https://lawyer-consult.ru/nedvizhimost/gos-kadastr/mezhevanie/granitsy/utochnenie-2.html

Порядок и необходимость уточнения местоположения границ земельных участков

22.08.2018

Об уточнении границ земельных участков: как это сделать, изменение местоположения

Значительную долю содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков составляют «ранее учтенные» земельные участки, документы на которые выдавались до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Сведения о таких земельных участках внесены на основании правоустанавливающих или правоподтверждающих документов с декларативной площадью и не содержат информации о прохождении их границ на местности.

        Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об установленных в соответствии с требованиями законодательства границах земельного участка может повлечь сложность при доказательстве местоположения существующей границы, в случае возникновения споров и тяжб о границе с соседями.

          Если у гражданина имеется земельный участок, которому уже присвоен кадастровый номер, при этом границы такого земельного участка не установлены (отсутствуют сведения о координатах точек границ), то гражданин вправе осуществить процедуру по уточнению сведений о местоположении границ и площади своего земельного участка. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, являющемуся членом саморегулируемой организации (сведения обо всех кадастровых инженерах размещены на официальном сайте Росреестра) и заключить договор подряда на проведение кадастровых работ, включающий объем, результат выполняемой подрядчиком работы, а также условия оплаты. После проведения всех работ будет подготовлен межевой план, содержащий все необходимые сведения для внесения в реестр недвижимости.

          При этом необходимо знать, что при установлении (уточнении) границ земельного участка проводится обязательная процедура их согласования с правообладателями соседних земельных участков, а также со всеми правообладателями уточняемого земельного участка.

Готовый межевой план должен содержать сведения о проведении согласования границ земельного участка в виде Акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором указывается его кадастровый номер, площадь после уточнения границ, прохождение (проложения) границ, за которые расписываются правообладатели соседних участков.

           Процедура согласования границ проводится по выбору кадастрового инженера посредством проведения собрания заинтересованных лиц или в индивидуальном порядке.

Читайте также:  О налоге на наследство: при вступлении по завещанию, уплачивается ли ндфл

Если согласование границ будет проводится через собрание, то заинтересованным лицам за 30 дней до проведения собрания направляются извещения о проведении собрания, либо такое извещение опубликовывается в печатном издании, являющимся официальным для соответствующего района, на территории которого расположен уточняемый земельный участок. При проведении согласования границ кадастровый инженер обязан:

          1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;           2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;            3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

           После того, как кадастровые работы и согласование местоположения границ проведены, межевой план подготовлен, необходимо обратиться в орган регистрации прав для осуществления учетных действий.

Внесение сведений о границах земельного участка носит заявительный характер, то есть собственнику земельного участка (или его представителю, действующему на основании нотариальной доверенности) необходимо обратиться с соответствующим заявлением (согласно установленной форме) в любой близлежащий офис МФЦ, с приложением правоподтверждающего документа и межевого плана в электронном виде (на диске).

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/poryadok-i-neobkhodimost-utochneniya-mestopolozheniya-granits-zemelnykh-uchastkov/

Образец межевого плана и порядок действий, как уточнить границы земельного участка, поставленного на кадастровый учет ранее

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите

бесплатную консультацию:

Показать содержание

Что это такое?

Уточнение местоположения границ земельного участка – это вид кадастровых работ, предназначенный для определения координат поворотных точек участка, в соответствии с чем устанавливается:

  • местоположение ЗУ в окружающем контексте;
  • его точная площадь;
  • конфигурация.

Также, уточнение границ земельного участка – это важная и необходимая процедура для собственника надела. Во время процедуры допускается дооформление прилегающей бесхозной земли, в соответствии с нормами Федерального закона № 171-ФЗ, от 23.06.14 г.

Кадастровые работы входят в процедуру межевания, являясь её итогом. В виде электронной копии, составленной кадастровым инженером, передаются в государственный кадастр недвижимости (ГКН). Перенесённые на бумажный носитель и обеспеченные соответствующими актами, передаются правообладателю участка.

Бланк и образец заполнения акта согласования границ ЗУ с соседями.

Теперь выясним, что такое уточнение границ земельного участка, которые не установлены согласно законодательству.

Уточнение границ ранее учтённого ЗУ

Это процедура, требующая внесения изменений в сведения, хранящиеся в регистрационном банке ГКН. Происходит уточнение границ ранее учтенного земельного участка в случае выявления кадастровой ошибки, допущенной при предшествующем межевании.

Подробнее узнать, что делать, если границы ЗУ не установлены или установлены с ошибкой можно в другой нашей статье.

По преимуществу возникает как последствия споров между собственниками прилегающих участков. Иногда выявляется регистрирующим органом в результате проведения регистрации имущественной сделки.

В результате уточнения границ допускается увеличение площади ЗУ, на основании законных прецедентов. Так же может последовать её уменьшение, если территория надела произвольно и неправомерно расширена.

Что значит изменение границ ЗУ без изменения площади?

Изменение границ земельного участка без изменения площади – это проведение межевых линий по уточнённым координатам, которые могут связываться с более точным определением местоположения поворотных точек.

В таком случае допускается изменение конфигурации, при общем сохранении площади. Или частично изменяется местоположение надела, если один из собственников смежных участков расширил свои границы, а прилегающие земли сдвинулись, сохраняя установленные для законного использования площади. Относится к юридической и кадастровой процедуре восстановления границ.

Такие прецеденты по преимуществу возникают при наложении межевых границ. Связаны с тем, что по случайному или намеренно недобросовестному действию одного из собственников, произошёл прецедент самозахвата на основании нарушения норм ст. 7.1 КоАП РФ.

КоАП РФ, Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

  • Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —
  • влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
  • Примечания:
  1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
  2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Отсчитывая свою законную площадь от ошибочно установленных межевых линий, владелец сдвигает свой участок. Либо – расширяет его за счёт муниципальных земель – например, придавая ему прямоугольную форму вместо квадратной.

Незаконное использование не принадлежащей собственнику площади, приводит к нарушению порядка регистрации и имущественных прав соседей (муниципалитета). Влечёт административную ответственность и штрафные санкции (подробнее об ответственности описано здесь).

Основанием для уточнения границ и площади земельного участка может стать:

  1. Заявление собственника ЗУ.
  2. Заявление его соседа.
  3. Решение суда.
  4. Инициатива административного органа.
  5. Инициатива регистрирующего органа.

При этом следует соблюдать ряд условий, в числе которых срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности

  1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
  2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Если установленные правила пользования землями были обнаружены более чем за 3 года до обращения, и существовали как приемлемая и открытая форма установленной площади, результаты межевания можно оспорить в суде в пользу лица, который установил данный негласный регламент. А если таковые существовали более 15 лет – они будут признаны на основании срока приобретательной давности.

При возникновении спора, нередко привлекается судебное решение, требующее изменение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет.

Если ошибка выявлена при регистрации сделок с недвижимостью, на основании Федерального закона от 13.07.15 г.

, под № 218-ФЗ, допускается приостановление регистрации сделки и перепроверка внесённых ранее сведений о расположении межевых знаков.

Источник: https://myrealproperty.ru/zemelnyj-uchastok/mezhevanie/granitsy/utochnenie.html

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) сообщает.В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В указанный в обращении период с 1 января 2012 года по 31 января 2013 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 г. «О кадастровой деятельности», далее — Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);- при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.При этом Законом N 221-ФЗ не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.Согласно части 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) при уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в пункте 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее — Требования, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

Читайте также:  Штраф за газовое оборудование без документов: статья, сумма наказания, как оплачивать

При этом в случае отсутствия указанных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.

) документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно пункту 67 Требований их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.В данном случае согласно пункту 67 Требований в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (статья 13, 14, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).Требования к подготовке межевого плана, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921.Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).Дополнительно отмечаем, что в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

В связи с изложенным, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, не проводится.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:- собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);- пожизненного наследуемого владения;- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);- аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Закона N 137-ФЗ;органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.Учитывая изложенное, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (если такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет) являются:орган местного самоуправления, если земельные участки находятся в муниципальной собственности или государственной собственности до ее разграничения в предусмотренных абзацами 2-5 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;органы федеральной исполнительной власти, если земельные участки находятся в федеральной собственности или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 6, 7 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 5, 8 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях.В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон) к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.Полномочия муниципального образования, в том числе на распоряжение земельными участками и участие в согласовании местоположения границ земельных участков определяются уставом такого муниципального образования.Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456075915

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector