О принципах производства по делам об административных правонарушениях

  • Производство по делам об административных
    правонарушениях
  • Производство по делам об административных
    правонарушениях
    — совокупность
    административно-процессуальных норм
    и основанная на них деятельность
    уполномоченных органов и должностных
    лиц по применению мер административного
    наказания.
  • Задачи производства по делам об
    административных правонарушениях:
  • — всестороннее, полное, объективное и
    своевременное выяснение каждого дела;
  • — разрешение дела об административном
    правонарушении в соответствии с законом;
  • — обеспечение исполнения вынесенного
    по делу об административном правонарушении
    постановления;
  • — выявление причин и условий, способствующих
    совершению административных правонарушений.
  • Производство по делам об административных
    правонарушениях не может быть начато,
    а начатое подлежит прекращению при
    наличии хотя бы одного из следующих
    обстоятельств:
  • — отсутствие события административного
    правонарушения;
  • — отсутствие состава административного
    правонарушения, в том числе недостижение
    физическим лицом на момент совершения
    противоправных действий (бездействия)
    возраста, предусмотренного КоАП для
    привлечения к административной
    ответственности, или невменяемость
    физического лица, совершившего
    противоправные действия (бездействие);
  • — действие лица в состоянии крайней
    необходимости;
  • — издание акта амнистии, если такой акт
    устраняет применение административного
    наказания;
  • — отмена закона, устанавливающего
    административную ответственность;
  • — истечение сроков давности привлечения
    к административной ответственности;
  • — наличие по одному и тому же факту
    совершения противоправных действий
    (бездействия) лицом, в отношении которого
    ведется производство по делу об
    административном правонарушении,
    постановления о назначении административного
    наказания либо постановления о прекращении
    производства по делу об административном
    правонарушении, либо постановления о
    возбуждении уголовного дела;
  • — смерть физического лица, в отношении
    которого ведется производство по делу
    об административном правонарушении.
  • Стадии производства по делам об
    административных правонарушениях

    относительно самостоятельная часть
    производства, которой присущи конкретные
    задачи, состав участников, процессуальное
    оформление результатов.
  • Стадии производства по делам об
    административных правонарушениях.
  • — возбуждение дела об административном
    правонарушении и административное
    расследование;
  • — рассмотрение дела об административном
    правонарушении;
  • — пересмотр постановлений и решений по
    делам об административных правонарушениях;
  • — исполнение постановлений по делам об
    административных правонарушениях.
  • Субъект производства по делам об
    административных правонарушениях

    участник производства по делам об
    административных правонарушениях,
    обладающий необходимой
    административно-процессуальной
    правосубъектностью, решающий процессуальные
    задачи.
  • Виды субъектов производства по делам
    об административных правонарушениях:
  • — управомоченные органы и должностные
    лица, наделенные правом принимать
    юридические акты, документы, разрешающие
    процессуальные задачи и определяющие
    движение дела об административном
    правонарушении;
  • — субъекты, имеющие личный интерес в
    деле об административном правонарушении;
  • — субъекты, содействующие отправлению
    производства по делам об административных
    правонарушениях;
  • — иные субъекты производства по делам
    об административных правонарушениях.
  • Управомоченные органы и должностные
    лица
    , наделенные правом принимать
    юридические акты, документы, разрешающие
    процессуальные задачи и определяющие
    движение дела об административном
    правонарушении:
  • — субъекты, правомочные в пределах
    компетенции, установленной КоАП,
    рассматривать дела об административных
    правонарушениях:
  • а) судьи (мировые судьи);
  • б) комиссии по делам несовершеннолетних
    и защите их прав;
  • в) федеральные органы исполнительной
    власти, их учреждения, структурные
    подразделения и территориальные органы;
  • г) уполномоченные органы и учреждения
    органов исполнительной власти субъектов
    РФ;
  • д) административные комиссии, иные
    коллегиальные органы, создаваемые в
    соответствии с законами субъектов РФ
    (глава 23 КоАП);

— должностные лица, уполномоченные
составлять протоколы об административных
правонарушениях (ст. 28.3 КоАП);

  1. — должностные лица и иные субъекты,
    полномочные применять меры обеспечения
    производства по делам об административных
    правонарушениях;
  2. — субъекты, полномочные пересматривать
    постановления и решения по делам об
    административных правонарушениях:
  3. а) районные судьи по месту рассмотрения
    дела;
  4. б) районные суды по месту нахождения
    коллегиального органа, чье постановление
    (решение) обжалуется;
  5. в) вышестоящий орган (должностное лицо);

г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП);

— прокурор вправе: возбуждать производство
по делу об административном правонарушении;
участвовать в рассмотрении дела об
административном правонарушении,
представлять доказательства, заявлять
ходатайства, давать заключения по
вопросам, возникающим во время рассмотрения
дела; приносить протест на постановление
по делу об административном правонарушении
независимо от участия в деле, а также
совершать иные предусмотренные
федеральным законом действия (ст. 25.11
КоАП);

  • — субъекты, контролирующие и обеспечивающие
    исполнение постановлений по делам об
    административных правонарушениях
    (глава 32 КоАП).
  • Субъекты, имеющие личный интерес в
    деле об административном правонарушении
    :
    лицо, в отношении которого ведется
    производство по делу об административном
    правонарушении, потерпевший, законный
    представитель физического лица, законный
    представитель юридического лица,
    защитник, представитель.
  • Лицо, в отношении которого ведется
    производство по делу об административном
    правонарушении, вправе:
  • — знакомиться со всеми материалами дела;
  • — давать объяснения;
  • — представлять доказательства;
  • — заявлять ходатайства и отводы;
  • — пользоваться юридической помощью
    защитника;
  • — присутствовать при рассмотрении дела;
  • — обжаловать постановления (решения) по
    делу.
  • Потерпевший — физическое или
    юридическое лицо, которым административным
    правонарушением причинен физический,
    имущественный или моральный вред.
  • Потерпевший вправе:
  • — знакомиться со всеми материалами дела;
  • — давать объяснения;
  • — представлять доказательства;
  • — заявлять ходатайства и отводы;
  • — пользоваться юридической помощью
    представителя;
  • — обжаловать постановления по делу и
    др.
  • Законные представители физического
    лица
    – субъекты (родители, усыновители,
    опекуны или попечители), осуществляющие
    защиту прав и законных интересов
    физического лица, в отношении которого
    ведется производство по делу об
    административном правонарушении, или
    потерпевшего, являющегося несовершеннолетним
    либо по своему физическому или психическому
    состоянию лишенного возможности
    самостоятельно реализовывать свои
    права.
  • Законные представители юридического
    лица
    — субъекты (руководитель, иное
    лицо в соответствии с законом или
    учредительными документами юридического
    лица), осуществляющие защиту прав и
    законных интересов юридического лица,
    в отношении которого ведется производство
    по делу об административном производстве,
    или юридического лица, являющегося
    потерпевшим.
  • Защитником выступает адвокат
    или иное лицо, оказывающее юридическую
    помощь лицу, в отношении которого ведется
    производство по делу об административном
    правонарушении.
  • Представителем выступает адвокат
    или иное лицо, оказывающее юридическую
    помощь потерпевшему.

Защитник и представитель допускаются
к участию в производстве по делу об
административном правонарушении с
момента составления протокола об
административном правонарушении.

В
случае административного задержания
физического лица в связи с административным
правонарушением защитник допускается
к участию в производстве по делу об
административном правонарушении с
момента административного задержания.

  1. Свидетель — лицо, которому могут
    быть известны обстоятельства дела об
    административном правонарушении,
    подлежащие установлению.
  2. Свидетель вправе:
  3. — не свидетельствовать против себя
    самого, своего супруга и близких
    родственников;
  4. — давать показания на родном языке или
    на языке, которым владеет;
  5. — пользоваться бесплатной помощью
    переводчика;
  6. — делать замечания по поводу правильности
    занесения его показаний в протокол.
  7. Свидетель обязан:
  8. — явиться по вызову судьи, органа,
    должностного лица, в производстве
    которых находится дело об административном
    правонарушении;
  9. — дать правдивые показания, сообщить
    все известное ему по делу, ответить на
    поставленные вопросы и удостоверить
    своей подписью в соответствующем
    протоколе правильность занесения его
    показаний.
  10. Понятой — любое не заинтересованное
    в исходе дела об административном
    правонарушении лицо, которое выполняет
    удостоверительную функцию при применении
    мер обеспечения производства по делу.
  11. Специалист — любое совершеннолетнее
    лицо, привлекаемое к участию в производстве
    по делу об административном правонарушении,
    не заинтересованное в исходе дела,
    обладающее познаниями, необходимыми
    для оказания содействия в обнаружении,
    закреплении и изъятии доказательств,
    а также в применении технических средств.
  12. Специалист вправе:
  13. — знакомиться с материалами дела об
    административном правонарушении,
    относящимися к предмету действий с его
    участием;
  14. — с разрешения судьи, должностного лица,
    лица, председательствующего в заседании
    коллегиального органа, в производстве
    которых находится дело об административном
    правонарушении, задавать вопросы,
    относящиеся к предмету соответствующих
    действий, лицу, в отношении которого
    ведется производство по делу об
    административном правонарушении,
    потерпевшему и свидетелям.
  15. Специалист обязан:
  16. — явиться по вызову судьи, органа,
    должностного лица, в производстве
    которых находится дело об административном
    правонарушении;
  17. — участвовать в проведении действий,
    требующих специальных познаний в целях
    обнаружения, закрепления и изъятия
    доказательств, давать пояснения по
    поводу совершаемых им действий;
  18. — удостоверить своей подписью факт
    совершения указанных действий, их
    содержание и результаты.
  19. Эксперт — любое не заинтересованное
    в исходе дела лицо, обладающее специальными
    познаниями в науке, технике, искусстве
    или ремесле, достаточными для проведения
    экспертизы и дачи экспертного заключения.
  20. Эксперт вправе:
  21. — знакомиться с материалами дела об
    административном правонарушении,
    относящимися к предмету экспертизы,
    заявлять ходатайства о представлении
    ему дополнительных материалов, необходимых
    для дачи заключения;
  22. — с разрешения судьи, должностного лица,
    председательствующего в заседании
    коллегиального органа, в производстве
    которых находится производство по делу
    об административном правонарушении,
    задавать вопросы, относящиеся к предмету
    экспертизы, лицу, в отношении которого
    ведется производство по делу, потерпевшему
    и свидетелям;
  23. — указывать в своем заключении имеющие
    значения для дела обстоятельства,
    которые установлены при проведении
    экспертизы и по поводу которых ему не
    были поставлены вопросы.
  24. Эксперт обязан:
  25. — явиться по вызову судьи, органа,
    должностного лица, в производстве
    которых находится дело об административном
    правонарушении;
  26. — дать объективное заключение по
    поставленным перед ним вопросам, а также
    требуемые объяснения в связи с содержанием
    заключения.
  27. Переводчик — любое не заинтересованное
    в исходе дела совершеннолетнее лицо,
    владеющее языками или навыками
    сурдоперевода (понимающее знаки немого
    или глухого), необходимыми для перевода
    или сурдоперевода при производстве по
    делу об административном правонарушении.
  28. Переводчик обязан:
  29. — явиться по вызову судьи, органа,
    должностного лица, в производстве
    которых находится дело об административном
    правонарушении;
  30. — выполнить полно и точно порученный
    ему перевод;
  31. — удостоверить верность перевода своей
    подписью.

Источник: https://studfile.net/preview/1628549/

Принципы производства по делам об административных правонарушениях

  • Производство по делам об административных правонарушениях ба­зируется на следующих основных принципах:
  • • законности. Сущность данного принципа заключается в том, что при­менение норм права или иная форма реализации правовых норм должны быть законными;
  • • объективности. Принцип объективности означает всестороннее и объек­тивное исследование всех обстоятельств рассматриваемого дела;
  • • равенства перед законом и органом, разрешающим дело. Суть данного принципа заключается в административно-процессуальном статусе субъектов, согласно которому все равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественно­го и должностного положения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

• гласности. Данный принцип закреплен в ст. 229 КоАП РСФСР, соглас­но которой: «Дело об административном правонарушении рассматри­вается открыто. В целях повышения воспитательной и предупредитель­ной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллек­тивах, по месту учебы или жительства нарушителя». Исключения со­ставляют случаи, когда открытое рассмотрение дела противоречит интересам охраны государственной тайны;

• своевременности. Своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленных административно-правовыми нор­мами процессуальных сроков, которое должно обеспечить неотвратимость ответственности виновных, предупреждение новых правонару­шений т др.

  1. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  2. Производство состоит из четырех частей (стадий):
  3. административное расследование;
  4. 2) рассмотрение дела;
  5. 3) пересмотр постановления;
  6. 4) исполнение постановления.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй — компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление.

На третьей — факультативной — стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой — исполняется принятое постановление.

Законом четко решаются вопросы о том, кто из субъектов власти на каждой стадии выполняет основные процессуальные действия: составляет протокол, выносит постановление, принимает решение по жалобе, исполняет постановление.

В связи с существованием наряду с общим ускоренного (упрощенного) производства по некоторым категориям дел стадии производства в отдельных случаях недостаточно четко выражены или даже сливаются.

Так, при взыскании штрафа на месте соединяются расследование, рассмотрение дела и даже исполнение постановления. На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных действий.

Схематически система стадий и этапов производства может быть представлена так:

  • I. Административное расследование:
  • 1) возбуждение дела;
  • 2) установление фактических обстоятельств;
  • 3) процессуальное оформление результатов расследования;
  • 4) направление материалов для рассмотрения по подведомственности.
  • II. Рассмотрение дела:
  • 1) подготовка дела к рассмотрению;
  • 2) анализ собранных материалов, обстоятельств дела; 3) принятие постановления;
  • 4) доведение постановления до сведения.
  • III. Пересмотр постановления:
  • 1) обжалование, опротестование постановления;
  1. 2) проверка законности постановления;
  2. 3) вынесение решения;
  3. 4) доведение решения до сведения.
  4. IV. Исполнение постановления:
  5. 1) обращение постановления к исполнению;
  6. 2) фактическое исполнение;
  7. 3) окончание исполнения (дела).
  8. Содержание протокола об административном правонарушении.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ.

  • В протоколе об административном правонарушении указываются:
  • – дата и место его составления;
  • – должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • – сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • – фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • – место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • – объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которыхвозбуждено дело;
  • – иные сведения, необходимые для разрешения дела.
  • При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности.
Читайте также:  Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

При составлении протокола об административном правонарушении процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, но и иным участникам производства. О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными.

К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в Кодексе, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/4969.html

Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях (далее по тексту – производство) является частью административного процесса, который, в свою очередь, может быть рассмотрен через призму деятельности по разрешению индивидуально-конкретных дел, осуществляемой в сфере управления на основе норм административно-процессуального права.

Данное производство представляет собой систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

Административно-правовые нормы, непосредственно регулирующие производство, содержатся в разделе IV (гл. 24 – 30) КоАП РФ. К производству следует отнести также и нормы, структурно расположенные в разделе III КоАП РФ, содержащем юридическую характеристику субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Целью производства является полная, качественная и своевременная реализация материальных норм об административной ответственности .

——————————–

Цуканов Н.Н. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в деятельности милиции: учеб. пособие. Красноярск, 2005. С. 6.

  • Основные задачи производства:
  • – своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
  • – разрешение его в точном соответствии с законом;
  • – обеспечение исполнения вынесенного постановления;
  • – выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
  • Производство по делам об административных правонарушениях базируется на принципах:
  • – законности: применение норм материального права должно быть в строгом соответствии с порядком, предписанным нормами административного права;
  • – объективности: требует всестороннего, полного и объективного выяснения конкретных фактов и обстоятельств дела (исключает предвзятый, односторонний подход к оценке фактов);

– презумпции невиновности: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ст. 1.5 КоАП);

– равенства перед законом: лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами;

– гласности производства: дела об административном правонарушении рассматриваются открыто (ст. 24.

3 КоАП), за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

  1. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения;
  2. – ответственности за нарушение правил производства и за принятый акт: должностные лица, виновные в этом, несут юридическую ответственность;
  3. – оперативность в решении индивидуальных административных дел в силу этого – одна из главных характеристик административной юрисдикции, что не исключает необходимости тщательного разбора дел, объективно нуждающихся в этом.

КоАП РФ предусмотрены случаи, которые исключают производство, т.е. производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств (ст. 24.5):

  • – отсутствие события административного правонарушения;
  • – отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, с которого наступает административная ответственность, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • – действия лица в состоянии крайней необходимости;
  • – издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • – отмена закона, установившего административную ответственность;
  • – истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • – наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • – смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В случае когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.

5 КоАП РФ (это военнослужащие, призванные на военные сборы, военнообязанные и лица, имеющие специальные звания), за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Производство осуществляется на основе законодательства, действовавшего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения.

Производство ведется на государственном языке Российской Федерации (русском) либо субъекта Российской Федерации. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 24.2 КоАП РФ).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения (ст. 24.3 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

В главах 24 – 32 КоАП РФ устанавливаются общие условия производства; круг лиц, участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, их права и обязанности; доказательства; применение мер обеспечения; порядок производства конкретных процессуальных действий; порядок исполнения отдельных видов наказаний.

Значительное место в процессуальной характеристике производства по делам об административных правонарушениях уделено в Кодексе органам и лицам, реализующим предусмотренные Кодексом полномочия, направленные на последовательное осуществление стадий в производстве, а также лицам, участвующим в производстве по иным основаниям и в соответствии с определенным Кодексом статусом. Процессуальный статус субъектов, реализующих стадии производства и участвующих в производстве на иных основаниях, различен и определяет содержание, характер полномочий, методы деятельности органов, должностных лиц и формы реализации прав и обязанностей иных участников.

Перечень субъектов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, закреплен в разделе III КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченными органами и лицами в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ. Таких органов и лиц, в том числе судей, в настоящее время Кодекс насчитывает более 70.

  1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной его гл. 23:
  2. 1) судьями (мировыми судьями);
  3. 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  4. 3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ;
  5. 4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
  6. 5) органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;
  7. 6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанными в главе 23 Кодекса;
  8. 7) государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
  9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
  10. 1) мировыми судьями;
  11. 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  12. 3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  13. 4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
  14. 5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Главой 23 КоАП РФ установлена предметная подведомственность соответствующих органов и лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Статья 23.1 КоАП РФ устанавливает компетенцию судей. В частности, ч. 1 ст. 23.

1 КоАП РФ устанавливает исключительную компетенцию судей по рассмотрению дел, ч. 2 указанной статьи – альтернативную компетенцию.

Перечисленные в ней правонарушения рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Вместе с тем дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, могут быть рассмотрены судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия

  • “Административно-процессуальное право”

Источник: https://zakoniros.ru/?p=18516

Общеправовые принципы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Чжао Л., Ван Х. Общеправовые принципы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 583-586. — URL https://moluch.ru/archive/124/34322/ (дата обращения: 06.12.2019).



Проблема правовых принципов является одной из основных среди положений, определяющих сущность любой области права.

Читайте также:  О сроке исковой давности по наследственным делам: оспаривание по закону

Поскольку правовые принципы представляют собой нормативно заданные отправные идеи, адресатами которых являются субъекты правовых отношений и которые лежат в основе системы отрасли права, их значение трудно переоценить.

В полной мере это относится и к принципам административного законодательства. Именно это побудило законодателей внести ряд ключевых правовых принципов в текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, данные нормы в документе, как нам представляется, изложены достаточно бессистемно, не совсем корректно и, что немаловажно, некоторые важнейшие принципы, лежащие в основе законодательства об административных правонарушениях, в тексте КоАП РФ отсутствуют.

Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным проанализировать принципы законодательства об административных правонарушениях, исследовать соответствующие принципы, не отраженные в данном законодательном акте, а также разработать законодательную модель их отражения в тексте действующего документа.

Хотя правовые принципы (включая законодательство об административных правонарушениях) характеризуются достаточной неизменностью (стабильностью), вместе с тем, они, в зависимости от конкретного исторического периода общественного развития, склонны к трансформации [15; 53].

Например, для древнейшего права принцип презумпции невиновности, закрепленный нынче в ч.1 ст.1.

5 КоАП РФ [2], был абсолютно не характерным, что теоретически давало возможность привлекать к юридической ответственности, наряду с истинными виновниками, животных или даже неодушевленные предметы.

В основе принципов современного законодательства об административной ответственности лежит концепция правового государства. Необходимо отметить, что краеугольным камнем большинства из них являются положения римского права.

Так, принцип равенства всех граждан перед законом в Древнем Риме выражался в двух знаменитых крылатых выражениях: «nemo est supra leges» и «de majoreetminorenonvariantjura», что переводится, соответственно, как «нет никого выше закона» и «один закон применяется к большому и к малому»; в свою очередь, принцип вины трактовался по-разному: «ubi culpa est, ibi poena subesse debet» и «non est reus nisi mens sit rea» («без виновного намерения нет вины» и «есть вина — должно быть наказание» соответственно); принцип справедливости гласил: «aequum et bonum est lex legum» (что в переводе: «благо и справедливость — закон законов»).

Как мы видим, классические формулы юриспруденции, основанные на естественных началах бытия общества, человека и государства, остались неизменными на протяжении тысячелетий.

Рассматривая классификацию основных принципов, лежащих в основе современного законодательства об административных нарушениях, необходимо вначале отметить, что в рамках правовой теории сформировались два основных подхода к классификации правовых принципов.

Согласно первому из них правовые принципы делятся на отраслевые (характерные для отдельных отраслей), межотраслевые (действующие в рамках отраслей единого цикла: гражданского, криминального и т. д.) и общеправовые (характерные для всей правовой системы).

Второй подход не предполагает такого деления, выводя отраслевые принципы из общеправовых и наделяя при этом последние определенной отраслевой спецификой [3].

По нашему мнению, последняя позиция более справедлива.

Во-первых, деление правовых принципов на отраслевые, межотраслевые и общеправовые не имеет отчетливого практического значения (излишняя теоретизация вопроса не всегда способствует его ясности, особенно в практическом контексте).

Во-вторых, в ключевом законодательном акте (в нашем случае — КоАП РФ) важно четко обозначить именно основные принципы, которые отражают его природу, функции, задачи и цели [5].

Классификация правовых принципов административного законодательства может быть обусловлена особенностями самого законодательства страны об административных правонарушениях.

Необходимо учитывать, что в одном законодательном акте (КоАП РФ) осуществляется регулирование вопросов административно-материального (административно-деликтного), административно-процессуального и административно-исполнительного права.

Таким образом, правовые принципы, лежащие в основе КоАП РФ, мы можем условно отнести к административно-материальным, административно-процессуальным и административно-исполнительным.

Рассмотрим еще одну особенность отечественного законодательства об административной ответственности, которая заключается в его двухуровневой структуре, включающей в себя Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствующие законодательные акты федеральных субъектов (ч.1 ст.1.1. КоАП РФ). Вместе с тем, мы считаем, что в контексте вопроса о классификации принципов, лежащих в основе российского административного законодательства, указанная особенность не имеет значения, поскольку нормы Кодекса являются приоритетными перед законодательством субъектов Российской Федерации. Следовательно, будет целесообразным вести речь о правовых принципах КоАП РФ в целом, без определенной привязки их градации к федеральному законодательству об административных правонарушениях и соответствующему законодательству на уровне субъектов федерации [8].

Согласно действующему Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, право определяется на основе двух ключевых начал: принципа равенства перед законом и презумпции невиновности (ст. 1.4 и ст. 1.5. КоАП РФ соответственно). Между тем, нормами Кодекса определены и другие правовые принципы административного законодательства. Так, уже в части 1 ст. 1.

5 «Презумпция невиновности» говорится о принципе вины, тогда как непосредственно о вопросе презумпции невиновности речь идет лишь в части 2 указанной статьи КоАП РФ. Кроме этого, в части 5 ст. 4.

1 Кодекса «Общие правила назначения административного наказания» ведется речь о том, что никто не может дважды нести административную ответственность за одно правонарушение, что соответствует принципу справедливости.

Статьями 24.2 и 24.3 Кодекса определены принципы административного производства, касающиеся языка ведения и открытого рассмотрения дел об административных нарушениях.

Серьезные вопросы вызывает решение законодателей указать принцип «презумпции невиновности» исключительно в административно-процессуальной сфере в первом, а не в четвертом разделе КоАП РФ, при этом совершенно проигнорировав в документе принципы административно-исполнительного производства.

Это подтверждает наше мнение о не совсем корректном, бессистемном изложении норм-принципов в рамках КоАП РФ, а некоторые из важных правовых принципов рассматриваемой нами отрасли законодательства в документе вообще отсутствуют [8].

Рассмотрим предусмотренные КоАП РФ административно-материальные, административно-процессуальные принципы и принципы административно-исполнительного производства.

  1. Перед законом равны все лица, совершившие административные правонарушения. Согласно принципу равенства перед законом, физические лица при этом подлежат административной ответственности вне зависимости от расы, пола, происхождения, языка, национальности, должностного положения, религиозных и других убеждений и других обстоятельств. В свою очередь, юридические лица подлежат административной ответственности вне зависимости от организационно-правовой формы, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

Формальное основание для этого принципа сформулировано в Конституции РФ: «все равны перед законом и судом» (ч.1 ст.19) [1]. Положения ч.2 ст. 19 Конституции практически дублируются в тексте ст. 1.

4 КоАП РФ, что опять же подтверждает применение в конкретной отрасли права (в данном случае — административного) общеправовых принципов.

Использование в тексте Кодекса формулировки «и другие обстоятельства» говорит об «открытости» перечня возможных оснований для неравенства, в связи с чем представляется целесообразным перенести положения статьи 1.4 КоАП РФ (ч.1) в раздел V документа.

  1. К административной ответственности может быть привлечено только лицо, совершившее административное нарушение, по отношению к которому установлен вина данного лица (ч.1 ст.1.5 КоАП РФ). Виновность (вина) является одним из ключевых элементов состава административного правонарушения. Таким образом, не может быть административного нарушения без установленной вины, а, следовательно, без административного правонарушения не может быть наказания. Поскольку принцип вины является одним из ключевых факторов при формировании оснований административной ответственности, он должен, на наш взгляд, быть закреплен в соответствующей статье КоАП РФ.
  2. Принцип презумпции невиновности непосредственно определяется в ст. 1.5 КоАП РФ (ч.2, 3, 4). В ней раскрыты три ключевых составляющих данного принципа: a) человек считается невиновным, пока его вина не доказана в законном порядке и установлена соответствующем постановлением суда или другого полномочного органа или должностного лица (ч. 2 ст. 1.5); б) человек, привлекаемый к ответственности, не обязан доказывать свою невиновность; (ч. 3 ст. 1.5); в) неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к ответственности лица толкуются в его пользу (ч. 3 ст. 1.5). По нашему мнению, данный принцип должен быть отражен в рамках главы 24 КоАП РФ, в которой определены общие положения производства дел об административных правонарушениях.
  3. Согласно ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ, человек не может дважды нести ответственность за одно и тоже правонарушение, что конкретизирует положение Конституции России (ч.1 ст. 50) о недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление. Необходимо отметить, что в Уголовном кодексе [2] подобное положение выделено в самостоятельной статье и определено как принцип справедливости. Поскольку для законодательства об административных правонарушениях этот принцип не менее важен, он также, на наш взгляд, должен быть закреплен в КоАП РФ отдельной статьей.
  4. В статье 24.2 КоАП РФ определен языковой режим ведения дел об административных правонарушениях. Таким языком является государственный язык — русский. Наряду с государственным, ведение дел об административных правонарушениях может осуществляться на государственном языке республики — субъекта Российской Федерации, на территории которой находится суд, должностные лица или органы, уполномоченные вести дела об административных нарушениях. Лица, не владеющие языком, который используется при ведении соответствующего дела, имеют право приносить жалобы, заявлять отводы и ходатайства, давать объяснения на родном или другом языке общения, свободно выбранном ими, а также прибегать к услугам переводчика. Здесь мы видим конкретизацию положений Конституции РФ о государственном языке и праве республик Российской Федерации на установление своего государственного языка (части 1 и 2 ст. 68 Конституции России соответственно), о праве человека пользоваться родным языком и свободно выбирать язык общения (ч.2 ст. 26), а также на судебную защиту (ч.1 ст. 46) и квалифицированную юридическую помощь (ч.1 ст.48 Конституции России).

Подводя итог нашему обзору правовых принципов КоАП РФ, сформулируем несколько положений, заслуживающих, на наш взгляд, внимания.

  1. Считаем целесообразным перенести норму об особенностях административной ответственности отдельных категорий должностных лиц (прокуроров, судей и т. д. (ч.2 ст. 1.4 КоАП РФ)) в раздел V Кодекса, поскольку она относится скорее к процессуальной, а не к административно-материальной сфере.
  2. В соответствие со статьей 1.5 КоАП РФ (ч.1), к административной ответственности может быть привлечено лицо, вина которого установлена. Этот принцип в специальной литературе называют «принципом вины». Поскольку данная установка относится к основополагающим понятиям, формирующим основания административной ответственности, она, по нашему мнению, должна быть зафиксирована в самостоятельно статье КоАП РФ, а не являться одной из норм ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности.
  3. Принцип презумпции невиновности непосредственно определяется в ст. 1.5 КоАП РФ (ч.2, 3, 4). Нам представляется целесообразным, чтобы этот исключительно административно-процессуальный принцип был отражен в гл. 25 КоАП РФ, в которой определены общие положения, касающиеся производства дел об административных правонарушениях.
  4. Сформулированный в ч.5 ст.41.1 КоАП РФ принцип справедливости также необходимо закрепить в отдельной статье Кодекса.

Предложенные нами выводы, сделанные на основании рассмотрения правовых принципов, лежащих в основе КоАП РФ, являются лишь попыткой решения фундаментальных проблем в данной области, обозначением направления, в котором, на наш взгляд, следует двигаться ученым-правоведам и законодателям в деле создания сбалансированного, не допускающего двоякого толкования законодательства об административных правонарушениях.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. — 2009. — № 4.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954(с изм. и доп.).
  4. Бакулина И. П., Костылев А. К., Козлова Л. С. Актуальные проблемы административного права Российской Федерации. Учебное пособие. // Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008.
  5. Бахрах Д. Н. Административное право России. -М.: Норма, 2002.4.
  6. Волков А. М., Дугенец А. С. Административное право: учебник. — М.: Форум, 2013.
  7. Дугенец А. С. Административно-юрисдикционный процесс: монография. — М.: ВНИИ МВД России, 2003.
  8. Дугенец А. С. Административная ответственность: учеб. пособие. — М.: ВНИИ МВД России, 2006.
  9. Клепиков С. Н. Критическая оценка некоторых изменений современного федерального административно-деликтного законодательства и к вопросу о принципах установления административной ответственности // Запад—Россия—Восток: Археология. История. Философия. Юриспруденция. — Вып. 24–25 (№ 3–4). — Елец, 2013.
  10. Клепиков С. Н., Клепикова О. С. Административно-деликтная политика России и принципы установления административной ответственности // Административное и муниципальное права. — 2014. — № 8 (80).
  11. Россинский, Б.В., Старилов, Ю. Н. Административное право: учебник. Изд. 4-е, пересмотр. и доп. / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов.– М.: Норма, 2009.
  12. Юсупов В. А. Теория административного права. — М.: Юрид. лит., 1985.
  13. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. — М.1985г.
  14. Штатина М. А. К вопросу о принципах административного права // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития: мат науч. конф. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2002.
  15. Ягофарова И. Д. Норма права как мера действительности // Пермь: Пермский гос. ун-т, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, принцип, административная ответственность, правонарушение, Российская Федерация, принцип справедливости, государственный язык, презумпция невиновности, административное законодательство, принцип вины.

Читайте также:  О материальной помощи к отпуску: как рассчитывается выплата госслужащим

Источник: https://moluch.ru/archive/124/34322/

Задачи, принципы и общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Всесторонность и полнота исследования обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все факторы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В частности, необходимо установить, имело ли место административное правонарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для прекращения дела.

Подлежат также выяснению обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, другие сведения, имеющие значение для дела.

Однако сущность задач производства по делам об административных правонарушениях выражается не только во всестороннем, полном, но и объективном выяснении обстоятельств каждого дела. Принцип объективности является важнейшим принципом по делам этой категории.

Этот принцип выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела.

Объективность несовместима с обвинительным уклоном, пренебрежением обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, неравным отношением к участникам производства по делу.

Необходимость объективного рассмотрения обстоятельств дела обусловливает внимательное, уважительное отношение как к самим участникам производства, так и к их ходатайствам и обращениям.

В целях реализации этого принципа на практике КоАП РФ закрепил различного рода гарантии, обеспечивающие достижение истины по делу, к примеру институты пересмотра, ответственность за ложные показания, отводы субъектов правоприменения и некоторых участников процесса.

При необходимости субъект административно-юрисдикционной деятельности вправе истребовать необходимые документы, провести экспертизы, проверки и иные меры для объективного разрешения дела, чтобы полностью исключить односторонний, предвзятый подход к оценке фактов.

Своевременность выяснения обстоятельств означает соблюдение предусмотренных КоАП РФ процессуальных сроков, что не только способствует неотвратимости привлечения виновных к ответственности, но и является серьезной превентивной мерой.

Указание ст. 24.1 КоАП РФ на необходимость разрешения дела в соответствии с законом имеет непреходящее значение. Речь, по сути, идет об одном из основополагающих принципов производства по делам об административных правонарушениях — принципе законности.

Сущность этого принципа, закрепленного в ст.

15 Конституции РФ, применительно к производству по делам об административных правонарушениях состоит в том, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В этой связи важной задачей производства по делам об административных правонарушениях, сформулированной в ст. 24.1 КоАП РФ, является обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления.

Неисполнение постановления о привлечении к административной ответственности или исполнение его не полностью снижает эффективность борьбы с административными правонарушениями, обусловливает неисполнение принципа законности.

Важной задачей производства по делам об административных правонарушениях является также превентивно-предупредительная задача, направленная на выявление причин и условий, способствующих совершению административных проступков.

Органы и должностные лица, выполняющие административно-юрисдикционные функции, обязаны не только выявлять эти причины и условия, но вносить в соответствующие организации, их должностным лицам представление о принятии мер по устранению данных причин и условий.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации.

Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Положение ст. 24.2 КоАП РФ, фактически закрепляющее принцип возможности всем участникам производства по делам об административных правонарушениях выступать на родном языке, отражает требование ст. 19 Конституции РФ о полном равноправии всех граждан независимо от их национальности и языка.

На принципе гласности в деятельности всех государственных органов, включая административно-юрисдикционную систему, зиждется демократическая система российского общества. Этот принцип, провозглашенный в ст.

123 Конституции РФ, закрепил открытое слушание дел во всех судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Естественно, что этот принцип нашел свое отражение и в производстве по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 24.

3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

Наиболее полно этот принцип реализуется в процессе судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях. Граждане, представители общественности, трудовых коллективов, средств массовой информации вправе присутствовать в зале заседаний, делать письменные заметки, фиксировать все происходящее.

Исключения из общего правила открытого рассмотрения административно-юрисдикционного дела связаны с необходимостью сохранения охраняемой законом тайны, обеспечением безопасности, чести и достоинства лиц, участвующих в процессе, их близких.

При наличии соответствующих оснований вопрос о закрытом рассмотрении дела вправе поставить как участники производства, так и судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать это дело.

При закрытом рассмотрении дела помимо судьи, членов коллегиального органа или должностного лица, рассматривающих дело, присутствуют: лицо, в отношении которого ведется производство по делу; потерпевший; защитник и представитель; в необходимых случаях — другие участники производства по делу. Постановление по делу об административном правонарушении, оглашаемое публично, не должно содержать сведений, ради сохранения тайны которых рассмотрение дела проходило закрыто.

Выше уже отмечалось, что принцип объективности в процессе производства по делам об административных правонарушениях обусловливает необходимость внимательного отношения как к самим участникам процесса, так и к их ходатайствам.

В этой связи, согласно ст. 24.

4 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

Ходатайство — это официальная просьба участников процесса, например, о назначении экспертизы, приобщении к делу документов и вещественных доказательств, вызове свидетелей, привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, восстановлении пропущенного срока, приостановлении исполнения какого-либо юрисдикционного акта и др.

Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • действия лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, установившего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При наличии любого из этих указанных в ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельств производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Данные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, в основном повторяют те основания, которые содержались в ранее действовавшем КоАП РСФСР.

Однако из нового Кодекса исключено положение о действиях лица в состоянии необходимой обороны, но суть ее нашла закрепление в ст. 2.7 КоАП РФ, посвященной действиям лица в состоянии крайней необходимости. Так, действия лица в состоянии крайней необходимости, т. е.

для устранения опасности, которая может непосредственно угрожать личности, правам лица (лиц), а также охраняемым законом интересам общества или государства, законодатель также относит к исключительным обстоятельствам при условии, что эта опасность не могла быть устранена иными средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

Наличие этого обстоятельства является одним из оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Особо подчеркнем, что правила действия акта амнистии в полном объеме распространяются на административно-юрисдикционный процесс. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при издании законодательного акта, ликвидирующего назначение административного наказания.

Лицо привлекается к ответственности по законодательству, действующему во время совершения проступка. При отмене закона, устанавливающего административную ответственность, дело, находящееся в производстве, должно быть прекращено независимо от стадии производства.

В случае принятия нового закона, смягчающего административную ответственность, производство продолжается, но с учетом всех новелл позитивного характера.

Правило об обратной силе закона, смягчающего или отменяющего ответственность, в полном объеме распространяется на лицо, которое совершило административный деликт до вступления такого закона в силу, если постановление по делу еще не исполнено.

Исключительным обстоятельством, препятствующим производству по делу, является также наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) таких документов, как постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела. В случае отмены в соответствующем порядке вышеназванных постановлений административно-юрисдикционное производство может быть возбуждено, но при этом необходимо соблюсти сроки давности привлечения к административной ответственности.

Кодексом предусмотрены и другие основания прекращения производства по делу об административном правонарушении:

  • при малозначительности совершенного деликта судья, орган, Должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ);
  • при выявлении в действиях (бездействии) лица признаков преступления материалы дела передаются прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания (ст. 29.9 КоАП РФ).

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда, осуществляют в пределах своей компетенции Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры.

В соответствии со ст. 25.

11 КоАП РФ к полномочиям прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях относится: 1) возбуждение производства по делу; 2) участие в рассмотрении дела с правом заявлять ходатайства и давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела); 3) принесение протеста на постановление по делу об административном правонарушении (независимо от участия в деле) и др.

Издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм, выплачиваемых свидетелям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам; сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.

Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица (за исключением сумм, выплаченных переводчику).

Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта РФ. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=33877

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector